Поиски привели меня в музей Западно-Сибирского речного пароходства. Его заведующий — ветеран пароходства Сергей Иванович Поспелов рассказал, что в северо-западной части нашего города на базе Яренского затона с 1931 г. началось строительство судостроительного завода. Этот завод перед войной выпускал водометные катера-газоходы и занимался сборкой речных трамваев, которые в виде агрегатов и секций поступали с киевского завода "Ленинская кузница". С началом войны сюда и были эвакуированы киевляне. Их оборудование сразу же размещалось в уже существующих цехах, заводские работники и их семьи нашли приют у отзывчивых жителей поселка.
— Достоверной информации о строительстве бронекатеров у меня нет, — сообщил Поспелов. — Такие сведения могут быть в музее трудовой славы этого предприятия, в дальнейшем — Ремонтно-эксплуатационной базы речфлота.
Однако и здесь ничего конкретно сказать не могли. Оказалось, что все собранные материалы переданы в лицей № 3 речного флота.
Квалифицированный музейный работник Е. М. Попов создал здесь музей и пригласил меня посетить его. В двух больших залах расположилась прекрасно оформленная экспозиция по истории РЭБ флота, а два стенда содержали интереснейшие материалы, в том числе и о боевом пути бронекатеров, созданных в Новосибирске.
Вот рассказ Евгения Михайловича:
— С октября 1941 г. наш завод Наркомата речного флота стал оборонным, главной продукцией его были 100-миллиметровые минометы и мины к ним. По решению ГКО от 13 августа 1941 г. мы должны были начать и строительство БКА пр. 1124. В начале следующего года были заложены сразу четыре корабля и заготовлены детали на пятый, но для одновременной постройки всех этих катеров не хватало рабочей силы — более 2000 человек были призваны и ушли на фронт. Поэтому завод сконцентрировал все усилия на строительстве головного катера. Вскоре прибыли рабочие киевского завода, темпы постройки возросли. Коллектив делал все возможное и невозможное. Главный конструктор Александр Иванович Малков не покидал сборочного цеха, оперативно решая многочисленные производственные задачи. Так, по его инициативе была значительно улучшена конструкция пулеметной установки. Многое сделал главный специалист Александр Иванович Майков. По 12-14 часов в сутки работали наши лучшие сварщики — однофамильцы Н. И. и И. И. Токаревы. По приказу Наркома ВМФ в 1943 г. для участия в строительстве бронекатеров прибыла бригада краснофлотцев (15 человек) под командой капитан-лейтенанта П. П. Шиндова. Благодаря самоотверженному труду коллектива головной БКА (заводской № 3) был сдан для ходовых испытаний в начале августа 1944 г. Вместе с представителями завода проводили испытания военпреды капитан 2 ранга И. Ф. Кириченко и инженер-майор Г. В. Земляниченко. В них принимал участие и будущий командир корабля — капитан-лейтенант Константин Николаевич Сокольников. Во второй половине октября катер был погружен на платформу и вместе с командой прибыл в указанный район дислокации Краснознаменной Амурской флотилии. Ему было присвоено наименование "БК-47", и он вошел в состав 1-го отряда бронекатеров 1-й бригады речных кораблей.
Построенный в Новосибирске бронекатер принимал самое активное участие в Маньчжурской наступательной операции 9-20 августа 1945 г. Вот как описывает эти события командир "БК-47":
— С началом боевых действий отряд из трех бронекатеров и монитор "Сунь Ят-сен" первыми вошли в Сунгари и высадили десант моряков. Наш отряд являлся дозорно-разведывательным и до самого Харбина шел впереди основных сил флотилии, постоянно находясь в соприкосновении с противником. Головной катер первым врывался в гарнизоны противника, высаживая штурмовые группы и уничтожая огневые точки врага, проникал в тылы японцев, нарушая их коммуникации. У селения Аоцин противник встретил разведотряд сильнейшим ружейно-пулеметным огнем, но наш небольшой десант в быстротечном бою одержал победу, захватил большие трофеи и знамя батальона. Упорно сопротивлялись японцы у селения Хунхэдао. Дорога здесь проходила по самому берегу реки и была забита отступающими войсками. Сосредоточив большое количество орудий, противник навязал нам артиллерийский бой, намереваясь выиграть время. Бронекатера амурцев пробились в тыл врага и с удобных позиций около двух часов обстреливали батареи японцев и их пехоту, пока огонь по Хунхэдао не открыли подошедшие основные силы флотилии. Утром 20 августа бронекатера вошли в Харбин и приняли капитуляцию Сунгарийской японской флотилии. Наш корабль был сделан очень хорошо. Выходов из строя механизмов и вооружения не было. Все участники строительства "БК-47" заслуживают благодарности, большое им спасибо.
Родина отметила боевые подвиги экипажа "БК-47" высокими правительственными наградами, на нем был поднят гвардейский военноморской флаг.
Судьба остальных построенных в Новосибирске бронекатеров сложилась следующим образом. Близился конец войны, и в 1944 г. работники и оборудование "Ленинской кузницы" отправились на родину. Производство бронекатеров несколько замедлилось. Все материалы, оборудование и заделы, предназначенные для достройки трех катеров, в феврале 1945 г. передали заводу № 302 (Киев).
В дальнейшем бронекатер с заводским № 1 получил наименование "БК-67" и был включен в состав 3-го дивизиона БКА 1-й Харбинской Краснознаменной бригады, а заводской № 22 — "БК-346" — зачислен в состав Краснознаменной Дунайской флотилии. Катер с заводским № 4 после дооборудования получил наименование "БК-344" и попал в состав Краснознаменной Днепровской флотилии, а в 1951 г. передан в состав ВМС Болгарии.
Автор приносит искреннюю благодарность С. И. Поспелову, Е. М. Попову, М. А. Захарченко, Н. И. Рубану за оказанную помощь в подготовке данного материала, приоткрывающего еще одну страницу нашей истории. Летят годы, спрессовываясь в века, но память о подвиге тружеников тыла, в тяжелых условиях военного времени строивших отличные корабли, сохранится навеки.
Владимир Бухарин, участник Великой Отечественной войны, г. Новосибирск