Особенно успешно решаются такие вопросы молодыми яхтсменами, выбравшими профессию кораблестроителя. У них появляется возможность параллельно набираться и знаний по всем разделам теории плавания под парусами. Хорошим примером может служить замечательный кораблестроитель Р. Е. Алексеев — выдающийся конструктор быстроходных судов на подводных крыльях и сверхскоростных кораблей — экранопланов. Он же известен в качестве яхтсмена-гонщика и яхтенного конструктора, создавшего несколько типов гоночных парусных швертботов речных классов. Кстати, на швертботах Р. Е. Алексеев проводил и первые опыты по управлению углом атаки подводных крыльев.
Среди подобных увлеченных парусом людей вырос и стал известен Дмитрий Курбатов, прошедший путь от студента и яхтенного матроса до талантливого ученого и конструктора — авторитетного специалиста по парусным яхтам. Важно подчеркнуть, что он до конца жизни так и не прекращал самообучения, обобщая и пропагандируя мировой опыт яхто-строения, проведения парусных соревнований и дальних плаваний. Я пишу о нем как об яхтсмене и конструкторе яхт, авторе работ по парусным судам ("КиЯ", например, начинались с его ценнейшей статьи "Проектирование яхт для любительской постройки" — см. вып. 1), поскольку эта тематика мне более знакома. Но хорошо известна и его деятельность в качестве конструктора-профессиона-ла в наших ведущих катерных ЦКБ, да и в качестве разработчика 47 проектов судов для самостоятельной постройки, опубликованных в "КиЯ". В их числе — 32 проекта судов моторных и гребных и только 15 — парусных.
Автор познакомился с Д. А. Курбатовым в 1956 г. Шло собрание студентов, посвященное перспективам участия наших яхтсменов в Олимпийских играх, возможному вкладу Кораблестроительного института в развитие отечественного спорта. Надо сказать, что в тот период яхтсмены ЛКИ уже неплохо смотрелись на общегородском уровне, но молодая энергия и честолюбивые замыслы требовали дальнейших, еще более решительных шагов и настойчивых усилий. Вот тогда на этом собрании и выступил Дмитрий Курбатов с заинтересовавшим всех конкретным предложением: организовать в ЛКИ проектирование парусных яхт с самыми высокими показателями — постараться превзойти лучшие мировые образцы! А для начального обучения молодых конструкторов и сплочения сил спроектировать большую крейсерскую яхту, на которой можно было бы пойти вокруг Европы. Так возникла идея студенческого конструкторского бюро, которое потом успешно работало в ЛКИ, затем СПбГМТУ более 40 лет, получив в последние годы наименование СКБ "Океан".
Через школу СКБ прошли десятки студентов, получив хорошую конструкторскую закалку. Среди питомцев "Океана" есть руководители яхтостроительных и катеростроительных фирм, известные специалисты в области кораблестроения. Опыт работы в этом СКБ позволяет молодым энтузиастам не затеряться в многочисленных коллективах больших конструкторских бюро.
Начинание получило поддержку ректора ЛКИ, которым в тот период был Евгений Васильевич Товстых. Первоначально местом строительства яхты по проекту студентов планировался Балтийский завод, затем определился действительный строитель — Северная верфь (тогда еще завод № 190 им. Жданова). Несмотря на колоссальный энтузиазм участников, проектирование и постройка двухмачтовой стальной яхты "Хортица" заняли более пяти лет. Зато до сих пор она несет свою службу, оставаясь крупнейшей яхтой нашего города. Приятно было слышать, когда в одном из эстонских портов рыбаки уважительно называли "Хортицу" "маленьким кораблем".
По разным причинам "Хортице" так и не довелось ни обогнуть Европу, ни, тем более, совершить кругосветное плавание (позднее идею Курбатова осуществили яхтсмены Николаевского кораблестроительного института на построенном по своему проекту "Икаре"). По самым разным причинам сам Дмитрий Антонович ни разу не выезжал за рубеж, хотя был знаком и переписывался со многими ведущими конструкторами и владельцами фирм.
Имена энтузиастов, создававших "Хортицу" вместе с Д. А. Курбатовым, увековечены на табличке над входом в каюту яхты. Сейчас наиболее известен из них профессор В. В. Волостных, один из активистов яхт-клуба Морского университета. Что касается автора, то он был в те годы приверженцем и разработчиком моторно-парусного варианта яхты (ориентированного на танковый дизель 3-Д6), но эта идея не получила одобрения остальной части коллектива. При поддержке заведующего судомодельной лабораторией Г. Е. Александровского строилась даже двухметровая модель яхты для проверки "моторного" диапазона, но до испытаний дело не дошло. Зато автору опыт создания модели и подготовки к проведению буксировочных испытаний позднее очень пригодился во время научно-педагогической стажировки в Швеции, когда потребовалось испытать пять моделей глиссирующего катера. К слову сказать, сейчас появились моторнопарусные яхты переходного режима движения, двигатель которых обеспечивает скорость, более высокую, чем под парусами. При этом и скорость под парусами солидная, соответствующая высоким значениям чисел1 Фруда и Брюса.
Творческое наследие Д. А. Курбатова — это проекты конкретных яхт, катеров, гребных лодок, несколько книг и сотни статей. Но остались и неопубликованные рукописи. Одна из них подготовлена к печати усилиями Ю. Г. Саруханова и автора этих строк и публикуется на стр. 48-52. Некоторые положения этой работы Д. А. Курбатова о яхтенных килях могут показаться "старомодными", однако все, кто имел возможность подробно ознакомиться с рукописью, считают ее публикацию совершенно необходимой — дающей хорошую основу для понимания всех последующих новаций в области проектирования килей, швертов и рулей.
Борис Царев, профессор СПбГМТУ
Примечания
1. Для читателей-неспециалистов сообщим, что число Фруда — это безразмерная скорость (т. е. скорость в метрах в секунду, деленная на корень квадратный из произведения длины в метрах на ускорение силы тяжести). Переходный режим фиксируется между режимом плавания и режимом глиссирования — скольжения по поверхности воды. Каждому из этих режимов соответствует свой интервал чисел Фруда. Под числом Брюса понимается ветровая энерговооруженность, т. е. отношение корня квадратного из площади парусов к корню кубическому из погруженного объема яхты.