Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Истории / Военная страничка / 2005 год / Кому Россия обязана позором Цусимы?
    Краткое оглавление
    Как принималось роковое решение Кто готовил флот к поражению? Примечания


    Подкатегории раздела
    Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    По Японскому морю на яхте «Россия» класса Л6
    Долгий век крейсерской яхты «Россия»
    На яхте «Россия» по маршруту генерала Невельского
    Авария яхты «Россия» на рейде Петродворца
    Презентация проекта «Россия в Формуле-1» на воде
    Соревнования клубных команд России на реке Исети 1972 года
    Находка обломков корабля «Слава России» у берегов Франции
    Первый в прибалтийских провинциях России яхт-клуб в Риге
    Как разделить обязанности экипажа крейсерско-гоночной яхты
    Самый большой за триста лет корабль в России
    Будет ли в России швертбот национального класса?
    История знаменитого российского катамарана «Иван-30»
    Краткая история создания современных российских швертботов класса «С»
    Осенний Кубок России по фанбордингу 1998 года


    Кому Россия обязана позором Цусимы?

    Год: 2005. Номер журнала «Катера и Яхты»: 195 (Все статьи)
              0


    Кажется, что трагические события русско-японской войны — дела давно минувших дней, незапамятная старина. А ведь прошло всего-навсего 100 лет! Не будем сейчас говорить о том, какие это были 100 лет, изменивших самое лицо нашего мира, вспомним Цусиму — последнее в Российской истории морское сражение, которое предопределило и поражение России в войне, и больше того — грядущий крах самодержавия.

    Сотни томов на многих языках мира посвящены анализу Цусимского морского боя, оказавшего серьезное влияние и на кораблестроение в целом. Выводы порой диаметрально противоположны, но в одном сходятся все: главной причиной поражения была стратегическая ошибка — сама посылка наскоро собранной разношерстной эскадры в 18 000-мильное плавание. Оказывается, абсолютно никто, включая автора идеи контр-адмирала З. П. Рожественского (начальника главморштаба), на самом деле не верил в то, что эскадра успеет пройти на Дальний Восток до падения Порт-Артура и заключения мира и, тем более, что обескровленная семимесячным плаванием эскадра будет в состоянии разгромить японский флот.

    Приведем только одно поистине пророческое высказывание, принадлежавшее командиру эскадренного броненосца "Александр I" капитану 1 ранга Н. М. Бухвостову: "Победы не будет! Нас разобьют японцы. За одно я ручаюсь: мы все умрем, но не сдадимся".

    Только в наши дни стал возможен ответ на вопрос — как же было принято ошибочное роковое решение? Кто же на самом деле является главным виновником поражения в Цусимском проливе? Кто отвечал за развитие русского флота и морских вооружений?

    Приводим мнение высокопоставленного очевидца, которому нельзя не верить — великого князя Александра Михайловича (1866-1934), видного морского деятеля (вице-адмирал), активного противника посылки эскадры на верную гибель.

    Как принималось роковое решение


    Информация об изображенииБроненосный крейсер "Рюрик"
    Броненосный крейсер "Рюрик"
     
    Мы сидели в Царском с Ники, дядей Алексеем и Авеланом1. Предстояло решить, должны ли мы утвердить план адмирала Рожественского, который предлагал отправить наши военные суда на Дальний Восток — на верную гибель. Сам он не питал каких-либо надежд на победу. Он просто думал о том, что надо "чем-нибудь удовлетворить общественное мнение".

    Ники просил всех искренно высказать свое мнение. Один ничего не мог сказать, другой говорил много, но не сказал ничего путного, третий блеснул основательным знанием высказываний Нельсона. Я говорил последним и решил не церемониться. К моему величайшему удивлению, было решено наш Балтийский флот в Тихий океан не посылать.

    Информация об изображенииВеликий князь Алексей Александрович
    Великий князь Алексей Александрович
     
    В течение двух недель все было благополучно, но к концу второй недели Ники изменил свое мнение: наш флот должен был отправиться на Дальний Восток. По дороге в Кронштадт для прощального посещения уходящих кораблей я твердо высказал свою неизменную точку зрения и встретил поддержку в лице опытного капитана императорской яхты "Штандарт". Государь снова начал колебаться. В душе он соглашался со мною.

    — Дай мне еще раз поговорить с дядей Алексеем и Авеланом с глазу на глаз.

    Их заседание длилось несколько часов.

    — Ваша взяла, — сказал Авелан, появляясь на палубе. — Мы приняли неизменное решение эскадру на Дальний Восток не посылать.

    "Неизменность" мнения государя продолжалась десять дней. Затем он в третий раз переменил свое решение.

    14 мая наш пикник в Гатчине был прерван прибытием курьера: русский флот был уничтожен в Цусимском проливе. Государь ничего не сказал. Только смертельно побледнел и закурил.

    Кто готовил флот к поражению?


    Несколько слов о великом князе — генерал-адмирале Алексее Александровиче, с 1881 по 1905 г. бывшем главным начальником флота и Морского ведомства.

    Светский человек с головы до ног, которого баловали женщины, он пользовался репутацией самого красивого члена императорской семьи, много путешествовал. Одна мысль о возможности провести год вдали от Парижа заставила бы его подать в отставку. Но он состоял на государственной службе и занимал должность не более не менее как генерал-адмирала. Трудно себе представить более скромные познания, чем те, которые были у него по морским делам. Одно только упоминание о современных преобразованиях в военном флоте вызывало болезненную гримасу на его красивом лице. Не интересуясь решительно ничем, что бы не относилось к женщинам, еде или напиткам, он изобрел чрезвычайно удобный способ для устройства заседаний своего Адмиралтейств-совета. Он приглашал его членов к себе во дворец на обед и после того, как наполеоновский коньяк попадал в желудки гостей, открывал заседание традиционным рассказом о случае из истории русского флота — о гибели фрегата "Александр Невский", происшедшей много лет тому назад на скалах вблизи Скагена2.

    Информация об изображенииИмператор Николай II
    Император Николай II
     
    Я выучил наизусть все подробности этого запутанного повествования и всегда из предосторожности отодвигался немного от стола в тот момент, когда, следуя "сценарию", дядя Алексей должен был ударить кулаком по столу и воскликнуть громовым голосом:

    — И только тогда, друзья мои, узнал этот суровый командир очертания скал Скагена...

    Один из подчиненных Алексея Александровича — известный острослов начальник Балтийского завода М. Кази коротко характеризовал генерал-адмирала так: "Семь пудов августейшего мяса...

    Как бы там ни было, беззаботное существование шефа Российского флота продолжалось много лет. Лишь когда грянул гром цусимской трагедии, он был вынужден спешно выйти в отставку. Заодно и сама должность его была упразднена — генерал-адмиралов после него уже не было.

    Оба отрывка — из книги "Великий князь Александр Михайлович, Воспоминания", М., 2001.

    Примечания


    1. Эти трое — император Николай II, генерал-адмирал Алексей Александрович — командующий флотом и адмирал Авелан — морской министр.

    2. В 1868 г., когда произошел этот случай, будущий шеф флота был на фрегате вахтенным начальником.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +3

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Поход на РИБах «Kорсар» по Ладожским шхерам
    Копия английского галиона «Золотая Лань»
    Большая история яхт класса «Mini 6.50»
    Первые в России гонки на моторных судах
    Размышления ветерана Владимира Бухарина о истории водно-моторного спорта
    Поморская лодка шняка, шитая вицей
    Поход вокруг Ладоги за 14 часов
    Мореходный парусник ганзейский когг
    Еще одна лодка царя Петра i?
    Учебное парусное судно «Мир»
    200-летие первого кругосветного плавания россиян
    Плавание по Енисею на шлюпке
    Океанское гребное плавание близнецов Сергея и Андрея Синельников
    Спортивная водно-моторная династия Атамановых
    Из дневников антарктического похода яхты «Апостол Андрей»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Кому Россия обязана позором Цусимы?

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    История совершенствования скутеров «Формулы-1»
    Завершился гребной марафон братьев Синельников на лодке «Русь»
    Из Петербурга в Стокгольм на шхуне «Три звездочки»
    На парусных швертботах по Амуру и Охотскому морю
    История прославленных бронекатеров по проектам 1124 и 1125
    Строительство бронекатеров в Новосибирске
    Краткая история российского барка «Крузенштерн»
    Династия судоводителей-любителей Чекмаревых
    Выезд на охоту и рыбалку в Карелию с лодкой «Комбат-380»
    25-летний юбилей яхты «Флора» отмечаем в Атлантике
    Постройка ладьи «Русич» для похода «из варяг в персы»
    История тридцатилетней парусной яхты «Варяг»
    История жизни Евгения Германа на берегу бухты Славянка
    Грани яхтсменского опыта Д. А. Курбатова
    Из Петербурга в Стокгольм на мотолодке «Admiral 610»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 23 + 29 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории