Публикуемая ниже статья чемпиона США в классе «Летучий Голландец» Роджера Грина излагает некоторые последние сведения по настройке гибкого рангоута. В более подробном изложении она была помещена в американском журнале «One-design and Off-shore Yachtsmen», №2, 1969.
Совсем недавно многие яхтсмены склонны были преувеличивать значение эластичного рангоута, не в меру увлекаясь «игрой» на нем в самых различных условиях. Однако опыт говорит о том, что нужно очень умело контролировать изгиб мачты, прибегать к нему со строгим учетом условий гонки.
Напомним, что благодаря эластичной мачте можно:
- регулировать полноту и положение «пуза» у грота;
- влиять на натяжение задней шкаторины как грота, так и стакселя;
- управлять величиной зазора (щели) между задней шкаториной стакселя и грота;
- распределять давление ветра на парус;
- придавать гроту наиболее эффективную форму и профиль.
Парус раскраивается таким образом, что его передняя и нижняя шкаторины имеют кривизну или серп. Когда парус стоит на прямом рангоуте, за счет площади этих серпов и создается пузо. Если гик и мачта под нагрузкой ветра на парус изгибаются, то их изгиб компенсирует серпы, и парус становится более плоским. Кроме того, треугольные очертания паруса становятся близкими к параболе, принимают форму, более эффективную с точки зрения аэродинамики.
Натяжение задней шкаторины грота зависит от того, насколько туго выбран гика-шкот. При жестком рангоуте задняя шкаторина грота всегда имеет большее натяжение, чем при эластичном (разумеется, если гика-шкот выбран одинаково).
Прогиб топа мачты сближает фаловый и шкотовый углы стакселя и таким образом уменьшает натяжение его задней шкаторины. При гибкой мачте ослабление задней шкаторины стакселя и уменьшение пуза грота приводит к увеличению зазора между гротом и стакселем. Варьируя этими же элементами — зазором между парусами, величиной и положением пуза грота, натяжением шкаторины и т. п., в свежую погоду можно регулировать количество энергии ветра, отбираемое на движение яхты.
Основным методом контроля продольного и поперечного изгиба мачты является регулируемое (посредством винтовой рукоятки или другими средствами) закрепление ее в пяртнерсе на уровне палубы.
Жестко закрепленная на уровне палубы мачта гнется меньше, а изгиб у нее располагается выше, чем у свободной мачты.
При большой полноте верхней части паруса кренящий момент возрастает особенно сильно. Вот почему желательно начинать изгиб мачты от топа, увеличивая его по направлению к гику по мере того, как скорость ветра возрастает. Нередко можно видеть, что рулевой не в силах справиться с яхтой, идет по ветру с растравленным гика-шкотом; парус и гик бурно полощутся. Если бы мачта не была закреплена на уровне палубы, то, увеличив ее изгиб, можно было бы уменьшить крен швертбота, не прибегая к потравливанию шкотов.
Эффективность управления изгибом мачты зависит и от размещения блоков гика-шкота. Усилие на гика-шкоте тем больше, чем дальше расположено его крепление на гике от мачты.
Расстояние между блоками на гике определяет распределение сил от натяжения гика-шкота на изгиб гика и мачты путем давления на парус.
Относительное расположение блоков на гике и погоне гика-шкота определяет давление гика на мачту. Большее давление сгибает мачту на более низком уровне.
На большинстве швертботов изгиб мачты регулируется в основном с помощью краспиц. Длина краспиц — основной регулятор поперечного изгиба верхней части мачты. Короткая краспица с наветренной стороны работает не на сжатие, а на растяжение и оттягивает за собой мачту, увеличивая ее изгиб.
Некоторые рулевые предпочитают иметь краспицы регулируемой длины, используя винтовые распорки или несколько гнезд для перестановки вант по длине краспицы.
Наибольшей поддерживающей способностью обладают ванты с краспицами, раздвигающими их (дающими слом вантам) в состоянии покоя. Такой рангоут гнется выше точки крепления вант. Прогиб мачты зависит от первоначального натяжения вант при настройке яхты. Натянутый такелаж позволяет мачте не только сгибаться в боковом направлении, но также наклоняться под ветер, что значительно увеличивает зазор между гротом и стакселем.
Часто оснащают яхты свободно качающимися краспицами, но они не только не поддерживают мачту, а даже способствуют ее изгибу.
Проблема решается либо ограничением качания краспиц так, чтобы они не давали мачте сгибаться за критическую точку, либо жестким закреплением их. Максимум продольной жесткости достигается за счет выноса концов закрепленных краспиц вперед таким образом, чтобы ванты имели на них слом. Толкающая назад сила при этом прикладывается к середине мачты еще до того, как паруса наполняются ветром. Вместе с регулируемым креплением мачты в пяртнерсе это является очень эффективным методом контроля изгиба.
В противоположность общепринятому мнению, напряженность вант незначительно влияет на натяжение передней шкаторины стакселя (так как ванты работают в плоскости, почти перпендикулярной штагу). Гораздо больше прогиб передней шкаторины стакселя зависит от натяжения задней шкаторины грота, или, в конечном счете — натяжения гика-шкота. Набивка вант влияет главным образом на наклон мачты (т. е. на величину зазора между гротом и стакселем).
Ромбованты обычно применяют с целью противодействовать изгибу мачты, не поддающемуся контролю другими средствами. Однако стоит рулевому убедиться в возможности, регулировать жесткость мачты по. всей длине с помощью краспиц, как он уже отказывается от установки ромбовант. В течение последнего сезона в классе «Летучий Голландец» многие ведущие гонщики отказались от ромбовант на легком рангоуте.
Патиссон (олимпийский чемпион 1969 г.) обычно прочно закрепляет краспицы таким образом, что их концы выступают приблизительно на 40 мм за борт, когда мачта не несет нагрузки.