Автомобильный дворник на «Казанке»
К верхней кромке ветрового стекла «Казанки» я прикрепил дюралевый козырек, на котором установил вакуумный «дворник» от автомобиля «ГАЗ-51». Для привода дворника использовано разрежение, которое создается помпой для откачки воды из лодки (у меня подвесной мотор «Москва-М»). «Дворник» соединен со штуцером помпы медной трубкой с резиновым шлангом (кусок топливного шланга). Правда, для подсоединения шланга пришлось сделать переходник. Важно, чтобы во всех соединениях трубопровода не было подсоса воздуха.
«Дворник» отлично работает на средних и больших оборотах двигателя.
Люк над водителем
Не всегда удобно управлять катером из закрытой каюты (например, если нужно входить в камеру шлюза). Сдвижной или откидной люк в крыше рубки над местом водителя делает управление судном удобным и безопасным при любых обстоятельствах. Размеры люка должны быть такими, чтобы в него свободно проходили плечи, а управлять штурвалом можно было стоя.
В жаркую погоду люк служит и для вентиляции каюты.
Швартов-амортизатор
Если лодка пришвартована к бону или пирсу, а стоянка открыта для волны, полезно устроить пружинный амортизатор. Он смягчит рывки лодки на волне, которые затрудняют подготовку судна к выходу. Пружину 2 нужно хорошо смазать и закрыть кожухом 1 из жести. Разумеется, при очень сильных рывках или нагрузках, когда выбирается рабочий ход пружины, должен вступать в действие основной прочный швартов или цепь 3. Жесткость пружины подбирается в зависимости от размеров и водоизмещения лодки.
Соединение полиэтиленовой пленки
Обычно полиэтиленовую пленку соединяют при помощи тепла: сплавляют кромки нагретым предметом или даже открытым огнем, предварительно зажав края пленки между двумя рейками. Такие соединения герметичны, но недостаточно прочны.
Очень удобно сшивать полиэтилен нитками, предварительно приклеив ленту лейкопластыря. Шов получается довольно прочным.
Лейкопластырем можно воспользоваться и просто для укрепления кромок пленки.
Гакабортный огонь в вентиляторе
Вентилятор ахтерпика может быть использован для размещения в нем гакабортного огня. Достоинства очевидны: меньше отверстий в палубе, фонарь хорошо защищен от повреждений. Вырез в тубусе для прохода воздуха должен соответствовать сектору освещения гакабортного огня (135°). Вентилятор снабжается брызгоотбойным щитком и отверстием для слива попавшей в тубус воды.
Надувные катки для швертботов
Для транспортировки легких швертботов по берегу и их спуска на воду в США выпускаются надувные катки из прорезиненного материала. Благодаря большой ширине и диаметру катки позволяют перевозить швертбот по песку, гальке, вязкому грунту.
Для крепления катков к корпусу судна используется швертовый колодец: специальная рамка из тонких стальных труб вставляется прямо в щель колодца (вместо шверта). Вес корпуса воспринимается пластиной-упором, закрепленной на рамке.
Полочка для стаканов
Очень практична предлагаемая полочка 1, на которой стаканы хранятся вверх дном. От падения при крене их удерживают деревянные кружки 2, выточенные по внутреннему диаметру у обреза стакана.
Ограждение 3 из прутка пли трубочки предохраняет стаканы от случайных касаний сбоку.
Оборудование стоянок
В большинство случаев на городских стоянках лодки стоят у бонов и при этом то и дело наваливаются одна на другую, чем хороший хозяин всегда недоволен. Якорь, отданный с кормы, часто пс помогает.
На мой взгляд, наш рыбинский вариант устройства стоянок в этом отношении имеет определенные достоинства. Суть его состоит в том, что к бону с обеих сторон прикрепляются проволокой секции, рассчитанные на постановку трех — пяти лодок (в зависимости от наличия материалов и размеров лодок) — каждой в своей ячейке. Секции собраны из тонких бревен (подтоварник), жестко связанных между собой болтами. По окончании навигации секции снимаются и хранятся на берегу до следующего года вместе с бонами.
В каждой из ячеек лодка расчалена при помощи текстропного ремня одним концом за уключину, другим через кольцо с карабином за ерш, вбитый в подтоварину ячейки. Носовая цепь крепится за рым-болт на бону или на поперечном бревне секции.
К бонам секции прикреплены таким образом, чтобы их «носовые» части были подняты над поверхностью воды, а «кормовые» перекладины затонули на необходимую для свободного прохода лодки глубину. Если так сделать не удается (например, из-за разной высоты понтонов бонов), секции с «кормовой» стороны можно притопить при помощи грузов.
Лодки, поставленные таким способом, не бьются одна о другую, каковы бы ни были ветер и волна; не страшны и колебания уровня воды в водоеме.
Две конструкции складной кошки
Получившие распространение на речных лодках четырехлапые якоря-кошки очень неудобны для храпения на судне. Рекомендуем изготовить складную кошку по одной из предлагаемых конструкций. В более простой (рис. а) нижняя часть веретена 1 имеет квадратное или шестигранное сечение 2. Соответствующей формы отверстие сделано во втулке подвижной верхней пары лап. Для того чтобы сложить лапы в одной плоскости, необходимо поднять подвижные лапы до круглого сечения веретена. затем, повернув их на 90°, снова опустить на место.
В другой конструкции (б) веретено 1 круглого сечения, а подвижные лапы 4 фиксируются в рабочем положении за счет выреза во втулке 5. На штоке приварена шайба 2, в которую упирается пружина 3, удерживающая лапы 4 в рабочем или сложенном положении.
Посуда для путешествий
Если вы собираетесь плыть по-семейному, не торопясь и с удобствами, разбивая лагерь иногда и на несколько дней, стоит обратить особое внимание на набор посуды. Ее всегда не хватает: то потребовалось сходить за грибами или ягодами, то не в чем принести молоко, держать воду, поставить простоквашу, обед из двух блюд сварить и т. п. Вообще требуется большое количество разнообразной тары, а места для ее хранения, как правило, мало.
За основу рекомендуемого компактного комплекта на двоих-троих путешественников можно взять 10-литровое алюминиевое ведро (стоит 2 руб. 50 коп.). Это ведро будет служить только для воды, на костер его вешать не стоит.
Каждая следующая вкладываемая в ведро «емкость» должна быть меньше предыдущей по диаметру на 20 мм (именно так идут размеры кастрюль и бидонов, которые продаются в магазинах Ленинграда).
Вот округленные значения: 1 — ведро 10 л (диаметр 220; высота 235); 2 — котелок 5 л (200; 145); 3 — котелок 3,5 л (180: 135); 4 — котелок 2 л (100; НО); 5 — ведерко 2, л (140; 150); 6 — Ведерко 1,5 л (120; 155). Общая емкость 24 л.
Котелки изготовляются самостоятельно из кастрюль соответствующей емкости, а ведерки — из бидонов, от которых приходится отрезать горловину. Заводские ручки на кастрюлях удалите, спилив головки заклепок; приклепайте вместо них ушки для крепления дужек. Сами дужки лучше всего сделать из стальной проволоки диаметром 3 мм (алюминии не годится — мягок). На крышках ручки тоже хорошо бы сделать съемными, — согнув их из проволоки и вставляя при надобности концами в отверстия, оставшиеся от заклепок.
Внутрь маленького ведерка помещается комплект пластмассовой туристской посуды из мелалита. Посуда из этого материала не боится ударов, мало нагревается от горячей пищи, хорошо моется. В комплект (3 руб. 50 коп.) входят: две глубокие миски, две мелкие, две кружки, две очень удобные по форме столовые ложки и даже солонка с перечницей. Солонку, правда, мы попросту выкинули: вместо нее укладываем внутрь комплекта чайницу с месячным запасом чая. Кстати, удобные чайницы и солонки получаются из алюминиевых корпусов старых электролитических конденсаторов (крышка — из обычной пробки).
Чтобы посуда не бренчала, уложите между стенками кухонное полотенце, костровые рукавицы, тряпку, клеенку для стола. Весит такой комплект посуды 3,8 кг.
Съемный штурвал для «Казанки»
Штурвал обычно на «Казанках» не ставят, так как он мешает открывать дверцу носового багажника. На своей лодке я сделал штурвал довольно простои конструкции, а главное — легкосъемным. Барабан штуртроса 1, как и при обычном устройстве. посажен на квадратный хвостик полого баллера 2, внутрь которого входит ось штурвала 4 с продольной прорезью. Посредством трех круглых штифтов 5 ось соединяется с баллером 2. Чтобы снять штурвал 6, достаточно вытащить его вместе с осью 4 из баллера 2.
Втулку 3 можно выточить из стальной трубы с внутренним диаметром 32—35 мм.
Цифровой прибор, видный на передней панели, — указатель температуры воды в системе охлаждения мотора «Вихрь». Термопара вмонтирована между выхлопным коллектором и цилиндром.