«Москва»
Много вопросов задается по поводу использования новых смазочных масел для двигателей «Москва».
Существует много масел, которые по своим техническим характеристикам превосходят «автол 10», рекомендованный заводом для смазки двигателя. Технические характеристики масел обычно достигаются определенными присадками и лучшей очисткой. И решить вопрос о пригодности того или иного масла можно только после всесторонних испытаний и анализа влияний, оказываемых на работоспособность трущихся пар присадками. Все испытания двигателя завод проводит на масле «автол 10», и поэтому гарантировать работу мотора можно только при эксплуатации его на этом масле. Кроме того, «автол 10» наиболее распространенное и дешевое масло. Видимых причин менять эту смазку пока нет.
Каким образом должны быть установлены пластинчатые клапаны моторов «Москва»?
При сборке и регулировке клапанных устройств моторов нужно придерживаться следующих основных правил:
1. В плане лепестки клапанов должны перекрывать отверстия полностью, т. е. не должно быть угловых смещений.
2. Клапаны не должны оказывать усилий на прилегающие плоскости и чем меньше клапан, тем точнее он должен быть пригнан к. плоскости. Всасывающие клапаны устанавливаются с небольшим зазором между клапаном и плоскостью, натяг недопустим, так как затрудняется запуск мотора.
3. Клапан не должен иметь механических повреждений: трещин, надрывов, заусенцев. Поврежденные поверхности клапанов, а также и острые кромки лепестков должны быть аккуратно заполированы.
Можно ли на двигателе мотора «Москва» установить головку блока мотора «Москва-М»?
Заменить крышку блока мотора «Москва» на крышку блока «Москва-М» можно, они взаимозаменяемы, степень сжатия при этом не изменится. Только нужно иметь в виду, что крышка блока мотора «Москва-М» составная: головка блока, прокладка и крышка головки.
Как отрегулировать карбюратор К36К на моторе «Москва-12,5»? Как правильно установить зажигание?
Карбюратор К36К позволяет регулировать качество смеси и добиваться минимально устойчивых оборотов. Регулировка начинается с установки необходимой длины троса газа и выборки свободных ходов.
Вращением упора оболочки, ввернутого в крышку карбюратора, устанавливают такое положение, при котором ручкой румпеля дроссельная заслонка поднимается из крайнего нижнего положения в крайнее верхнее. Качество смеси регулируется за счет подъема и опускания дозируюшей иглы, входящей в распылитель. При опускании иглы смесь «обедняется», при подъеме — «обогащается». Нормальной смеси соответствует светло-коричневый (кофейный) цвет изолятрра и электродов свечи, богатой — черный или темно-коричневый, бедной — белый или соломенный. Характерные цвета смеси принимают после работы на максимальной мощности в течение 5 минут. После подбора нужной смеси можно осуществить регулировку минимально устойчивых оборотов «малого газа».
Исходные положения регулировочных винтов следующие: винт количества (расположен под углом) установлен в положение, в котором дроссельная заслонка открыта на 1,5—2 мм; винт качества (расположен горизонтально) отвернут на 1,25—1,5 оборота.
Вращением винта количества следует установить минимально устойчивые обороты. Затем медленно завернуть винт качества до появления перебоев в работе двигателя, потом также плавно отвернуть винт до получения устойчивых оборотов. Винтом количества вновь уменьшить минимальные обороты.
Правильно отрегулированный (на минимальные обороты) карбюратор обеспечивает работу мотора при резком поднятии дроссельной заслонки. После регулировки нужно вновь выбрать свободный ход троса и законтрить упор.
Регулировка зажигания на моторе «Москва-12,5» сводится к двум операциям: установке зазоров в прерывателях и установке угла опережения зажигания. Перед установкой зазоров снимается стартер и маховик, а коленчатый вал устанавливается в такое положение, при котором прерыватель одного из цилиндров контактирует с наивысшей точкой кулачка. В этом положении с помощью щупа и отвертки устанавливают нужный зазор.
Все - операции повторяются для прерывателя второго цилиндра.
При регулировке угла опережения зажигания ручка румпеля устанавливается в положение «полный газ» и коленвал поворачивается в положение, при котором поршень (любого из цилиндров) не доходит до положения ВМТ на 7,2 мм.
Изменяя длину тяги магнето свинчиванием или навинчиванием гаек находят такое положение, при котором начинается размыкание контакта прерывателя, контактирующего с кулачком.
Это положение можно определить с помощью контрольной бумажки, вставленной в раствор прерывателя. При начале размыкания бумажка легко вытаскивается не разрушаясь. Для определения момента размыкания можно воспользоваться электроизмерительным прибором или лампочкой с батарейкой карманного фонарика. В этом положении тяга контрится и устанавливаются на место маховик и стартер.
Прошу опубликовать внешнюю скоростную характеристику моторов «Москва-25А» и «-30».
Внешние характеристики моторов приведены на прилагаемом графике.
«Ветерок»
Сейчас продаются шатуны новой конструкции для «Ветерка-12». Бронзовая втулка их намного уже старой и выходит у меня из строя через 40—50 часов работы мотора. Как увеличить срок работы шатунов?
Измененная конструкция шатуна мотора «Ветерок-12» имеет ширину бронзовой втулки верхней головки 14 мм вместо 19 мм.
Конструкция поршня и поршневого пальца не изменилась: на мотор может устанавливаться шатун и новой и старой конструкции. Цель уменьшения ширины верхней головки шатуна — улучшить поступление смазки в соединение шатун — поршневой палец. Для увеличения срока службы этого узла можно рекомендовать увеличить процент содержания масла в бензине (1:20 вместо 1:25).
«Вихрь»
1. Можно ли при износе картера под пружинные шайбы подкладывать плоские для обеспечения прилегания золотников?
2. Какова емкость конденсатора магдино МГ-101?
3. Какова величина осевого люфта коленчатого вала двигателя «Вихрь-М» и какой номер его регулировочных шайб?
1. При многолетней эксплуатации моторов «Вихрь» и «Вихрь-М» происходит механический износ торцов средней части картера от трения по ним золотниковых распределительных шайб. При этом нарушается плотность прилегания золотниковых шайб к картеру за счет уменьшения усилия прижатия их пружинными шайбами 2.131-003 и 2.131-004.
Это приводит к прорыву газов, уменьшению их давления в кривошипной камере и, как следствие, к потере мощности двигателя. Восстановить плотность только подкладыванием плоских шайб под пружинные не удается, так как износ часто носит характер глубоких концентрических канавок на рабочей поверхности.
Для устранения этого износа необходимо торец картера проточить на токарном станке со снятием минимального слоя металла и обеспечением максимальной чистоты поверхности. После этого нужно компенсировать проточку, или увеличив толщину золотниковых шайб на величину снятого с торца картера металла, или подложив под пружинные шайбы 2.131-003 и 2.131-004 плоские необходимой толщины. Плоские шайбы нужно располагать между пружинной шайбой и противовесом коленчатого вала.
Для удобства подсчета толщины дополнительных шайб приводим эскиз с размерами нового картера.
Следует иметь в виду, что увеличивать эти размеры при проточке торцов картера более чем на 1,0 мм нельзя: это приведет к тому, что опорные чугунные кольца «утонут» и, следовательно, ухудшится их закрепление в катере.
2. Емкость конденсаторов магдино МГ-101 и МВ-1 равна 0,3 мкФ.
3. Осевой зазор коленчатого вала двигателя «Вихрь-М» равен 0,05÷0,3 мм и подбирается он путем установки в нижней крышке картера между торцом подшипника № 305 и буртиком коленчатого вала регулировочной шайбы 4.101—003 требуемой толщины.
Каков расход и давление воды на выходе из водяной помпы моторов «Вихрь»?
Водяная помпа моторов «Вихрь» при движении катера имеет производительность до 10 л/мин и давление воды на выходе из нее до 1,5 кгс/см2.