Швартовно-якорная вьюшка, которая устновлена нами на крейсерской яхте, перестроенной из «Дракона», не занимает полезного пространства на палубе. Вьюшку мы расположили в ахтерпике под палубой, поместив ее в сварной кожух 1 из легкого сплава АМг-5. На боковых стенках кожуха 14 для жесткости накатаны зиги, поскольку толщина материала 2 мм. В кожухе предусмотрен штуцер 2 для сливного шпигата, выведенного за борт.
Подшипниковый узел вьюшки проектировался так, чтобы по возможности исключить станочные работы. Барабан 4 сделан из легкосплавной трубы 32X2; шарикоподшипники 5 (№ 7000101) надеты на ось 6 из стального прутка диаметром 12 мм. Диски вырезаны из 3-миллиметрового листа АМг-61; в них просверлены отверстия для облегчения, по кромкам приварены ободки из прутка. Направляющая 10 представляет собой скобу из легкого сплава толщиной 4 мм с фигурным вырезом для перемещения оси вьюшки и отверстиями для крепления направляющих к кожуху.
При сборке в подшипники вьюшки вставляется ось, на конец оси устанавливаются шайба 3, направляющая, вторая шайба и все это крепится шплинтом 7. Вьюшку вставляют в кожух, направляющие приклепывают к его боковым стенкам, причем поддержка при клепке нижних заклепок 13 заводится через одно из шести отверстий в диске (крепление можно выполнить и на болтах).
Между двумя соседними бимсами 12 в палубе делается прямоугольный вырез по размерам кожуха. По краям выреза между бимсами устанавливаются карленгсы 15. Место для вьюшки лучше расположить поближе к кнехту, причем днище кожуха должно быть выше ватерлинии. Штуцер кожуха соединяется дюритовым шлангом 17 с бортовым стаканом 18, а концы шланга стягиваются хомутиками 16. Кожух по периметру крепится шурупами 11 к бимсам и карленгсам. Крепление кожуха производится с уплотнением, например, на тиоколовой ленте и герметике.
Крышка 9 негерметична, так как имеет щелевой вырез для подачи троса на палубу при закрытом лючке. Снизу к крышке над ободами дисков вьюшки подклеиваются две полоски резины — фрикционы 8 так, чтобы при закрытой крышке трение между фрикционом и ободом гасило излишнюю скорость вращения барабана вьюшки при подаче троса.
Для уборки троса лючок открывают, барабан вьюшки поднимают по направляющим и устанавливают в верхнем рабочем положении.
Вьюшку можно сделать и из других материалов, например, кожух выклеить из стеклопластика, а вместо шариковых подшипников сделать бронзовые втулки.
Длина рабочей части барабана нашей вьюшки 340 мм, максимальный диаметр барабана 220 мм, минимальный — 30 мм. На барабан можно намотать около 50 м синтетического троса диаметром 16 мм.
Установка вьюшки позволяет значительно сократить время на подготовительные операции при швартовке и отдаче якоря с кормы; вероятность же того, что конец запутается, практически исключается.