Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Полезные устройства
  • 1979 год
  • Любительские яхтенные радиопеленгаторы
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Любительские аппараты на воздушной подушке
Любительские катера со стационарными двигателями
Яхтенные походы московского детского центра «Норд-Вест»
Малая крейсерская яхта «Спрей» любительской постройки
Крейсерская яхта Лоцман для озерного и прибрежного морского плавания
Гоночно-крейсерская яхта Л-6
Крейсерская яхта Антарктика
Крейсерская яхта Хортица
Любительская постройка корпуса катера
Армоцементная крейсерская яхта Цементал
Армоцементная яхта Прогресс
Малая крейсерская яхта Юность
Пластмассовая яхта голландской постройки
Легкая пластмассовая яхта «Финн»


Любительские яхтенные радиопеленгаторы

Год: 1979. Номер журнала «Катера и Яхты»: 78
          0


В студенческом конструкторском бюро «Океан» Ленинградского кораблестроительного института проводилось исследование особенностей применения простейших радиопеленгаторов на малых судах.

Информация об изображенииРучной пеленгатор на базе компаса КИ-13 и приемника «Россия-403»
Ручной пеленгатор на базе компаса КИ-13 и приемника «Россия-403»
 
Были изготовлены радиопеленгаторы нескольких типичных конструкций, которые затем испытывались в реальных условиях плавания. В январе 1978 г. в Таллине мы провели одновременные сравнительные пеленгования нашими «самодельными» приборами и пеленгатором английской фирмы «Koden», Средний разброс показаний составил ±1°. Испытания во время плаваний показали, что погрешность определения места менее 2,5 миль (средняя величина) в яхтенных условиях получить не удается вообще — ни с нашими, ни с фирменными пеленгаторами.

Наилучшие результаты показал ручной пеленгатор, представляющий собой единый блок с магнитным компасом КИ-13 и малогабаритным приемником. Такой пеленгатор оказался самым легким, компактным и наиболее удобным в работе. Разбивка картушки компаса на 5° вполне достаточна, так как работа ведется на пределе точности определения, равном 5,5°. С компаса считывается истинный радиопеленг, что очень удобно.

Информация об изображенииПеленгатор с поворотной антенной на базе приемника «Рига-103»
Пеленгатор с поворотной антенной на базе приемника «Рига-103»
 
Очень важно, что антенна такого ручного пеленгатора при работе им на палубе оказывается поднятой над ватерлинией примерно на 2 м. Чаще же всего применяемые на малых судах «стационарные» пеленгаторы, как правило, устанавливаются в каюте вблизи штурманского стола; получается, что плоскость их антенны и плоскость воды почти совпадают, при крене плоскость антенны уходит под воду, а это нарушает нормальный прием сигнала антенной, снижает точность пеленгования.

Для изготовления ручного пеленгатора был использован радиоприемник «Россия-403», точно настроенный по ДВ-диапазону (желательно растянуть диапазон в области работы радиомаяков) и суженной до. 6 кГц полосой пропускания (для этого было необходимо изменить параметры конденсатора С21 и резистора R25). Внутренний динамик был снят, так как прием при пеленговании ведется на головные телефоны. Изготовлена новая шкала. Антенна экранирована. Сам радиоприемник установлен на ручку компаса — на противоположный ее конец. Кроме основной своей функции приемник может использоваться также и для приема метеосводок Чувствительность приемника — 150 мкВ при избирательности 46 дБ примерно соответствует параметрам испытанных фирменных радиопеленгаторов «Сификс» и «Супер Навитех».


Второй типичный пеленгатор настольного типа изготовлен на основе транзисторного приемника «Рига-103». Ферритовая антенна закреплена здесь на вращающемся лимбе, изготовленном из полистирола. Отсчет курсового угла ведется по неподвижному лимбу, на котором нанесены деления в градусах. Естественно, сам пеленгатор должен быть точно установлен курсовой чертой по диаметральной плоскости судна.

Информация об изображенииСхема устройства поворотной антенны
Схема устройства поворотной антенны
 
Вес этого пеленгатора составил 5 кг; чувствительность 60 мкВ; избирательность — 52 дБ; полоса пропускания — 3—8 кГц.

Для получения максимальной точности пеленгования целесообразно совмещать антенну и приемник в одном блоке, так как соединительный фидер при некоторых условиях вносит дополнительные помехи. Такое решение, кстати сказать, применяется на последних моделях зарубежных яхтенных радиопеленгаторов.

Для устранения расплывчатости минимума сигнала необходимо экранировать ферритовую антенну и собирать входную цепь приемника по симметричной схеме. Желательно также, чтобы полоса пропускания приемника не превышала 3—4 кГц. При сужении полосы пропускания затрудняется поиск радиомаяков и невозможен прием вещательных станций. В зарубежных конструкциях радиопеленгаторов полоса пропускания УВЧ 4—5 кГц, а с переключением на широкую — до 8—12 кГц.

Наш опыт работы с радиопеленгаторами на яхте показал, что здесь трудно обеспечить высокую точность пеленгования по целому ряду причин (низкое расположение антенны, неопределенность в величине радиодевиации, большая амплитуда качки и рыскливость яхты н т, п.). Тем более следует иметь в виду, что даже самый совершенный радиопеленгатор на крупном судне не является абсолютно точным средством для определения места в море: он, скорее, позволяет лишь уточнять свое место, полученное счислением, и не заменяет обсерваций.


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Два мотора на надувной лодке «Гриф»
Полезные мелочи: бритва, утка, колеса, фал, битенг, дрель, грот...
Восстановление плотной посадки подшипников гальваническим способом
Улучшение моторов: «Нептун-23», поворот магдино «Вихря»
Такелаж полого спинакер-гика
Трехсекционное каноэ проходит испытания
Советы начинающему: покупаем моторную лодку
Единая электросистема моторной лодки
Питание электрооборудования от магнето МГ-101
Электрооборудование мотолодки с приборами от автомашины
Шарнир для виндсерфинга с резьбовой муфтой
Полезные мелочи: тележка, коуши, шпигат, спинакер, нагрудник...
Плюсы и минусы надувной байдарки «Ласточка-2»
Моторная лодка «Днепр» на лыжах
Опыт эксплуатации надувной лодки «Пеликан»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Любительские яхтенные радиопеленгаторы

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Советы читателей по улучшению и ремонту лодочных моторов
Выхлоп в воздух на подвесном моторе
Мотолодка «Афалина» — мнения, проблемы и перспективы
Что нужно знать о переохлаждении в воде?
Советы по постройки каюты на серийной мотолодке
Советы по созданию крыльев и водомета для лодки
Обучение плаванию на морской волне
Старт виндсерфинга на прибойной волне
Полезные мелочи: ткань, клей, стаксель, краска, лебедка...
Правила безаварийной эксплуатации маломерного флота
Защита мотолодки «Прогресс-2» от коррозии
Как устранить дрейф мотолодки «Крым»
Почему яхта «Ольга» сошла с дистанции
Звуковой индикатор момента разрыва контактов прерывателей
Усовершенствование подвесных моторов и их ремонт


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 28 + 47 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории