Публикации, посвященные работе конденсаторных электронных систем зажигания для подвесных лодочных моторов, неоднократно были помещены на страницах журнала. Мною изготовлена и испытана ЭСЗ, особенности конструкции которой позволяют при сравнительной простоте обеспечить наиболее надежную работу зажигания.
В схеме применен один накопительный конденсатор вместо двух. Катушка датчика шунтирована стабилитроном, что дает возможность получить однополярные управляющие импульсы с ограниченной амплитудой напряжения. На маховике закреплены два постоянных магнита, вынесенных за пределы магнитной системы маховика и управляющих углом опережения зажигания.
Принцип работы описываемой ЭСЗ заключается в следующем. При запуске мотора и при минимальной частоте вращения магнит максимального угла опережения зажигания 3, проходя мимо катушки датчика 2, индуцирует в ней напряжение с амплитудой, недостаточной для зажигания. Вследствие этого тиристор не отпирается до прихода следующего импульса от более мощного постоянного магнита 4. С увеличением частоты вращения крутизна и амплитуда первого импульса возрастают, ЭДС начинает отпирать тиристор, поэтому угол опережения зажигания смещается на величину установочного угла между магнитами. Частота вращения, при которой происходит переключение угла, регулируется зазором между корпусом катушки датчика и магнитами.
Магнитом 3 служит стальная шпилька М5, ввернутая в штатный башмак магнитного полюса через отверстие, просверленное в ободе маховика. Шпилька зафиксирована при помощи эбонитовой втулки с наружной резьбой М16X1,5.
Магнит 4 изготовлен из ферритового плоского магнита от мебельной защелки. Его необходимо сломать пополам, придать половникам (на наждачном круге) коническую форму и при помощи эбонитовой втулки вклеить в обод маховика на эпоксидном клею. Полярность ферритового магнита и шпильки-магнита должна быть одинаковой.
После корректировки угла опережения зажигания кронштейн 1 с катушками датчиков следует установить на место сегментов, крепящих основание магдино.
Корректировка производится при помощи любой малогабаритной неоновой лампы, которая помещается в толстую хлорвиниловую трубку (для изоляции) и включается в высоковольтную цепь между выводом катушки зажигания и свечой. Перемещая лампу вдоль и ниже выемки для шнура аварийного пуска мотора на маховике, нужно встать напротив и наблюдать под углом 30— 40° к плоскости маховика высвечивание паза, предиазиачениого под узел шнура. Угол между пазом, высвеченным лампой в момент зажигания, и ВМТ должен составлять 30°. Аналогично проверяется и переход с минимального угла опережения зажигания к максимальному.
При указанных в схеме данных пуск двигателя возможен при частоте вращения 200—300 об/мин, в зависимости от интенсивности магнитного поля в маховике. Если при такой частоте вращения пуск затруднен, необходимо поменять местами провода датчика.
Описываемая ЭСЗ испытывалась на стенде, а затем использовалась на моторе в течение одного сезона. Отказов не наблюдалось. Напряжение на конденсаторе резко поднимается до 300—320 В, а начиная с 4500 об/мин — падает. При обрыве одного из датчиков при 5000—6000 об/мин напряжение на конденсаторе превышает 400 В, поэтому в схему введен стабилитрон V8 (Uст=300 В, Iст=30÷40 мА).