Разрешенные к установке на транец моторы «Салют», «Спутник» (8,5 км/ч), «Снеток» не раскрывали в полной мере возможностей лодки, поэтому некоторые любители активно приступили к переделке лодки под установку более мощного «Ветерка-8». Появились разнообразные конструкции с дополнительными средними секциями из фанеры, наделками и т. п., многие из которых не обеспечивали безопасность плавания. Поэтому не случайно Тушинский машиностроительный завод спустя три года разработал новую модификацию мотолодки, приспособленную для эксплуатации под 8-сильным «Ветерком».
«Романтика-2» благодаря появлению четвертой секции стала более вместительной и грузоподъемной, сохранив такое важное свойство, как возможность транспортировки на стандартном багажнике легкового автомобиля (большой пакет 1160X960X500) и в багажнике автомобиля (малый пакет 1150X250X160). Скорость возросла до 32 км/ч. Конструкция корпуса практически осталась прежней: безнаборная с открытым кокпитом, продольными гофрами по днищу, круглоскулыми обводами, транцевой кормой и* запалубленной носовой оконечностью. Поперечная жесткость обеспечивается соединительными полупереборками нижних секций со шпангоутами верхних секций (всего же корпус собирается из 10 секций).
Теперь в лодке появились четыре отсека: носовой, средний, промежуточный и кормовой, соединенные между собой на болтах. В случае полного затопления одного или двух отсеков лодка остается на плаву. Встроенные пенопластовые блоки повышают надежность лодки и в случае более серьезных повреждений. «Романтика-2» оборудуется одной мягкой и двумя жесткими деревянными банками, деревянными сланями, носовым и бортовыми рым-болтами, подмоторной доской и укомплектована веслами с уключинами, спасательным линем, упаковочным чехлом.
Авторы публикуемых статей — Д. Бодин и О. Ярчевский — делятся опытом по повышению скорости и комфортабельности «старой» «Романтики». Однако предлагаемые ими усовершенствования в равной степени пригодны и для «Романтики-2», которая в Настоящее время полностью заменила исходную модель, снятую с производства.
Вот уже добрых два с половиной десятка лет я провожу отпуск на берегу Оки. Восемнадцать лет останавливался в Жайске — километрах в сорока ниже Мурома, а затем перебрался против Нискова, это немножко ниже Горбатова (многие, вероятно, слышали о знаменитых горбатовских вишнях). Были у меня и «Казанка», и «Прогресс» с «Вихрем». Но годы уже не те. Стало нелегко управляться с тяжелым катером и мотором. Трудно с бензином, а его на отпуск надо 600—700 л. Постоянные проблемы (по крайней мере — у нас в Горьком) со стоянкой — никаких удобств, заправки горючим нет, охрана, прямо скажем, неважненькая. Да и рука, искалеченная на фронте, с годами стала больше давать о себе знать.
И вот весной 1978 г. я в «Спорттоварах» увидел небольшую, ярко окрашенную, разборную лодочку с немного наивным названием — «Романтика». Все части лодки укладывались в компактный пакет, помещенный в брезентовый чехол, и при весе 45 кг ее можно было свободно перевозить на верхнем багажнике легкового автомобиля — факт, имеющий немаловажное значение для меня как автотуриста. Привлекала реклама: легкая, остойчивая, достаточно вместительная, простая в сборке (всего каких-то 60 болтов!), да и по цене весьма приемлемая — 160 руб.
Но среди посетителей магазина — опытных водномоторников — больше слышалось критики в адрес лодки и ее конструкторов, чем похвалы. Переборка поперек кокпита, продольная передняя банка, неудобное сидение водителя,— как-то все это «не так»! А попробуйте собрать лодку, когда идет дождик или печет солнце! Нужно, не торопясь, аккуратно вставить в несовмещающиеся на неровном берегу отверстия болты, навинтить на них около шестидесяти гаек. Да и внешний вид «Романтики» казался далеко не романтичным — то ли лапоть какой-то, то ли сапог средневекового рыцаря. Тем не менее, мы с сыном решились на покупку.
Первая приятная неожиданность: пакет с лодкой легко вошел по диагонали в кабину лифта и без проблем был поднят на восьмой этаж, где и занял «мертвый» уголок перед дверью нашей квартиры. Можно хранить лодку на балконе или в лоджии, но там она все-таки отнимает полезную площадь.
К тому времени пятисильный «Прибой» уже почему-то был снят с производства. И мы приобрели «Спутник» — компактный, надежный, экономичный и так далее, как обещала реклама. Тем не менее, двух лошадиных сил для «Романтики» оказалось явно недостаточно, лодка шла со скоростью 5—8 км/ч, едва выгребая на быстрых перекатах Оки. Огорчало и то, что в открытый кокпит попадала дождевая вода, а при стоянке на берегу — песок. Острые кромки металлических бортов резали руки.
Но обнаружились и неожиданные достоинства. Лодка оказалась остойчивой, можно было работать со спиннингом, стоя во весь рост, не опасаясь совершить «оверкиль». Испытали мы ее и на максимальную грузоподъемность, однажды переправив через реку (соблюдая элементарные правила безопасности) четверых взрослых людей с небольшим багажом. На веслах лодка передвигалась при глубине около 20 см.
Дальше — больше. Решили мы использовать «Романтику» для путешествий по малым рекам, которыми изобильна Горьковская область: автомобилем лодку, груз и двух человек «забрасывать» поближе к истоку какой-либо речки, а оттуда на веслах, не спеша, в течение девяти—двенадцати дней спускаться до Оки или Волги и дальше уже под мотором в облюбованный лагерь на берегу. Для осуществления этой идеи требовалось улучшить комфортабельность лодки.
Зимой, собрав «Романтику» прямо в комнате, мы в течение пяти дней сделали достаточно удобный тент. Дуги тента изготовили из лыжных дюралевых палок. Для того чтобы изгиб дуг получился плавным, без морщин, места закруглений заливали стеарином, а после изгиба стеарин выплавляли.
Дуг всего две. Задняя, более короткая, обеспечивает высоту тента 80 см над бортом. Тент в откинутом состоянии сворачивается на палубе у переднего края кокпита. Нижняя кромка передней «стенки» тента при помощи алюминиевого уголка наглухо крепится к корпусу лодки болтиками М5.
В поднятом положении тент крепится всего на четырех крючках. Для них на транце вместо штатных болтиков поставили рымболты. Тент можно поставить только над передней частью кокпита — вещи и пассажир оказываются под крышей, а рулевой (в плаще, конечно) управляет лодкой, глядя поверх тента. Справа сзади в тент вшита «молния» — дверь. В передней «стенке» тента имеется небольшой иллюминатор.
Достаточно положить весла вдоль лодки на носовую и кормовую переборки, на весла — слани, на слани — два полунадутых матраца, на них байковое и ватное одеяла и готова отличная постель на двоих — «лучше, чем дома»! Под сланями остается достаточно места для снаряжения. Продукты размещаются в носовом отсеке. Все время омываемый водой, он оказывается своеобразным холодильником.
Заменили мы и мотор на «Ветерок-8». С ним «Романтика» преобразилась. Полностью загруженная (два человека, продукты на девять дней, постель, теплые вещи, канистра бензина) лодка развивала скорость 18 км/ч. Порожнем с двумя человеками на борту, «Романтика» легко выходит на глиссирование, не уступая в скорости «Казанкам» под «Нептуном». По спокойной воде лодка оставляет за собой длинный, ровный пенный след, не давая боковых волн от скул. К сожалению, только по спокойной воде. При волне в каких-то 10—15 см глиссирование практически становится невозможным: как на безрессорной телеге по новой булыжной мостовой— зубы клацают, сидеть больно. Сказывается плоское днище.
Для более легкого выхода на глиссирование за кормой были установлены две транцевые плиты из дюраля. Однако это оказалось излишним — достаточно переместиться на несколько секунд вперед, к носу, и лодка грациозно ложится параллельно воде, набирая скорость.
О. Ярцевский
Первую навигацию я прошел на своей «Романтике» под мотором «Ветерок-8Э» еще в 1981 г. По результатам плаваний на ней теперь уже в течение трех сезонов могу сделать вывод: эта лодка — одна из лучших, выпускаемых нашей промышленностью.
«Романтика» развивает довольно высокую скорость. Свой «Ветерок» я эксплуатирую на пониженной мощности около 5 л. с. (подача топливной смеси в цилиндры ограничена установкой специальной дросселирующей шайбы в диффузоре карбюратора). При такой мощности с одним человеком на борту скорость составила — 37 км/ч, с двумя — 25 км/ч. Лодка хорошо ведет себя на волне, не заливается и не испытывает резких ударов. Считаю секционную «Романтику» лучшей лодкой и в качестве плавсредства для автотуриста: сборка и разборка ее силами двух человек не превышает часа, лодка укладывается в чехол и свободно размещается на крыше легкового автомобиля.
Для удобства и уменьшения дифферента на ходу я установил на своей «Романтике» дистанционное управление мотором и рулевое устройство.
Прежде всего заменил наложенную на транец подмоторную доску более прочной и закрепил ее не четырьмя болтами, как было раньше, а восемью.
Особенность моей конструкции ДУ заключается в установке его рукояток не на борту, как принято, а на банке. Это удобно при разборке лодки, а на ходу — устраняет возможность крена, так как рулевой сидит в ДП.
Устройство ДУ вполне понятно из приводимых эскизов.
Подобным же дистанционным управлением мы оборудовали и более крупную лодку «Романтику-2», принадлежащую моему товарищу. Под тем же мотором на полном газу с одним человеком на борту она развивала скорость 44 км/ч, но даже на самой мелкой волне начинала вибрировать. Когда мы уменьшили частоту вращения коленвала двигателя, вибрация прекратилась.
Д. Бовин