Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Полезные советы
  • 1983 год
  • Как точно измерить шаг гребного винта?
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Корректировка шага и диаметра гребного винта
Выбор места установки гребного винта
Проверка гребного винта
Принцип работы и устройство гребного винта
Испытания катера и доводка гребного винта
Защита гребного винта туннелем
Повышение эффективности гребного винта на катере
Подбор гребного винта для катера
Выпуск отработавших газов через ступицу гребного винта на «Вихре»
Навесная откидная приставка гребного винта и валопровода
Выбор геометрических характеристик гребного винта
Построение чертежа гребного винта
Изготовление сварного гребного винта
Расчет гребного винта с помощью микрокалькулятора


Как точно измерить шаг гребного винта?

Год: 1983. Номер журнала «Катера и Яхты»: 102
          0


Имеются ли простые способы измерения шага гребного винта, понятные любителям, не имеющим технического образования?

Вопрос сформулирован не совсем точно. Проблема заключается не в сложности методов измерения шага гребного винта, а в отсутствии у любителей водно-моторного спорта необходимого для этого оборудования и инструментов. Попытаемся вкратце рассказать о возможности измерения шага винта при помощи простейших подручных приспособлений.

Напомним, что конструктивным или геометрическим шагом гребного винта называется расстояние, которое винт прошел бы за одни полный оборот при движении без скольжения.

Шаг каждого радиального сечения лопасти Hi может быть выражен общей формулой


Информация об изображенииРис. 1. Шаговый треугольник сечения лопасти на радиусе Ri
Рис. 1. Шаговый треугольник сечения лопасти на радиусе Ri
 
где Ri — радиус сечения лопасти, vi — шаговый угол.

Наглядное представление о шаге развернутого на плоскость сечения лопасти Hi дает шаговый треугольник, основанием которого является дуга окружности 360°, имеющая длину 2πRi (рис. 1). Чтобы получить шаг гребного винта, необходимо как можно тщательнее замерить радиусы и шаговые углы для нескольких сечений каждой лопасти винта и после расчетов по формуле (1) найти среднее арифметическое значение. Однако из-за сложности конфигурации винта сделать это довольно трудно — нужны специальные приборы, так называемые шагомеры. Упростить измерение шага гребного винта можно лишь за счет некоторого снижения точности.


Информация об изображенииРис. 2. Схема измерения шага сечения лопасти
Рис. 2. Схема измерения шага сечения лопасти
 
Рекомендуем два наиболее простых способа измерения геометрического шага винта.

1. Из шагового треугольника, представленного на рис. 1, видно, что для определения шага в данном сечении лопасти достаточно измерить высоту подъема винтовой линии на любом участке окружности и затем по ней вычислить полный шаг. Для этого на плотной бумаге, картоне или фанере строят сектор с углом при вершине α°. Из вершины сектора на 4—5 радиусах проводят части окружностей до пересечения их в точках типе лучами сектора.

Совместив вершину сектора с осью винта, установленного горизонтально нагнетающей (кормовой) поверхностью вниз, при помощи отвесов измеряют отстояния точек m и n от соответствующих точек m' и n' на нагнетающей поверхности лопасти (рис. 2) и находят разность этих отстояний


Шаг каждого сечения лопасти можно вычислить по формуле


Если угол при вершине сектора принять равным 36°, формула (3) еще более упростится и примет вид



Чтобы повысить точность замера шага, угол при вершине сектора целесообразно принимать возможно большим — 45° или даже 60° (если, конечно, позволяют ширины сечений лопасти винта). В этих случаях шаг сечений лопасти будет составлять


или

При этом лучи сектора должны проходить на некотором расстоянии от краев лопасти.

Измерения и расчет шага по одной из формул (3)—(6) следует произвести для всех лопастей и найти среднее арифметическое значение шага каждого сечения. У гребных винтов постоянного шага значения Hi на всех сечениях должны быть примерно одинаковыми. У винтов с радиально переменным шагом измеренный шаг должен плавно изменяться вдоль радиуса.

В. В. Полканов («КЯ» №66) предлагает сектор не вычерчивать на чем-либо, а изготовлять из толстой фанеры и прижимать к ступице. В этом случае отстояния точек лопасти от сектора можно измерять глубиномером штангенциркуля либо стальной линейкой, перемещающейся в специальном передвижном зажиме.


Информация об изображенииРис. 3. Схема установки гибкого треугольника на сечение лопасти гребного винта
Рис. 3. Схема установки гибкого треугольника на сечение лопасти гребного винта
 
2. Другой способ измерения шага гребного винта также основан на общей формуле (1). Б. Г. Григорьев предложил измерять не углы наклона сечений лопасти, а только радиус одного сечения Rx, расположенного под шаговым углом v=45° (см. журн. «Судостроение», 1959, № 8). При горизонтальном положении гребного винта это сечение легко найти при помощи гибкого пластмассового треугольника с углами при гипотенузе 45°. Изогнутый по окружности радиуса Rx треугольник нужно наложить гипотенузой на нагнетающую поверхность лопасти таким образом, чтобы верхний катет а — b стал горизонтальным. Вблизи искомого радиуса Rx при помощи рейки и отвеса (если нет более совершенного разметочного приспособления) на лопасти следует пробить одну-две винтовые линии (рис. 3). Это поможет более правильно изогнуть треугольник и более точно определить местоположение сечения лопасти, имеющего угол наклона 45°.

Поскольку для найденного сечения tg v = tg 45° = 1,0, формула (1) после подстановки известных значений π и v примет совсем простой вид:


Измерив указанным образом величины радиуса Rx на всех лопастях винта, по формуле (7) находят шаг каждой лопасти, а затем и шаг всего винта.

Аналогичным образом можно измерить шаг еще на двух радиусах, лопастные сечения которых имеют шаговые углы 60° и 30°. Чтобы найти радиусы этих сечений, используют треугольник с углами при гипотенузе 60° и 30°, а шаг винта определяют по формулам


При помощи данного приспособления можно получить более или менее достоверные результаты лишь применительно к гребным винтам постоянного шага.

Остается только добавить, что помимо шага, у готового винта необходимо проверять и другие элементы, влияющие на его работу — диаметр, ширины и толщины сечений лопастей, взаимное расположение осевых линий лопастей по окружности и вдоль оси, балансировку и т. д. Полный перечень проверяемых параметров гребного винта, а также порядок и методы проверки приведены в ГОСТ 8054—72 «Винты гребные металлические».


Понравилась ли вам эта статья?
+7

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Тренажер — макет для обучения яхтсменов
Универсальный кронштейн для подвесного мотора на яхте
Парус для катания на коньках
Усовершенствованный латинский парус
Полезные мелочи: масло, клапан, разборные леса, трапеция...
Испытания трехсекционной мотолодки «Автобот»
Дельные вещи для яхтсменов
ЭСЗ с автоматически переключающимся углом опережения зажигания
Консультации по моторам «Ветерок», «Москва» и «Вихрь»
Катамаран из консервных банок
Полезные мелочи: винт, редуктор, стакан, топливо, стаксели...
Улучшение скорости и экономичности катера «Рассвет»
Электронно-механический спидометр для мотолодки
Усовершенствование ЭСЗ мотора «Ветерок»
Консультации по моторам «Привет», «Ветерок», «Москва» и прочие

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Как точно измерить шаг гребного винта?

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Простейший измеритель шага винта
Полезные мелочи: рифы, полочка, посуда, якорь, отвертка...
Безопасность плавания на парусной доске
Полезные мелочи: складной трап, тент, мотор в колодце, весла...
Рекомендации по управлению яхты класса «Звездный»
Способы маневрирования яхты для спасения утопающего
Радиоприемник-пеленгатор на яхте
Три метода ускоренного поворота виндсерфинга оверштаг
Прохождение мотолодки понтонных (наплавных) мостов
Совершенствование разборной лодки «Автобот»
Ремонт пораженного участка деревянной палубы
Щиток аварийной сигнализации
Простейшие доработки мотора «Вихря»
Консультации по моторам «Ветерок», «Нептун» и «Прибой»
Кипятильники для туристов-водников


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 10 + 33 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории