Чем заменить игольчатый подшипник?
На моем "Нептуяе-23" выпуска 1980г. вышел из строя игольчатый подшипник (поз. 36 подшипник специальный, ролик III 4X0 ВТУН 31-58; поз. 53 обойма подшипника, 16.06.023.02.6.00). Надежды на посылторг нет, поэтому прошу сообщить, какой другой подшипник можно примерить? Целесообразно ли игольчатый подшипник заменить втулкой из бронзы, фторопласта либо из другого материала?
Речь идет о замене среднего роликоподшипника рессоры «Нептуна» (№ 941/20 ГОСТ 4060—60).
Посадочное место для этого подшипника очень ограничено, поэтому никаким стандартным роликоподшипником массового ассортимента заменить его невозможно.
Заметим, что указанный подшипник работает, получая крайне ограниченную смазку, поэтому применение втулки, изготовленной из бронзы либо других материалов, нецелесообразно. Правда, можно использовать втулку из графитированной бронзы. Этот материал пористый, хорошо впитывает смазку и медленно отдает ее в процессе работы, кроме того, обладает уменьшенным коэффициентом трения и потребностью в жидкой смазке. Подшипники из графитированной бронзы используют в автомобильных стартерах и электрогенераторах.
Участки рессоры в местах расположения сальников и втулки нужно отполировать, установить при сборке как можно больше сальников, заполняя пространство между ними консистентной смазкой. Непосредственно над втулкой желательно положить фетровую шайбу, пропитанную маслом.
Гнездо для посадки сальников в верхней части картера имеет увеличенный диаметр, поэтому на дополнительные сальники нужно надеть металлические гильзы или хлорвиниловые трубки (пригодны пластмассовые пробки от винных бутылок с юбкой диаметром 26Х30 мм), точно соответствующие разнице диаметров сальника и верхней части расточки. При этом важно не перекрыть смазочное отверстие.
О замене подшипников коленвала

Такая замена в случае необходимости возможна, но работоспособность этих подшипников ниже, чем шарикоподшипников типа 305.
Необходимо также учесть, что в моторе «Нептун» неблагоприятные условия для работы этих подшипников. Например, подшипник типа 46305 требует строгих допусков на осевой люфт, а алюминиевый картер при работе расширяется значительно сильнее, чем стальной вал.
Трансформаторы ТЛМ для электронного зажигания
Можно ли на электронном магнето МБ-2 установить трансформаторы ТЛМ вместо ЦШ5. 720-001-01? Если нет, то почему?
Бесконтактная система зажигания МБ-2 на моторах «Вихрь» может работать в комплекте с трансформаторами ТЛМ, взятыми от контактной системы зажигания МВ-1. Однако следует иметь в виду, что при такой замене выдаваемое на свечи зажигания напряжение будет несколько выше и потребуется чаще обращать внимание на величину зазора между электродами запальных свечей. Замена трансформаторов ТЛМ в контактной системе зажигания МВ-1 трансформаторами ЦШ5.720-001-01 от электронной системы МБ-2 недопустима, так как из-за малого числа витков провода они не обеспечивают нужного напряжения для свечей зажигания.
Прокладка головки блока цилиндров для моторов «Вихрь»
Прошу опубликовать схему прокладки головки блока цилиндров и сообщить, из какого материала ее следует изготовить. Попытки приобрести прокладку в магазинах или через Посылторг безуспешны.
Прокладки под головку блока моторов «Вихрь», «Вихрь-25» и «-30» изготовляются из асбостального листа ЛА-1 толщиной 1,75 мм.
Конфигурацию прокладки следует размечать по чертежу на заготовке материала, наложив старую прокладку на заготовку и обведя ее цветным карандашом или чертилкой. Вырезая прокладку, имейте в виду, что внутри материала заготовки находятся стальные проволочки. Для моделей «Вихрь-М» и «-30» два центральных отверстия, имеющих межцентровое расстояние 105 ±0,2 мм, нужно обводить по контуру, вынув металлическую обечайку (окантовку). При этом следует учесть, что диаметр этих отверстий будет больше, чем соответствующий диаметр цилиндров. Это необходимо для установки обечайки, предохраняющей прокладку от прогара горячими газами цилиндра.
У моделей «Вихрь-М» и «-20» диаметр двух отверстий под обечайки составляет 69+0,5—0,2 мм, у «Вихря-30» — 74+0,5—0,2. У «Вихря-20», как известно, прокладки раздельные.
Обечайки выполняются из стальной ленты марки 10-1М/НТ-НО-01 или из красной меди М3 — мягкая, латуни Л-68 толщиной 0,1, 0,12, 0,15, 0,2 мм. Для облегчения завальцовки заготовки целесообразно предварительно отжечь. Заготовка обечайки вырезается в виде кольца, отбортовывается по одному краю, вставляется в заготовку прокладки, затем постепенно завальцовывается второй край (см. рис.).
Замена магнето
1. Можно ли на "Вихре-30Э" установить в аварийных случаях магнето МГ-101 в комплекте с маховиком от "Вихря-20"? Если можно, то как это сделать?
2. На "Вихре-20" стопора для фиксации поршневых колец установлены в нижней части канавок, а на "Вихре-30" — в верхней. Чем это вызвано? Можно ли на "Вихре-20" применить поршни со стопорами в верхней части канавок?
3. Прошу опубликовать схему стакана редуктора.
1 «Вихрь-20» имеет угол опережения зажигания, равный 38° до ВМТ, и комплектуется контактной (имеющей прерывательный механизм) системой зажигания МГ-101 или МГ-101 А.
Последующие модели моторов «Вихрь-30» и «-М» имеют угол опережения зажигания, равный 30° до ВМТ, и комплектуются контактной системой зажигания МВ-1 или бесконтактной электронной МБ-2.
В случае крайней необходимости (но не постоянно) на «Вихре-М» и «-30» можно использовать систему зажигания МГ-101 или МГ-101А. Трансформаторы ИЖ 56 СБ, входящие в комплект системы зажигания МГ-101, можно заменить трансформаторами ТЛМ.
Для установки МГ-101 нужно уменьшить угол опережения зажигания с 38 до 30°, укоротив на 10 мм рычаг, поворачивающий основание магдино вокруг оси.
2. В конструкциях поршней различных двигателей, в том числе и семейства «Вихрь», стопора под поршневые кольца устанавливаются как в верхней, так и в нижней части , канавки поршня; их расположение на величину компрессии не влияет.
3. Приводим чертеж стакана редуктора 2.212-001, Материал — ПрД1Т или Д16Т.
Доработка выхлопного патрубка
Имею "Вихрь-20", управлять которым довольно утомительно. Решил обрезать выхлопной патрубок, как показано на рис. 186 книги "300 советов по катерам, лодкам и моторам" (Л., Судостроение, 1975), но засомневался — нужно отрезать часть антикавитиционной плиты. Прошу дать уточненные рекомендации по устранению увода лодки с курса.
На моторах «Вихрь-20» первых выпусков выхлопной патрубок имел профиль, влияющий на отклонение мотора при движении лодки. В последующих моделях это было учтено: профиль выхлопного патрубка изменен.
Для самостоятельной доработки редуктора первого выпуска рекомендуется подрезка выхлопного патрубка параллельно имеющемуся торцу (иначе говоря, требуется укоротить выхлопной патрубок на 25 мм без нарушения антикавитациониой плиты). Для этого нужно вывернуть пробку водяного канала (она видна на торце патрубка), ножовкой отрезать 25 мм, в открывшемся в зоне разреза водяном канале нарезать резьбу М9X1,25 мм, оставшиеся отверстия для забора воды в патрубке рассверлить до ∅4,00 мм, тщательно зачистить все заусенцы, ввернуть пробку М9Х1,25 и закернить ее в трех-четырех местах по торцу.
Замена основания магнетона моторе «Вихрь-30Э»
Можно ли использовать на "Вихре-30Э" с маховиком 4.121-000 основание магнето МВ-1?
До появления промышленных образцов бесконтактного электронного зажигания МБ-2 моторы «Вихрь-25» и «-30» как с ручным запуском, так и с электростартером оборудовались контактной системой зажигания МВ-1.
На моторах, оборудованных контактной системой зажигания МВ-1, трансформаторами ТЛМ и соответствующим маховиком, при необходимости можно использовать бесконтактную электронную систему зажигания МБ-2 с трансформаторами ЦШ 5.720-001-01 и соответствующим маховиком. Возможна и обратная комплектная замена.
Золотниковые шайбы из капролона
Можно ли изготовить золотниковые шайбы из капролона вместо текстолита?
Золотниковые шайбы 2.131-001 и 2.131-002 высоких механических качеств и с наименьшим трением, обеспечивающие плотное прилегание к стенке картера, изготовляется только из текстолита марки ПТ 1-го сорта или ПТК.
Испытания различных синтетических материалов и текстолитов других типов показали, что плотность прилегания не обеспечивается за счет появляющегося коробления, а наличие зазора между золотниковой шайбой и торцом картера приводит к потере мощности. Поэтому рекомендовать подобную замену нельзя.