Информация об изображении
Ближний бой — борьбу у поворотного знака ведут участники первенства мира в Таллине
Цель ближнего боя — навязать противнику свою волю, заставить его действовать не так, как он сам наметил. И потому ближний бой — это не только приемы тактического контроля, как принято думать. К ближнему бою относятся все ситуации в гонке, когда действия одного партнера непосредственно влияют на решения другого. Это, скорее,- столкновение воли и интеллекта партнеров, их опыта и интуиции, спортивной и человеческой зрелости.
Ближний бой — борьбу у поворотного знака ведут участники первенства мира в Таллине
"Оружие" гонщика — его технические действия, маневрирование. Без свободного владения доской, богатого арсенала отточенных приемов в поединок лучше не вступать А другим непременным условием успеха является глубокое практическое освоение правил парусных соревнований. Без четкого соблюдения их ближний бой превращается в потасовку первоклашек на переменке
Послестартовая ситуация
Сразу же после старта главной задачей гонщика является продвижение с максимальной скоростью в избранную сторону Именно в этой ситуации контакты с противником наиболее часты. Сплошь и рядом рулевому приходится "терпеть" противника то с наветренной, то с подветренной позиции. Как вести себя?
В гонках чемпионата СССР 1982 года опытный гонщик Г. Т. совершал одну и ту же ошибку. Как только кто-либо после старта оказывался у него на ветре, он немедленно поворачивал на левый галс, чтобы выйти на свободную воду. Но при этом Г. Т. приходилось пропускать четыре-пять досок, идущих правым галсом. Происходил «эффект наращивания ошибки»: чем ближе Г. Т. подходил к чистому ветру, тем дальше он оказывался от выгодной стороны дистанции (рис. 1). Если бы в позиции 1' гонщик продолжал галс, он сохранил бы все шансы оказаться в голове гонки В позиции 4' рулевой такой возможности практически не имеет. В конце концов Г. Т. ничего не оставалось делать, как идти в противоположную сторону, проигрывая всему флоту.
Как правило, гонщики переоценивают угрозу со стороны наветренных и подветренных противников. К примеру, в очень слабые и сильные ветра возмущение потока от парусов противника сказывается только на расстоянии двух-трех длин корпуса. Так что лучше проиграть этот этап гонки одному-двум гонщикам, но выйти в нужную сторону дистанции, чем оказаться в числе аутсайдеров.
Конечно, и в послестартовой ситуации бывают случаи, когда необходимо применить тактику ближнего боя. На всесоюзной регате на приз памяти писателя А. Грина 1984 г. молодой способный гонщик В. Сыпченко несколько раз брал удачные старты у судейского судна и поворотом на левый галс первым уходил в выгодную сторону дистанции. Однако уже через 70—80 м остальные участники «наезжали» на Сыпченко столь плотной массой, что он терял возможность повернуть и воспользоваться своим правым галсом. Гонщику следовало бы, вырвавшись вперед, заложить контргалс и закрепить свое лидирующее положение относительно флота.
Первая лавировка
Особенностью современных гонок является то, что спортсмены, вырвавшиеся вперед в начале первой лавировки, продвигаются по дистанции плотной группой. Подобно единому телу, извиваясь и выстреливая в стороны короткими контргалсами, флот стремится к первому знаку. Уйти от флота — значит почти наверняка проиграть. Двигаясь в такой группе, гонщик постоянно встречает противника противоположного галса.
Малоопытные гонщики, твердо усвоившие Правило 36, всякий раз стремятся реализовать свое право на дорогу. Опытный мастер умеет заглянуть на ход вперед и оценить тактическую ситуацию в целом.
Например, рулевой правого галса («П») видит на подходе противника на левом галсе («Л») — как поступить? Если выгоднее левая часть дистанции. «П» сделает все, чтобы пропустить «Л» вправо. Он может, например, крикнуть «Л» — «Проходите!» и даже уступить дорогу.
Если же «П» видит, что «Л» готовится провести прием «подкат» (выход поворотом в верную подветренную позицию), то необходимо использовать одни из контрприемов. «П» может заставить «Л» сделать поворот раньше, чем тот намечал, или в невыгодный относительно волны или третьего противника момент. «П» может также проскочить мимо повернувшего «Л», Для этого, набрав максимально возможный ход, «П» в последний момент слегка приводится и, как говорят яхтсмены, «прошивает» противника (рис. 2).
Действия «Л» определяются теми же условиями: выгодной стороной, расстоянием до первого знака, наличием других противников и т. п. Причем, тактических возможностей у «Л» почти столько же, сколько и у «П». Но для успешного проведения схватки «Л» должен сначала «зафиксировать» «П», т. е. предупредить последнего, что его видят и его действия находятся под контролем. Сделать это можно окликом — «Сохраняйте курс!» или «Проходите!»
Молодые рулевые, случайно попавшие в голову гонки, часто ведут себя агрессивно: кому не приятно «сбить» правым галсом известного мастера! Опытный рулевой не будет вступать в единоборство с такими гонщиками. Он понимает, что такие гонщики являются его «резервом»: он успеет обогнать их на бакштаге или на второй лавировке.
Еще одно довольно распространенное заблуждение, своего рода «премьеромания» — гонщик стремится обязательно первым выйти на верхний знак Это толкает его на крайние варианты. Например, в одной из гонок чемпионата СССР 1984 года мастер спорта Ф Р. выиграл старт, возглавил гонку, но вскоре был обойден с наветра двумя противниками. Желая восстановив свое лидерство, Ф. Р. тянул правый галс даже после того, как наветренные отвернули на левый. В этот момент начался крупный заход ветра и Ф. Р. после поворота пришлось спускаться к знаку в галфвинд. В итоге он обогнул марку лишь восемнадцатым.
Вторая лавировка. Если на первой лавировке выгоднее не вступать в контакты с противником, то на второй лавировке гонщик либо навязывает остальным свою тактику, либо вынужден подчиняться чужой воле.
Учебники прежних лет рекомендовали: начинай лавировку с длинного галса. Очевидно, этим правилом и руководствовался мастер спорта Е. О., когда в одной из гонок Балтийской регаты 1982 г., идя первым с отрывом, тянул долгий правый галс. Однако преследовавшие его соперники после знака пошли к берегу левым галсом и, поймав там заход, намного опередили Е. О. на верхней марке.
Обычно лидеры в начале второй лавировкй стараются провести прием «сколачивания кучи». Этот прием когда-то был доведен до совершенства В. Манкиным. Суть его заключается в следующем. Лидер сразу после знака переходит к жесткому контролю второго, заставляя его взять под контроль третьего, третий — четвертого и т. д. Убедившись, что второй «завязан» в схватке с третьим, лидер переходит к свободному контролю, побуждая второго контролировать третьего и сохранять нужный лидеру галс.
Интересное развитие этот прием получил в гоночной практике мастера спорта международного класса Н. Кравченко. Обладающий отличной техникой и умением корректно обработать противника, Н. Кравченко старается сбить флот в кучу еще при подходе к нижнему знаку. В последний момент он чисто и с набором скорости огибает знак, а противники все еще не могут разобраться друг с другом, теряя при этом во всех отношениях.
А вот пример интересного решения дебюта второй лавировки. При выгодной левой стороне дистанции в гонке чемпионата мира 1985 г. С. Самокиш не спешил делать поворот после знака на правый галс. Если попытаться воспроизвести ход его рассуждений, то получится примерно следующее:
- идущие за мной гонщики, так же как и я, знают, что выгодна левая часть дистанции, поэтому следует ожидать, что после знака они постараются повернуть на правый галс;
- при этом они будут вынуждены проходить сквозь строй «Виндгляйдеров», которые еще спускаются в бакштаг к знаку, а это значит, что они будут терять в скорости;
- размеры дистанции между знаками невелики, и мой уход вправо не может отрицательно сказаться на моем положении; в любом случае на моей стороне — чистый ветер и свобода маневра.
Разгадав план противника на вторую лавировку, С. Самокиш при внешне вроде бы пассивном отношении к развивающимся событиям фактически управлял ситуацией. Это позволяло ему не только сохранять лидирующее положение, но и увеличивать отрыв.
Заключительная лавировка
Опытные гонщики знают, как много титулов и званий было упущено на заключительном этапе гонки, а иногда буквально в нескольких метрах от финиша.
К началу последней лавировки флот обычно растянут и гонщику приходится иметь дело с одним-двумя ближайшими противниками. Это порождает у спортсмена иллюзию, что достаточно удержать ближайшего соперника — и победа обеспечена. Вот характерный пример: в гонке VIII Спартакиады народов СССР в начале последней лавировки лидер гонки Н. К. перешел к жесткому контролю С. С. и увел его в центр дистанции. А тем временем группа гонщиков прошла правой стороной дистанции и финишировала значительно раньше обоих.
Поэтому и на заключительном этапе гонки основной задачей рулевого остается контроль всей тактической ситуации, хотя часто он осуществляется путем взаимодействия с ближайшими соперниками. Поясним это на примере приема «выталкивание за лейлайн»1, которым отлично владел мастер спорта международного класса Р. Файзулин.
На чемпионате СССР 1982 г. на финишной лавировке почти всегда была выгодной левая часть малой дистанции. Возглавляя флот, Р. Файзулин «позволял» противнику идти влево, сам при этом находясь наветру, в позиции свободного контроля. В районе выхода на левую лейлайн флот начинал поворачивать на левый галс, к финишу (рис. 3). В этот момент Р. Файзулин переходит к нападению и своим правым галсом заставляет ближайшего из преследователей повернуть. Как только противник поворачивает, Файзулин немедленно возвращается на левый галс и старается как можно дальше продвинуться к финишу. Так продолжается до тех пор, пока лидер не убедится, что соперники вышли достаточно далеко за лейлайн и не могут ему угрожать даже в случае захода ветра. Теперь все внимание Файзулина сосредоточено на максимально быстром продвижении к финишу.
В гоночной практике встречаются случаи настоящих единоборств, дуэлей. Такую дуэль между А. Дале и Ф. Рытовым пришлось наблюдать в заключительной гонке Кубка СССР-84. У Ф. Рытова были более стабильные приходы, он мог пожертвовать последней гонкой «на выброс». С учетом этого гонщик перешел к жесткому контролю сразу же после старта, заставив противника двигаться в невыгодную сторону, проигрывая флоту. Оправданная в данном случае тактика принесла заслуженный успех Ф. Рытову.
В подобных ситуациях для молодого гонщика лучшей тактикой является избегание ближнего боя, как случилось в гонке чемпионата СССР 1985 г. В течение всей гонки идущий третьим, а затем и вторым Н. Кравченко не только не пытался уйти в сторону от лидера, но, напротив, делал все, чтобы навязать ему ближний бой.
Возглавлявший гонку К. Куусинг, талантливый, хотя и недостаточно опытный рулевой, на этот раз точно отгадал тактическую цель Н. Кравченко. Куусинг понимал, что в ситуации ближнего боя он проиграет своему многоопытному партнеру, и потому на протяжении всей гонки уходил от непосредственных контактов с противником. В то же время, чтобы исключить случайности, Куусинг контролировал «зону» нахождения противника. Если, например, Кравченко неожиданно переходил из правой части дистанции в левую, то же самое, хотя и на почтительном расстоянии с наветра, делал Куусииг. Молодой гонщик в этой гонке уверенно финишировал первым.
В дуэлях задача лидера — четко «отслеживать» действия ведомого, сохраняя свое контролирующее положение; впереди и наветру. И наоборот: ведомый должен прежде всего «рассогласовать» галсы, идти не в такт с лидером. Это достигается поворотом в невыгодный для лидера момент, например, невыгодный относительно захода ветра, волны или третьего противника (рис. 4). Вот ведомый видит, что лидер вошел в заход и вынужден, чтобы сохранить контроль, идти невыгодным галсом. Однако ведомый не спешит с поворотом до тех пор, пока сам не достигнет захода. Или, ведомый видит, что лидер зарылся носом в волну и почти остановился — удобный момент, чтобы быстро повернуть самому и избавиться от опеки.
Единоборства, дуэли предъявляют к гонщикам самый высокий счет. Здесь необходима отточенная техника, выдержка, крепкая воля, отличная физическая подготовка. В 1983 г. судьба Приза космонавтов решалась в последней гонке в споре между Н. Кравченко и С. Самокишем. Примерно за триста метров до финиша между ними началась дуэль, причем оба синхронно, в одно дыхание выполнили подряд двадцать восемь поворотов «оверштаг»! На финише и победителя, и проигравшего -встретили аплодисменты судей и зрителей. Случай, нечастый в парусном спорте.
Примечания
1. «Лейлайн» — курс, которым гонщик одним галсом мог бы выйти на знак или финиш. В русском языке этот термин аналога не имеет.