«Еще одна самоделка!» — скажет читатель. Да, еще одна из того множества судов, которые строят любители по всей стране.
Самые противоречивые чувства пришлось испытать при строительстве. Захватывающие дух удачные конструктивные решения, долгие и увлекательные подсчеты долей сантиметров в бессонные ночные часы, пьянящий запах свежего дерева, клея, красок, пение циркульной пилы и гул станков в мастерской — все это незабываемо! Но были и отрицательные эмоции.
Они связаны с тем огромным временем и энергией, которые были буквально отняты у всего, чем живет человек. За месяцы строительства я отстал от литературы, запустил воспитание детей, не раз портил отношения с женой, забросил игру на фортепиано, любимые лыжи, фотографию, спорт, друзей, перестал следить за своим внешним видом...
Но должен ли я, преподаватель музучилища, а в судостроении — дилетант браться за постройку яхты? Не лучше ли было купить ее в магазине, тем более, что северная зарплата позволяет это сделать. Но вот тут стоп!..
Таких яхт, популярных во всем мире мини-крейсеров, наша промышленность просто не выпускает. Давно устаревшая «Ассоль» ни меня, ни кого-либо из знакомых мне яхтсменов по своим параметрам удовлетворить не может. «Нева», поступающая в розничную продажу, — килевая и, значит, непригодна для плавания в нашем районе (да и в большинстве так называемых «внутренних вод»).
Все это и заставило меня решиться на строительство яхты.
Сразу оговорюсь, что основа будущей яхты у меня уже была — отслуживший свое корпус спасательной шлюпки из бакфанеры, построенный на Соломбальской судоверфи. Длина корпуса — 4,20 м, ширина — 1,55 м. Шлюпка не старая, но с выбитым транцем и проломленными бортами. Она была брошена и затонула неподалеку от яхт-клуба. С этим корпусом удалось втиснуться в столярную мастерскую и даже нанять в помощь мастера, что ускорило работу. Но мастер пил. Иной раз, прилаживая какую-либо деталь, он так качался и хватался за борта, будто лодку треплет жестокий шторм... Борьба с пьянством отняла много времени, сил и нервов.
Я решил воспользоваться чертежами А. Карпова (см. «КиЯ» №55), но когда размеры, данные конструктором, стали воплощаться в реальные линии, пришлось отступить от чертежей — рубка получалась непомерно высокой. Я придерживался традиционных форм и оборудования каюты. Комингсы, переходящие в фальшборты, — это одна доска, изгиб которой обеспечивает плавные линии. В каюте два люка и два спальных места. Поставив закладную доску между койками, можно спать и втроем. В кокпите под сиденьями оборудованы рундуки. В одном из них разместились весла. Есть дуги для тента, которым можно закрыть весь кокпит.
Важным конструктивным элементом, который, по-моему, не применялся в ранее описанных в «КиЯ» проектах переделанных в яхты шлюпок, — мощный сварной швертовый колодец из двухмиллиметровой стали, закрепленный к поперечной банке у входа в каюту.
Как и почти все самодеятельные судостроители, я ошибся в оценке затрат труда и времени. Начав строительство в январе 1985 г., корпус закончил к маю. После покраски даже перевез шлюпку в яхт-клуб, рассчитывая спустить яхту в тот же сезон. Но масса мелочей, оборудование каюты, дельные вещи, иллюминаторы, мачта, паруса потребовали еще целый год! На все ушло 1,5 года вместо запланированных 5 месяцев!
В середине 1986 г. яхта была на воде и получилась исключительно удачной. Рискуя оказаться похожим на всех самодеятельных строителей, теряющих чувство объективности и преувеличивающих качества своего детища, скажу, что от «Фиджи» я получил и то, чего вовсе не ожидал. Яхта оказалась быстроходной, поворотливой, устойчивой на курсе (идет сколько угодно с закрепленным рулем), лавирует без шверта, легко выполняет повороты оверштаг. Я использовал грот от швертбота класса «420», стаксель от «Ассоли», геную от «Летучего Голландца».
Устойчивость на курсе и возможность лавировки без шверта обусловлены важнейшей особенностью, присущей всем шлюпкам — брусковому наружному килю высотой 8 см по всей длине корпуса. В сочетании с узким, профилированным швертом эта система не только эффективно противостоит дрейфу, но и обеспечивает отличную поворотливость.
К недостаткам яхты можно отнести излишнюю валкость при плавании в одиночку в сильный ветер. Это я рассчитываю устранить, приделав свинцовый балласт к килю. Впрочем, при плавании вдвоем яхту удается эффективно откренивать.
Итак, я построил яхту. Вот она на фото! И на воде неплоха и для трейлера пригодна.