Возможна ли замена маховика «Нептуна-23»?
Хочу оборудовать «Нептун-23» электростартером. Подойдет ли маховик с зубчатым венцом от другого двигателя? Какие могут быть варианты оборудования?
Маховики от других моторов, как отечественных, так и зарубежных, не могут быть установлены на «Нептуне-23». ММПО были разработаны и изготовлены образцы моторов с электрозапуском и электронным зажиганием. Зубчатый венец из немагнитной стали был напрессован на штатный маховик. Стартер СТ-369 (от автомобиля «Запорожец») крепился специальным кронштейном и хомутом к бобышкам видоизмененной отливки картера.
Об установке электростартера и чертежи деталей — см. в «КиЯ» №94, №97, №107.
Можно ли повысить зарядный ток магдино?
По мнению специалистов завода, ток в 3 А для магнитной системы «Нептуна» является предельным. Для его увеличения требуется разработка новой конструкции магдино.
Об усовершенствовании «Нептунов» и моторесурсе
Хотелось бы узнать, были ли учтены в модификации мотора «Нептун-23» конструктивные недостатки, выявленные в более ранних выпусках моторов «Нептуна и «Нептун-20»? Какие меры необходимо принимать для увеличения моторесурса? Какие запчасти выпускаются?
Выпуск «Нептуна-23» был прекращен в связи с затовариванием рынка после повышения цен на моторы в 1984 г. Объединение продолжает выпуск всей номенклатуры запасных частей, заявляемых торговлей.
Из основных сборочных единиц а торговую сеть поставляются: двигатель, редуктор, подвеска, стартер, коленвал, бензонасос (все узлы — в сборе); шланги; гребные винты с шагом 300 мм (красный), 280 мм (синий) и 220 мм (белый). Реализацией запчастей занимается Подольская база «Посылторга». Ее адрес: 142107, г. Подольск, Пилотный пер., 4.
Богатый опыт, накопленный заводом при доводке моторов ранних моделей, участии в большом количестве соревнований и испытательных пробегов в 60—70-х годах, а также предложения владельцев моторов «Нептун» были учтены в конструкциях серийного «Нептуна-23» и опытных образцах «Нептуна-33».
Длительная и безотказная работа «Нептуна-23» полностью зависит от его грамотной эксплуатации, прежде всего — соблюдения рекомендаций, изложенных в «Руководстве по эксплуатации».
Еще раз напомню основные требования, обеспечивающие долгую жизнь мотора: используйте гребной винт, соответствующий вашей лодке (обводам, нагрузке, центровке!; не допускайте работу двигателя на оборотах, превышающих номинальные; контролируйте температуру охлаждающей воды; применяйте сорта масла и бензина, а также их соотношение в топливной смеси в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя; изменение оборотов двигателя производите плавно; проводите своевременно регламентные работы; соблюдайте рекомендуемые регулировки и контролируйте состояние узлов мотора; чаще проверяйте редуктор — при попадании в него воды промойте полость редуктора и замените смазку, проверьте состояние сальника; не оставляйте подводную часть мотора в воде без необходимости.
Шатунно-поршневая группа «Нептуна-23»
Приобрел поршневые пальцы, имеющие «синие» метки. На ранее приобретенном коленвале в сборе стоят «красно-синие» метки. Можно ли поставить на мотор указанные детали и что обозначают метки?
1. Поршневые пальцы не имеют сортировки на группы. Для установки в поршень подходят пальцы с любой цветовой меткой; при этом обеспечивается зазор 0,009—0,037 мм.
2. Цветовая маркировка краской на шатунах не имеет отношения к малой головке (и пальцам!, а указывает на принадлежность шатуна к сортировочной группе по отклонению размера нижней головки.
Могут встретиться цветовые метки: красная, желтая, голубая, белая, зеленая, красная с голубым, красная с белым, красная с зеленым, желтая с голубым, красная с синим. Эта маркировка используется только при сборке (методом запрессовки! коленвалов. Радиальный зазор Ж в подшипнике нижней головки шатуна допускается равным 0,008—0,023 мм.
3. Биение конуса В, диаметра средней опоры Д и торца щеки Г относительно коренных шеек не должно превышать 0,05 мм.
4. Радиальный зазор Е в подшипнике средней опоры — 0,045÷0,089 мм.
5. Максимальная разность размеров А — не более 0,02 мм.
6. Натяг пальца кривошипа в щеке И — 0,047:0,100 мм.
7. Натяг шейки средней опоры и щеки К — 0.053:0,090 мм.
8. Зазор (тепловой) в стыке поршневого кольца — 0,24-0,4.
9. Диаметр поршня контролируется на высоте 32 мм от торца юбки, а диаметр цилиндра — на высотах от торца до окон газораспределения.
10. Суммарный зазор между торцом щеки и торцом большой (нижней) головки шатуна Л — 0,204-0,42 мм.
11. Зазор между торцами поршневого кольца и его канавки в поршне — 0,065÷0,102.
12. Посадка пальца в поршень селективная (селективная сборка — метод группового подбора попарно работающих детален, рассортированных по размерным группам (с наиболее близкими полями допусков). Этот метод применяется в массовом производстве и позволяет снизить себестоимость деталей.): от натяга 0,005 до зазора 0,004 мм. Цветовая метка поршня наносится на бобышке, пальца — на торце. Собирать эти детали можно только с одинаковыми цветовыми метками (перед сборкой поршень необходимо нагреть до температуры 80—100 °С).
13. Пары «цилиндр-поршень» подбираются также по селективным группам. На поршнях цветовая маркировка наносится краской на внутренней поверхности юбки, а на блоке цилиндров окрашиваются бобышки шпилек крепления головки (верхняя и нижняя). Двигатели заводской сборки снаружи окрашиваются полностью, поэтому для установления селективной группы необходимо аккуратно очистить бобышки шпилек.
14. Поршни кроме сортировки на группы по размерам «разбиваются» на селективные группы по весу (через три грамма) и клеймятся буквами (А, Б, В и т. д.). В комплект двигателя устанавливаются поршни одной весовой группы. Знак весовой группы и стрелка наносятся на сфере днища поршня. При монтаже поршня в цилиндре стрелка должна быть направлена в сторону выхлопного окна, несоблюдение этого условия приведет к поломке поршневого кольца.
15. Осевой пюфт коленвала, установленного в двигателе, должен быть в пределах 0,1—0,4 мм.
16. При монтаже коленвала в корпус необходимо совместить штифт в картере с отверстием в наружной обойме подшипника средней опоры.
17. При замене картера необходимо убедиться в отсутствии выступов, повышенной шероховатости, наростов хрома на поверхностях, контактирующих с диском золотника; для доводки поверхностей применяется наждачный оселок. Затем поверхности трения промываются, осматриваются и смазываются тонким слоем смазки.
18. Манжеты (сальники) картера заполняются смазкой ЦИАТИМ-201 и монтируются согласно приведенной схеме.
О демпфирующем устройстве
На некоторых моторах гребной винт соединяется с гребным валом при помощи шлицевого соединения. Какой способ передачи крутящего момента на гребной винт лучше? Какой твердости и марки применяется резина для демпфирующих втулок?
Все современные подвесные моторы большой мощности комплектуются гребными винтами, снабженными демпфирующим устройством, которое необходимо для предотвращения перегрузок узлов редуктора при работе на переходных режимах двигателя, а также эволюциях судна или касании винта подводных предметов.
Демпфирующее устройство не должно быть слишком мягким, т. к. это не обеспечит нормальной передачи крутящего момента Не должно оно быть и слишком жестким, поскольку в этом случае оно не будет выполнять своих защитных функций.
Демпфер гребного винта на моторах «Вихрь» изготовлен из достаточно прочной и высококачественной резины марки 4004. Величина слоя резины и объем, заполняемый ею, рассчитываются по крутящему моменту и тщательно проверяются натурными испытаниями.
В порядке опыта нами изготавливались гребные винты со сплошной металлической ступицей без демпфера. При включении реверса, даже на малых оборотах, предохранительные штифты на гребном валу сразу же срезались.
На практике демпфер иногда проворачивается — при резком увеличении оборотов двигателя без необходимого постепенного набора скорости судном и при крутых поворотах судна на максимальных оборотах двигателя.
Гребной винт для «Сарепты» с «Вихрем»
Какой гребной винт оптимален для мотолодки «Сарепта» с мотором «Вихрь-30»?
Для мотолодки «Сарепта» однозначно можно рекомендовать винт с шагом и диаметром по 240 мм. Однако следует заметить, что винт такого шага к лодкам других типов не пригоден Обычные винты с таким шагом не выпускаются, поэтому можно рекомендовать применять винт изменяемого шага.
Опоры кронштейна «Вихря» и полезная формула
1. Прошу опубликовать в журнале эскизы верхней и нижней опор кронштейна «Вихря», достать которые в магазине мне не удалось.
2. Прошу сообщить, возможно ли, зная характер изменения мощности по оборотам, определить крутящий момент?
1. Приводим чертежи опор кронштейна (сборка) верхней (дет. 2.229-000) и нижней (дет. 2.230-000), а также втулки опор. В заводских условиях втулка устанавливается в пресс-форму, заполняется резиновой смесью и вулканизируется. При изготовлении в домашних условиях диаметр в резиновой втулке необходимо выполнить меньшим, чем диаметр латунной втулки, на 3—4 мм.
2. Как известно, мощность, крутящий момент и частота вращения коленвала двигателя связаны формулой:
где: М — крутящий момент, кгс·м; N. — эффективная мощность, л. с.; n — частота вращения коленвала, об/мин.
Зная два любых параметра, всегда можно определить третий.
Почему глохнет мотор?
Мотор «Ветерок-12Э» хорошо заводится и устойчиво работает на холостом ходу, но при включении винта глохнет. Системы питания и зажигания исправны. В течение пяти лет мотор работал безотказно, никаким механическим повреждениям не подвергался.
В руководстве по эксплуатации (раздел «Мотор запускается, но вскоре глохнет») перечислены основные причины этого явления.
В топливной системе необходимо проверить суфлирующее отверстие в крышке бака, бензопроводы, бензонасос, карбюратор и фильтрующий элемент. В бензонасосе следует внимательно проверить целостность диафрагмы и работу клапанов, которые должны пропускать топливо только в сторону карбюратора.
Плохую подачу топлива может вызвать попадание воды или нерастворенного в бензине масла.
Причиной остановки двигателя может быть подсос воздуха через прокладки и соединения половин картера, впускного патрубка, вставок продувочных каналов.
Если работа топливной системы не вызывает сомнений, то нужно проверить систему зажигания.
Нередко при включении нагрузки двигатель глохнет, если не работает один цилиндр.
На холостом ходу в этом цилиндре проскакивает слабая искра, но при включении реверса возникают перебои в искрообразовании или искра полностью отсутствует.
Выявить слабую искру можно проверкой пробоя искрового промежутка 5—7 мм, для чего, сняв колпачок провода высокого напряжения со свечи, поднести его к неокрашенным деталям двигателя (вместо свечи в колпачок вставить металлический стержень) и прокрутить маховик.
Восстановление муфты холостого хода
На «Ветерке- 12Э» при движении на полном ходу иногда слышны один-два резких щелчка, двигатель на миг увеличивает обороты и снова работает нормально. При большой нагрузке и прибавлении оборотов срезаются штифты гребного винта или проворачивается его демпфер.
Почему это происходит и можно ли устранить этот дефект в домашних условиях?
Можно ли восстановить демпфер винта?
Причиной дефекта является выход из зацепления кулачков муфты холостого хода.
В каком-то положении сцепление может нарушиться (достаточно даже вводной из четырех пар кулачков) из-за изменения геометрии зацепления. Повреждение поверхности кулачков происходит из-за включения муфты на повышенной частоте вращения коленвала и неправильной регулировки ее.
Если при осмотре состояния ведущей и ведомой частей муфты будет обнаружено смятие рабочих поверхностей или скругленне ребер кулачков, то необходимо заменить муфту или доработать рабочие поверхности кулачков при помощи тонкого шлифовального круга или алмазного надфиля. При этом следует учесть, что снимать более 0,5 мм металла не следует — это приведет к удалению твердого цементированного слоя и кулачки быстро выйдут из строя.
Такой ремонт можно рекомендовать как временное решение и при первой возможности «подкалить» поверхности или заменить детали муфты на новые.
Для большей надежности зацепления (само-заклинивания) рабочая поверхность кулачков выполнена с отрицательным углом («поднутрением»), равным — 5°.
Ударные нагрузки, возникающие при самопроизвольном расцеплении муфты, способствуют срезанию предохранительного штифта гребного винта и проворачиванию демпфера. Для устранения этого дефекта можно зафиксировать демпфер с помощью штифта (см. «КиЯ» № 122).