О запуске «Ветерка-8Э»
С первого дня эксплуатации «холодный» мотор заводился пусковым механизмом с большим трудом, хотя запуск производился в соответствии с инструкцией. Два последних сезона «холодный» мотор в июньскую жару удавалось заводить только за маховик пусковым шнуром. После регулировки винтом момента зажигания мотор удавалось запускать пусковым механизмом, но после работы на полном газу в течение 20—30 мин и уменьшения оборотов до средних — малых мотор глох и запустить его уже «горячим» было очень трудно.
После замены карбюратора К-ЗЗБ на новый для остановки мотора необходимо закрывать воздушную заслонку, так как мотор продолжает работать при закрытой дроссельной заслонке. Запустить мотор вновь также очень трудно.
Ход поршня верхнего цилиндра от положения его при совмещении установочных рисок (на маховике и основании) до ВМТ составляет 2,8 мм, в то время как рекомендуемая величина хода поршня должна быть равна 3,2—3,7 мм.
Прошу сообщить, в том ли причина плохой работы мотора? Можно ли и каким образом установить нормальный рекомендуемый ход поршня (3,2—3,7 мм) в этом случае?
Неустойчивая работа на средних и малых оборотах, затрудненный запуск могут быть вследствие работы на очень бедной смеси: где-то в топливную систему подсасывает воздух. Возможно нарушение уплотнительных прокладок.
Проверьте и при необходимости замените прокладки в следующей последовательности:
- под карбюратором, на клапанной перегородке (с обеих сторон);
- под вставкой продувочного канала на блоке цилиндров, между блоком цилиндров и картером.
Возможен подсос воздуха по фланцу карбюратора из-за чрезмерной затяжки крепежа и деформации крепежных проушин. В этом случае плоскость карбюратора следует притереть.
Неудовлетворительная работа на средних и малых оборотах может быть обусловлена зачеканкой заусенцев выходных отверстий «а» системы холостого хода карбюратора (см. рис. «Принципиальная схема карбюратора» руководства по эксплуатации моторов «Ветерок»). Прокалибровать отверстия можно заостренной, загнутой стальной проволокой.
Затрудненный запуск после остановки мотора путем прикрытия воздушной заслонки объясняется просто: двигатель переполняется неиспаренным топливом. Если двигатель не прекращает работу при полном повороте рукоятки румпеля в сторону закрытия дроссельной заслонки, его можно остановить электрической кнопкой «стоп», которой «Ветерок», к сожалению, не комплектуется.
На новом карбюраторе при повороте рукоятки румпеля до упора влево дроссельная заслонка может прикрывать диффузор не до конца. Положение дроссельной заслонки можно подрегулировать подгибкой рычага 1 на карбюраторе (см. рис.).
К особенностям моторов «Ветерок» можно отнести более легкий и надежный запуск при полном открытии дроссельной заслонки и значительном обогащении (подкачке топлива грушей до тех пор, пока оно не начинает переливаться через трубу распылителя). При низких температурах окружающего воздуха рекомендуется даже впрыснуть топливо из бензошланга в диффузор карбюратора, если запускается холодный двигатель.
И, наконец, об установке угла опережения зажигания. Для определения верхней мертвой точки и хода поршня удобно пользоваться часовым индикатором с ценой деления 0,01 мм. Переходник для индикатора можно сделать из корпуса старой свечи зажигания. Приблизительно угол поворота маховика можно оценить так: поворот на 30° составляет 4,75 зуба на венце маховика.
Причину неудовлетворительной работы мотора на малых и средних оборотах нельзя объяснить неточной установкой угла опережения зажигания. Величина недохода поршня до ВМТ 3,2—3,7 мм соответствует максимальной мощности двигателя.
Порядок регулировки системы зажигания описан в руководстве по эксплуатации мотора, а также в книге Е. И. Фишбейна «Моторы "Ветерок" на лодке», Л-д, Судостроение, 1989 г.
Причина перегрева двигателя
Мой мотор «Ветерок-8Э» выпуска 1984 г. работает, но только без капота. В закрытом состоянии может работать только минут пять, а дальше глохнет (маховик очень сильно нагревается). Пробовал ставить другой двигатель — результат тот же. Смена маховика тоже не помогает.
Изменение угла опережения зажигания за счет упорного винта результата не меняет. Охлаждение блока цилиндров — нормальное, топливо по инструкции. В чем причина?
Двигатель может перегреваться от чрезмерного увеличения максимального угла опережения зажигания, вызывающего калильное зажигание; от использования свечей с низким калильным числом; от нагрева маховика из-за задевания его о сердечники трансформаторов на основании магдино; от использования неподходящего топлива; от чрезмерного забеднения смеси.
Кожух серьезного влияния на температурный режим двигателя не оказывает, поскольку через отверстия в нижнем кожухе происходит достаточная вентиляция подкапотного пространства.
Причиной перегрева может быть и недостаточная подача воды помпой в систему охлаждения.
Почему глохнет мотор?
Моя «восьмерка» стала капризничать. Очень плохо заводится и только при закрытой воздушной заслонке. После запуска вскоре глохнет после выключения нагрузки. Выходит на полные обороты с трудом, с помощью прикрытия воздушной заслонки. На полном дросселе работает хорошо, но при снижении оборотов сразу же глохнет.
Я поменял топливный насос, карбюратор, трубопроводы, поршневые кольца, свечи — причины найти не могу. После многих попыток все же заводится, но чаще со впрыском топлива в диффузор карбюратора. При работе на холостом ходу на воде образуется пятно от нефтепродуктов. Прошу помочь разобраться.
Наиболее вероятное объяснение неудовлетворительной работы мотора — негерметичность полостей картера. Поэтому мотор работает только при дополнительной подаче топлива (закрытой воздушной заслонке). Следовательно, в картер поступает очень бедная смесь: где-то подсасывается воздух.
Возможной причиной может оказаться:
- 1. Повреждение уплотнительных прокладок между картером и блоком цилиндров, картером и клапанной перегородкой, клапанной перегородкой и впускным патрубком, впускным патрубком и карбюратором, блоком цилиндров и вставкой продувочного канала.
- 2. Повреждение (износ, затвердение) сальников коленчатого вала.
- 3. Большой зазор в лабиринтном уплотнении средней опоры коленвала между верхним и нижним цилиндром, вследствие чего происходит перетекание рабочей смеси из одной полости картера в другую. В этом случае следует заменить среднюю опору.
О моторе «Москва-25»
Приобрел лодочный мотор неизвестной марки. На табличке обозначено: модель М-67, мощность 24 л. с., год выпуска 1969.
От каких моторов можно поставить на него маховик, какой завод выпускал эти моторы и производятся ли они сейчас?
Ваш мотор — это «Москва-25». Он снабжался системой зажигания, отличной от устанавливаемой на моторы «Вихрь-25», «Нептун-23» и «Привет». Маховики от этих моторов не подходят для «Москвы-25».
Мотор «Москва-25» снят с производства много лет назад, а выпускал его завод АТЭ-3 в г. Ржеве Калининской обл.
О моторе «Ветерок-12»
Убедительно просим вас сообщить, будет ли выпускаться «Ветерок-12»?
На Ульяновском моторном заводе производство лодочного мотора «Ветерок-12» или других моделей, кроме «Ветерка-8М», в ближайшие годы, к сожалению, не предполагается.
Переделка «Ветерка»
Прошу ответить на волнующие меня вопросы по мотору «Ветерок»:
- 1. Можно ли установить двигатель головкой цилиндров вверх? Или необходима переделка?
- 2. Имеет ли смысл ставить на «Ветерок» мотоциклетный карбюратор?
- 3. Можно ли управлять двигателем только заслонкой карбюратора, а опережение зажигания выставить в постоянное положение?
1. Двигатель может работать при вертикальном расположении цилиндров головками вверх, но для этого придется существенно переделать впускную систему в связи с поворотом карбюратора в горизонтальное положение.
2. Штатный карбюратор К-ЗЗБ обеспечивает технические показатели мотора, менять его на другой не имеет смысла.
3. Если установить рекомендуемый для мотора угол опережения зажигания около 30°, то при запуске могут возникать обратные вспышки. Если снизить величину угла до безопасного от обратных вспышек значения (порядка 20°), снизится мощность двигателя.
Выпускные клапаны мотора «Москва-30»
Старенькая «Москва-30» плохо заводится, вероятно, из-за плохой компрессии. Но «Вихрь» и «Приветы» даже с худшей компрессией заводятся вполне приемлемо. Говорят, как-то изменяют регулировку клапанов и дело поправляется. Так ли?
Регулировка впускных пластинчатых клапанов на моторах «Москва», так же как и на «Ветерках», не предусматривается.
Для улучшения запуска необходимо, прежде всего, тщательно отрегулировать карбюратор и систему зажигания и, если слаба компрессия, заменить изношенные детали.
Замена гильзы цилиндра
У моего мотора «Нептун-23» получился задир зеркала в одном цилиндре. Я решил выпрессовать гильзу и вместо нее запрессовал хорошую от другого блока цилиндров. Но получилось смещение гильзы приблизительно на 3—4 мм. Будет ли это смещение влиять на работу двигателя?
Механическая обработка блока цилиндров лодочного мотора производится с высокой точностью, необходимой для обеспечения длительной работы подшипников кривошипно-шатунного механизма. Так, межцентровое расстояние между осями цилиндров выполняется с точностью ±0,1 мм. С допусками в сотые доли миллиметра выдерживаются неперпендикулярность оси цилиндров к плоскости блока и точность обработки рабочей поверхности гильзы. Обычно сначала запрессовывают в блок гильзу с припуском на обработку по внутреннему диаметру, а потом уже обрабатывают блок цилиндров, собранный вместе с картером.
Таким образом, заменить вышедшую из строя гильзу на другую, окончательно обработанную, нельзя.
Работа двигателя «УД2» на керосине
У меня на лодке установлен двигатель «УД2-М1» Ульяновского моторного завода. В нагретом состоянии он работает на керосине. Ответьте, пожалуйста, не вредно ли это для двигателя, не будет ли у него перегрев и насколько снижается его мощность? Степень сжатия 5,0; число оборотов — 3000 об/мин. Если можно его эксплуатировать, то какие изменения необходимо сделать?
Стационарный малолитражный двигатель модели «УД2-М1» может работать на топливном керосине. Для этого на заводе степень сжатия снижалась до 5 единиц за счет увеличения высоты камеры сгорания.
В домашних условиях этого можно добиться, установив две прокладки под головку цилиндров с проставкой между ними, изготовленной из мягкого алюминия толщиной 0,6—0,8 мм. При этом необходимо обеспечить герметичность разъема.
Запуск двигателя производят на бензине и после прогрева переводят на керосин. В заводском варианте это осуществлялось путем установки двухсекционного топливного бака с двухпозиционным краном.
При работе на керосине мощность двигателя снижается на 12—15% и совершенно не допускается перегрузка. Двигатель необходимо эксплуатировать только при 3000 об/мин и окружающей температуре не выше +40°С. Для успешного повторного запуска необходимо при остановке двигателя полностью вырабатывать керосин из поплавковой камеры карбюратора.
Причина перегрева «Вихря-20»
Мой мотор «Вихрь-20» эксплуатируется около 20 лет. Но вот в прошлую навигацию появилась неисправность: при переходе на полный газ прекращается охлаждение цилиндров и в выходное отверстие идет горячий воздух. На малых и средних оборотах охлаждение работает нормально. В чем причина возникшей неисправности?
Охлаждение моторов семейства «Вихрь» происходит принудительно забортной водой при помощи коловратной водопомпы, в которой резиновая крыльчатка установлена эксцентрично. Это обеспечивает хороший забор воды в помпу и необходимое давление на выходе. Помпа имеет производительность около 10 л/мин, что обеспечивает нормальный температурный режим двигателя на всех режимах его эксплуатации.
Однако при длительной эксплуатации моторов первых лет выпуска происходит износ медно-графитовой втулки в редукторе. Ее износ уменьшает величину необходимого эксцентриситета (0,1 мм). При этом давление воды и производительность помпы уменьшаются, что ведет к перегреву двигателя при большой частоте вращения, когда температура двигателя наиболее высокая.
Можно ли заменить карбюратор?
Имею мотор «Вихрь-М» 1978 г. выпуска. Можно ли заменить на нем карбюратор на мотоциклетный типа К36Ж или на карбюратор K36Л от «Нептуна-23»?
Карбюратор является основным прибором системы питания бензинового двигателя и от его работы в значительной мере зависит уровень показателей топливной экономичности и динамических качеств двигателя. Обычно для каждого двигателя разрабатывается и создается свой карбюратор, присущий именно этому двигателю. Универсальных карбюраторов практически нет. В редких случаях используют один карбюратор на двигателях разных марок, но имеющих одинаковые характеристики.
Предлагаемые тов. Калмыковым карбюраторы устанавливаются на двигателях, которые далеко не идентичны мотору «Вихрь» как по рабочему объему, так и по другим параметрам. Поэтому их установка на «Вихре-М» смысла не имеет, не говоря о сложности крепления и необходимости переделки управления.
Как изготовить кулачок прерывателя?
На моем моторе «Вихрь-М» выпуска 1974 г. износился кулачок маховика. Новый маховик не купить. Прошу опубликовать чертеж кулачка.
Рабочая поверхность кулачка имеет сложную лекальную конфигурацию, от точности воспроизведения которой зависит четкость работы системы зажигания. Браться за изготовление кулачка на обычных станках без специальных приспособлений мы не рекомендуем.
Как сменить смазку в редукторе?
Смазку подшипника № 202 в редукторе «Вихря» рекомендуется менять через 10—15 ч. Ответьте, пожалуйста, как практически это делается?
В корпусе редуктора имеются три канала для заливки масла, которые закрыты одинаковыми пробками № 2.202-029 со шлицом под отвертку. Масло для смазки подшипника № 202 заливается шприцем через отверстие под пробкой, расположенное в самой верхней части редуктора над антикавитационной плитой. Нижнее отверстие используется для слива масла из полости редуктора. Через него же рекомендуется заливать масло при помощи шприца (при вывернутой верхней пробке).
Как замерить щупом зазор в шестернях?
В шестеренчатых парах вообще, а в конических косозубых тем более, зазор в зацеплении щупом не замеряется. Это делается при помощи индикатора, ножка которого упирается в зуб.
При легком покачивании шестерни вокруг оси в пределах ее люфта по показаниям индикатора можно определить зазор а зацеплении.
Мотор без документов
1. Могу ли я где-либо восстановить утерянные документы на подвесной мотор?
2. Можно ли зарегистрировать лодку с подвесным мотором, собранным из запчастей?
Редакция, обратившись в Главное управление ГИМС РСФСР, получила следующий ответ:
1. Документы на подвесной мотор, необходимые для регистрации мотолодки, можно восстановить только в том случае, если этот мотор ранее был зарегистрирован на лодке.
Утерянные документы нового мотора восстановлению не подлежат. Такой ПМ может быть сдан в комиссионный магазин.
2. При наличии документа на приобретение двигателя лодка с подвесным мотором, собранным из запчастей, может быть зарегистрирована в ГИМСе.