В «КиЯ» №135 за 1988 г. читатели познакомились с устройством транспортира Дугласа. Хочу предложить в свою очередь сконструированный мною и используемый уже несколько лет транспортир, который исключает дополнительные построения и пересчеты, давая возможность, в отличие от транспортира Дугласа, проводить линию, предварительно не нанося на карту двух точек.
Транспортир имеет прозрачный прямоугольный корпус, с закрепленной на нем вращающейся шкалой, с которой связана линейка, снабженная ручками Шкала вращается с легким трением, что обеспечивает ее фиксацию.
В простейшем случае для изготовления такого устройства может быть использован ученический круговой транспортир, зашитый или заваренный между двумя кусками толстого полиэтилена (папка для документов). Использование мягкого материала исключает повреждение карты острыми углами корпуса.
С точки зрения удобства работы разумно ограничиться диаметром шкалы 100—120 мм. На фоне вероятных погрешностей поправок на дрейф, девиацию и течение погрешность прокладочного инструмента ±1° не является решающей.
Помещая подобные сообщения читателей, журнал поощряет всех вас, друзья, к творчеству и удовлетворяет желания поделиться предложениями, мыслями и и пытанными на практике приемами работы с использование собственных устройств и инструментов.
На наш взгляд, транспортир Горохова способен заинтересовать навигаторов-любителей. Кто-то, вероятно, решит изготовить такое же устройство и опробует в работе с картой. Вместе с тем мы считаем, что для яхт, имеющих штурманский стол, на котором умещается карта, пусть даже сложенная вдвое или вчетверо, лучшим прокладочным инструментом остается традиционный транспортир и параллельная линейка. Ничего проще этих инструментов пока не придумано Это подтверждается мнением профессионалов хорошо знакомых с особенностями яхтенной навигации.