Для экономии топлива
В начале этого года на западном рынке появились две новинки, привлекшие интерес владельцев моторных лодок и катеров. Одна из них — жидкий компаунд «Дюра-Лаб» на основе синтетических смол типа PTFE, разработанный американским концерном Дюпона. Введенный в двигатель через систему смазки, «Дюра-Лаб» покрывает микрослоем внутренние поверхности трущихся пар. Фирма утверждает, что благодаря этому потерн мощности на трение уменьшаются до 50%, детали оказываются защищенными от износа в случае недостаточной смазки штатной системой. Одновременно достигается экономия топлива на 5—10%.
Другая новинка — «Петро-Майзер» — магнитное устройство, включаемое в топливный трубопровод. Магнитное поле изменяет поверхностное натяжение и молекулярную структуру бензина или дизельного топлива, что способствует образованию более эффективной смеси топлива с воздухом. На официальных испытаниях отмечено повышение мощности двигателя на 11% при сокращении расхода топлива на 14—17% и вредных эмиссий в составе отработавших газов. В Англии стоимость этого устройства составляет 49,45 фунтов стерлингов.
Кожух для талрепов
Такие кожуха, изготовленные из тонкостенных труб алюминиево-магниевого сплава, выпускает шведская фирма «Селден маст АБ» в Гётеборге, специализирующаяся на производстве деталей парусного вооружения морских яхт. Кожух, надетый на талреп, предохраняет паруса и шкоты от износа, обычного при их трении об открытые талрепы, позволяет обильно смазывать талреп без опасения загрязнить смазкой парус либо шкот, уменьшает силу трения шкотов о стоячий такелаж. Кроме того, отпадает необходимость обматывать шплинты, фиксирующие пальцы в вилках талрепов.
Труба подбирается по толщине и длине талрепа таким образом. чтобы ее можно было надеть на нижний конец снасти, не снимая его с мачты. Например, при штаге диаметром 8 мм (талреп с резьбой М12) применяется труба 50X2 длиной 650 мм; при штаге 14 мм (талреп М24) — 75X2 длиной 1000 мм. Нижний конец подрезается по палубе или при большой ширине штаг-путенса в торце трубы делается паз. Важно, чтобы между торцом и палубой не могла попасть и заклиниться какая-либо снасть.
На верхний конец трубы надевается крышка, состоящая из двух половин; каждая из них снабжена пружинной защелкой, штырьки которой заскакивают в стопорные отверстия, просверленные в кожухе. Затем на трос у верхнего конца втулки накладывают несколько витков липкой ленты, чтобы препятствовать подъему кожуха вверх.
Простой съемник винта
Снятие гребного винта с конуса вала требует обычно больших усилий. Применять для этих целей молоток и разного рода рычаги недопустимо, так как можно погнуть вал или повредить лопасти винта. Советую изготовить простой съемник, для чего потребуются два обрезка стального листа толщиной 6—8 мм и три болта М8 подходящей длины. Для гребного винта диаметром до 500 мм достаточно вырезать треугольные пластины 1 и 3 со стороной 140 мм, а болты (или шпильки с гайками) использовать длиной около 150 мм. Желательно уточнить размеры по месту таким образом, чтобы детали съемника не касались лопастей.
Сплошная пластина 1 съемника ставится с кормового конца вала, обеспечивая упор, необходимый для страгивания винта с конуса. Гайки на болтах 2 нужно завинчивать последовательно и равномерно.
Как соединить две трубы
При изготовлении раз личных конструкций из тонкостенных трубок, например, каркасов разборных байдарок или тентов приходится соединять концы труб. Для этого обычно де лают внутренние втулки, наружные муфты или подбирают трубки соответствующего диаметра для телескопического соединения.
Предлагаю простой способ со единения труб одинакового диаметра, не требующий изготовления дополнительных деталей. На одном из соединяемых концов труб нужно сделать продольные гофры для уменьшения диаметра. Для их выколотки придется изготовить простой цилиндрический пуансон из твердого дерева или металла по внутреннему диаметру трубы. На поверхности пуансона профрезеровать или вырезать 1—4 продольных канавки радиусного или треугольного поперечного сечения. Надев затем на пуансон трубу, с помощью зубила с притупленным острием или специально заточенной обсадки и молотка осаживают стенки трубы до получения гофров на требующейся длине соединения.
Необходимое число гофров можно рассчитать по величине уменьшения длины окружности трубы при осадке одного гофра. Мне удавалось выполнять таким способом соединения с зазором 0,1—0,2 мм. Если в соединение попадут песчинки, их легко перегнать в гофры, прокручивая трубы относительно друг друга, а затем удалить.
Как сохранить тент
Тринадцать сезонов проходил я на своем «Прогрессе-4», тентом пользуюсь постоянно — как ночью, так и во время дождя, а он до сих пор у меня как новый — воду не пропускает, да и цвет почти не изменил. А ведь это самая недолговечная вещь на лодке, купить которую сейчас практически невозможно.
Секрет «долголетия» моего тента прост — важно правильно его хранить и использовать. Закрутив аккуратно тент вокруг дуг я сшил на него чехол из палаточного брезента. Размеры уточнялись по месту. Накрыв тент чехлом, я соединяю нижние его кромки при помощи пришитых завязок. Еще лучше пришить две длинные застежки-«молнии».
Надев чехол, дуги тента откидываю назад на штатное место. Чтобы сравнительно тонкое ребро угольника, окаймляющего кокпит, не перетирало чехол и тент при хранении, в месте касания я наклеил на ребро клеем «Момент» разрезанную вдоль мягкую резиновую трубочку.
При ночевке под тентом через многочисленные неплотности в лодку свободно проникают комары. Чтобы избавиться от них, я сшил из рулонной марли накидку в виде простыни, но размером несколько больше тента. Теперь, покрыв тент сверху накидкой, я могу спать спокойно даже в самом комарином месте — ни один комар не проникает в кокпит. Эта марлевая накидка также защищает и тент. Утром, как правило, тент и марля мокры от росы. Так вот, я не спешу снимать марлю, а сушу их совместно на солнце. Накидка хорошо защищает ткань тента от выгорания на солнце.
Швартовный рым в снабжении катера
Полезным дополнением снабжения малого судна является переносной рым, сделанный из стального прутка. Если на причале не окажется свободного кнехта или рыма, приспособление извлекается из катерного рундука вместе со швартовным концом.
Вставив изогнутую часть рыма в щель между досками причала, ее разворачивают перпендикулярно щели так, чтобы усилием швартова рым не выдернуло. Затем приспособление сдвигают к краю причала и вводят в щель торчащий конец стержня, который препятствует проворачиванию рыма относительно щели.
Переносные рымы используются также в качестве направляющих для проводки шлангов и электрокабелей с борта судна на причал.
Как обойтись без прорезиненной ткани
Фантазию самодеятельных конструкторов и строителей разборных лодок обычно ограничивает острая дефицитность материала, пригодного для изготовления оболочки.
Предлагаю такое решение проблемы: герметичный слой полиэтиленовой пленки, свободно уложенный между двумя защитными слоями любой доступной ткани.
Я поступил так. Сшил из палаточной ткани два одинаковых тента — самых обычных, прямоугольных, с люверсами по краям, подкладками И.т. п. Размеры их выбрал такими, чтобы они были несколько больше развертки оболочки на плоскость — особая точность тут не нужна. Затем по этим же размерам выкроил пленку; если у вас не хватит ширины, можно сварить паяльником два полотнища. Выходя в плавание, укладываю на собранный каркас такой трехслойный «бутерброд» и обтягиваю его шнуром через люверсы.
В принципе сочетание ткань плюс пленка известно давно. В «КиЯ» тоже не один раз давались подобные рекомендации, но обычно речь шла о горячей «припрессовке» пленки, а это — дело тонкое. Мой способ намного проще. Минус у него только один — двойной расход ткани. Зато оба тента (да и пленку) можно использовать при устройстве стоянки по «прямому назначению».
Болт для сращивания троса
С растить концы оборвавшегося штуртроса или ванты, особенно в походных условиях, да еще на волне и ночью, — задача не из легких. Между тем ее можно решить при помощи одного-двух болтов с гайками и шайбами.
Для этого в стержне болта необходимо сделать продольный паз шириной, равной диаметру троса. Заложив в паз оба сращиваемых конца, их зажимают в соединении, завинчивая гайку ключом. Если есть возможности, концы лучше опаять оловом и поставить 2—3 болта, в зависимости от усилий, предаваемых тросом. Гайки рекомендуется законтрить любым известным способом.
Подобные болты могут быть использованы и для заделки огона (петли) на конце троса, причем в огон можно ввести обычный коуш.
Лак против окисления клемм аккумулятора
В местах соединения проводов с клеммами аккумулятора из-за окисления нарушается электрический контакт, разрушаются детали. Для защиты от окисления и коррозии обычно смазывают соединение техническим вазелином, жидким воском или другой консистентной смазкой. Но это помогает мало, а в жаркую погоду (именно в такую погоду мотолодки интенсивно эксплуатируются) смазка стекает, оголяя поверхности и пачкая соприкасающиеся с ней вещи.
Гораздо более надежно такое соединение защищает лак. Его наносят кистью на обезжиренные поверхности. Удобно использовать для этой цели любой нитролак, включая мебельный.
При отсутствии лака необходимо растворить фотопленку в ацетоне или любом растворителе для нитрокрасок.
Хорошие результаты также дает смесь из одной части канифоли и десяти частей олифы. Такая смесь в зависимости от сорта олифы засыхает примерно через пять часов.
При необходимости нитролак легко смывается ацетоном или растворителем, а смесь канифоли с олифой счищается мелкой наждачной бумагой.
Очевидно, такое соединение нет смысла разбирать ежедневно. При необходимости ежедневного отсоединения аккумулятора необходимо установить любой двойной выключатель массы.
Алмазный инструмент
В магазинах «Хозтовары», «Юный техник» и т. п. можно иногда найти так называемый «алмазный инструмент» — металлическую пластинку толщиной около 0,1 мм и размерами 155X10 мм. На этой пластинке с двух сторон нанесен слой алмазного порошка. Этим инструментом очень хорошо и быстро зачищать и исправлять изношенные контакты прерывателей, а также зачищать электроды свечей зажигания. Абразивная пыль, как от наждачной бумаги, на контактах не остается.
В продаже бывают отходы в виде различных металлических дисков, пластин с нанесенным на них алмазным порошком. Из них также можно вырезать пластинку подходящих размеров.