В том же году на реке Вятке были проведены межведомственные испытания опытного образца плавдачи, которые подтвердили высокие эксплуатационные характеристики «Коттеджа». С 1990 г. плавдача серийно изготавливается Сосновским судостроительным заводом.
Основные характеристики лодки-дачи «Коттедж»
Длина габаритная, м | 7,0 |
Ширина габаритная, м | 3,0 |
Высота борта (по герметичному понтону), м | 0,60 |
Высота корпуса с надстройкой, м | 2,78 |
Минимальная высота в каюте, м | 1,98 |
Грузоподъемность, кг | 500 |
Пассажировместимость. чел. | 4 |
Масса порожнем, кг | 2100 |
Осадка при полном водоизмещении, м | 0,36 |
Предельно допустимая мощность ПМ, л. с. | 30 |
Мощность ПМ, рекомендуемого к установке, л. с. | 12 |
Расчетная предельная высота волны при эксплуатации, м | 0,45 |
Кроме эксплуатации в системе организованного туризма и проката «Коттедж» может быть использован и индивидуальными владельцами. Передвижение плавдачи возможно в условиях автономного плавания под подвесным мотором (в составе экипажа в этом случае должен быть человек, имеющий права судоводителя-любителя) или в режиме буксировки другим судном с места базирования в зоны отдыха и обратно.
Ходовые испытания опытного образца проводились под моторами «Ветерок-8», «Ветерок-12» и «Вихрь-30». При движении под мотором «Ветерок-8» против быстрого встречного течения (на Вятке в некоторых местах скорость течения составляет около 13 км/ч) и сильном ветре мощности мотора оказывается недостаточно, поэтому рекомендуется устанавливать мотор мощностью не менее 12 л. с. Правда, установка 30-сильного «Вихря» не дает большого прироста скорости — под «Ветерком-12» скорость хода плавдачи составляет 6,2 км/ч, а под «Вихрем» — 8,5 км/ч, зато расход горючего возрастает, как минимум, вдвое.
Корпус плавдачи выполнен из алюминиево-магниевого коррозионностойкого сплава АМг5 и состоит из прямоугольной платформы (3,0X7,0 м), установленной на двух герметичных понтонах-поплавках. Конструктивно платформа выполнена в виде гофрированной панели из листов толщиной 3 мм без использования приварного набора, благодаря чему удается уменьшить коробление конструкции при сварке и трудоемкость производства. Панель с гофрами (высотой 60 мм и шагом 290—300 мм) обладает достаточной жесткостью и прочностью как при действии сосредоточенных нагрузок на палубе, так и при скручивании корпуса при движении лодки на волнении под углом к направлению бега волн.
Платформа соединена с понтонами на болтах, что позволяет легко заменять понтоны при их сильном повреждении либо в других случаях. Понтоны имеют безнаборную цельносварную конструкцию, изготовленную из листов толщиной 3 мм. Их поперечное сечение в подводной части выполнено по радиусу 400 мм. В надводной части борта вертикальны; общая высота равна 600 мм. Каждый понтон разделен водонепроницаемыми переборками на четыре изолированных отсека, что обеспечивает непотопляемость и аварийную остойчивость лодки даже при затоплении двух соседних отсеков понтона.
Выбранное поперечное сечение понтонов обеспечивает более высокую остойчивость и запас плавучести на больших углах крена, чем при нередко применяющихся на катамаранах поплавках в виде круговых цилиндров. В этом можно убедиться, проанализировав упрощенную схему погружения понтонов при крене. На «Коттедже» у погружаемого понтона площадь ватерлинии и объем при накренении постоянно увеличиваются вплоть до начала входа в воду кромки палубы понтона. Соответственно увеличивается и момент, стремящийся восстановить судно в нормальное положение.
Если понтон имеет поперечное сечение в виде кругового цилиндра, то площадь ватерлинии после погружения в воду половины сечения постоянно уменьшается и может полностью резко исчезнуть; при этом исчезнет и резерв непроницаемого надводного водоизмещающего объема понтона с одного борта, в результате чего судно может неожиданно опрокинуться.
Надстройка плавдачи собрана из листов алюминиево-магниевого сплава толщиной 2 мм, снабжена изнутри теплоизоляцией из пенопласта и фанерной зашивкой. Как вариант исполнения, для зашивки бортов может применяться декоративный пластик.
Был проработан и вариант исполнения надстройки полностью из дерева, который обеспечивает большую комфортность пребывания человека в каюте. Однако в связи с трудностями приобретения и переработки большого объема пиломатериалов завод предпочел металлическую конструкцию. Стенки надстройки выполнены с применением контактной точечной сварки, что позволяет получить хороший товарный вид конструкции.
Крыша надстройки, как и платформа, изготовлена в виде прочной гофрированной панели. Крыша используется как солярий; ее прочность достаточна и в случае, если здесь одновременно расположится весь экипаж плавдачи. Для этого случая рассчитана и остойчивость «Коттеджа». Для безопасности крыша ограждена леерным ограждением и закрывается деревянными сланями. Часть этой верхней площадки перекрывается съемным солнцезащитным тентом.
Каюта оборудована четырьмя стационарными спальными местами с мягкими матрасами: два места на широком диване и два — на двухъярусной койке. Имеются вместительный платяной шкаф, обеденный стол с расположенными вокруг рундуками с мягкими сиденьями на четыре человека, большой разделочный стол для приготовления пищи, оборудованный мойкой. На стенках надстройки навешены расходный бак пресной воды, полка для посуды и книжная полка (над диваном). Предусматривается в одном из вариантов поставки комплектовать плавдачу портативной газовой плитой. Газовый баллон (емкостью 20 или 5 л) предусмотрено хранить в специальном рундуке снаружи надстройки.
Освещение каюты осуществляется двумя потолочными светильниками с питанием от аккумуляторной батареи напряжением 12 В, устанавливаемой в кладовой. Предусмотрен также вариант электрооборудования с подключением его к береговой сети напряжением 220 В.
В корме для установки подвесного мотора предусмотрен специальный кронштейн, являющийся частью платформы. Пост рулевого расположен на высоком кормовом рундуке, откуда обеспечивается хороший круговой обзор акватории и судоходной обстановки. Управление поворотом, «газом» и реверсом осуществляется с помощью ДУ, выпускаемого Калужским турбинным заводом.
Размерения плавдачи позволяют перевозить ее железнодорожным транспортом без каких-либо ограничений. Перевозка же автотранспортом требует согласования с ГАИ на местах с учетом типа используемого транспортного средства и требований по обеспечению допустимых предельных габаритов груза. В первую очередь это касается общего габарита по высоте: при перевозке на грузовиках и прицепах со стандартной высотой платформы этот габарит равен 4,2 м. При необходимости обеспечения меньшего габарита по высоте или в случае перевозки на транспорте с высокой платформой следует снять леерное ограждение на крыше, что, впрочем, не представляет большой сложности.
Для упрощения операции погрузки на транспорт и спуска на воду плавдача комплектуется стальной траверсой с четырьмя тросами, закрепляемыми с помощью такелажных скоб к специальным рымам на корпусе.
На зимнее хранение плавдачу можно вытаскивать волоком по пологому берегу, для чего предусмотрены специальные рымы в носовой части и наружные килевые профили на днище понтонов. Кстати, «Коттедж» может использоваться как хозяйственное или жилое помещение не только на плаву, но и на берегу.