Основные данные РИБа " Кальмар-Компакт"
(в скобках — отличающиеся данные "Yamaran В-640 R")
Длина корпуса, м | 5.8 |
Длина наибольшая, м | 6.8 (6.4) |
Ширина наибольшая, м | 2.45 |
Осадка, м | 0.35 |
Килеватость, град.: | |
- на транце | 21 |
- на миделе | 23 |
Сухой вес, кг | 870 (550) |
Емкость топливного бака, л | 260 |
Высота подволока в каюте, м | 1.1 (—) |
Высота транца, мм | — (635 или 508) |
Тип двигателя | Стационарный или ПМ (ПМ) |
Макс. мощность, л.с. | 135-150 (200) |
Надувной баллон: | |
- материал | ПВХ |
- плотность, г/м2 | 1450 |
- диаметр в носу/корме, м | 0.35/0.5 |
- кол-во отсеков | 5 |
Пассажировместимость, чел. | 10 (12) |
Количество спальных мест | 2 |
Цена, долл | 21 500 (14 290) |
Уменьшенный вариант "Кальмара", испытаиного на нашей "мерной миле" еще в 1999 г. (см. №169) и успевшего за последующие годы завоевать репутацию одного из самых удачных отечественных РИБов, обязан своим появлением на свет марафону "24 часа Санкт-Петербурга" ("White 'Nights Endurance"), а точнее — строгим ограничениям по габаритам для участвующих в этой гонке лодок, диктуемым Международным водно-моторным союзом (UIM). Гонки гонками, но создатели "спортивной" версии "Кальмара" не могли не отметить, что получившаяся компактная версия отвечает не только требованиям строгих комиссаров UIM и гонщиков, но и чаяниям простых потребителей.
Для спортсменов и не только
Заказчиком лодки выступила компания "Петросет-Большой" — официальный дистрибьютор "Yamaha Motor", которой хотелось иметь в основе будущего гоночного "болида" хорошо зарекомендовавший себя корпус. Правда, основные размерения 7-метрового прототипа немного превышали допускаемые правилами UIM, поэтому, в целом сохранив "фирменную" концепцию обводов с развитыми скуловыми брызгоотбойниками, узнаваемую практически на всех глиссирующих лодках "Курса", все три габарита корпуса пришлось укладывать в предусмотренные техническим заданием рамки.
Линия борта была опущена на 100 мм, что вместе с уменьшением угла подъема баллона к носу позволило укоротить жесткий корпус выше ватерлинии на 300 мм. Излишек его ширины в 200 мм, не устраивающий техническую комиссию гонок, удалось убрать за счет уменьшения развала бортов от скулы до линии прилегания баллона. Кроме того, гоночный "Кальмар", получивший вполне обоснованную приставку "Компакт" в названии, обзавелся новым, более "худощавым" баллоном от фирмы "Мнев и К" — основным диаметром 500 мм (против 540 мм у прототипа) с плавным уменьшением его в носовой трети до 350 мм. Уменьшили и вылет оконечностей надувной "подковы" за транец. В итоге основные размерения "Компакта" стали отвечать заданным ограничениям, и новый РИБ более чем успешно (первое место в самом мощном "Классе 4") принял участие в четвертом традиционном 24-часовом испытании на выносливость вокруг Петропавловской крепости в Петербурге.
Хотя изначально эта лодка, зажатая в тесные рамки международных гоночных правил, планировалась как "штучная" и экспериментальная, вскоре стало ясно, что удалось добиться и целого ряда новых потребительских качеств — не было бы счастья, да несчастье помогло. Очень многое говорило за то, что свежеиспеченный "Кальмар-Компакт" способен удачно заполнить временно пустующую нишу в модельном ряду РИБов компании "Курс". Не одни только гонщики, положив глаз на испытанный, но все же довольно габаритный, тяжелый и, чего греха таить, недешевый "Кальмар", искали чего-нибудь в этом духе — но более компактное, легкое и доступное по цене.
Кстати, раз уж речь зашла о тех же габаритах, приведем такой факт: соблюдение правил UIM позволило заодно удовлетворить требование ГАИ-ГИБДД, согласно которому габарит по ширине перевозимого на трейлере грузе не должен превышать 2.55 м (не так давно оно было малость пожестче — 2.5 м). И по сей день "Кальмар" (2.8 м в готовом к спуску на воду виде) следует перевозить на трейлере только со спущенными и плотно примотанными к корпусу мягкими бортами, в то время как его "младший братишка" может сидеть на прицепе, гордо "надув щеки" — даже с накачанным баллоном ширина лодки не превышает 2.45 м.
В общем, из категории экспериментального "спецзаказа" наш малыш, несколько возгордившийся после победы на "White Nights Endurance", быстро вырос. И малость остепенился. Потребовалась соответственная одежка — подобно старшему братцу "Кальмару", захотелось заиметь и каюту (пускай чуть поменьше размерами), и набор сидений с мягкими подушками (чтобы разместить на борту не одного только гонщика, а приличное общество), и серьезный стационарный мотор вместо подвесника...
В результате для подготовки данного отчета нам пришлось выходить на воду трижды, чтобы испробовать все основные варианты исполнения новинки. Здесь надо добавить, что одна из испытанных лодок зарегистрирована в наших тестовых протоколах не как "Кальмар-Компакт", а как "Yamaran В-640 R": согласно договору между "Курсом" и официальным дистрибьютором "Yamaha Motor" компанией "Петросет-Большой" — инициатором и главным "оценщиком" проекта, часть лодок в открытом исполнении планируется продвигать на рынок именно под этой торговой маркой, в расчете на сторонников подвесных моторов "Yamaha".
Подобный маркетинговый ход ямаховцы предпринимают далеко не впервые. Как вы наверняка помните, пару лет назад подобная участь постигла "Мустанг-540" (кстати, именно на этой лодке команда "КиЯ" завоевала "бронзу" на самых первых 24-часовых гонках в 2000 г. — см. №173). Этот не менее классический отечественный РИБ, разработанный петербургским конструктором Сергеем Федорко ("Петровичем"), после победы команды "Петросета-Большого" в классе "PR-1500" на 24-часовом марафоне в 2001 г. предлагается фирмой "Мнев и К" под изначальным именем "Мустанг", а дистрибьютором "Yamaha Motor" — под благоприобретенным "Yamaran", причем разница, как и в случае с "Компактом", заключается в основном в цветовой гамме внешнего оформления и небольших отличиях в комплектации.
Трансформация, или един во многих лицах
На сегодняшний день "Кальмар-Компакт" предлагается в трех основных вариантах исполнения: одном открытом и двух каютных, различающихся не только типами силовых установок (подвесной мотор и "стационар"), но и планировкой в корму от миделя, диктуемой их особенностями. Под названием "Yamaran В-640 R" лодка существует пока только в открытом исполнении — "Петросет-Большой" решил сделать основную ставку, во-первых, на собственные подвесные моторы, а во-вторых, на спортивных натур, которым каюта вроде бы и ни к чему.
"Тестовую серию" с условным названием "Компакт" мы открыли еще ранней весной, едва дельта Невы отчистилась от льда. Главный конструктор "Курса" Борис Бршов предложил испытателям "КиЯ" посмотреть "свежим глазом" на самый первый, экспериментальный образец лодки в каютном исполнении с подвесным впрысковым четырехтактником "Mercury 150 EFI Saltwater" на транце, чтобы учесть возможные потребительские пожелания до начала серийного производства. Поскольку речь шла о принципиально новой для нас планировке (помните, сколько здесь терминов на букву "С"?), основное внимание мы уделили именно ее особенностям, а обычные замеры скорости и шума решили отложить на будущее.
Тогда, если не считать нескольких "сервисных" мелочей, основные претензии возникли у нас, как ни странно, к дизайну — главному "козырю" Бориса Ершова. Ведь его лодки, как правило, не только функциональны, но и красивы. Однако, на наш взгляд, опытный образец зрительно "разваливался": заимствованная от популярной "Омеги" центральная консоль с ее обтекаемыми округлыми формами, стремительно скошенным назад передком и передним сиденьем-рундучком не очень-то гармонировала с носовой надстройкой — по-военному "граненой", с обилием четких углов и почти вертикальной кормовой переборкой.
Впрочем, все объяснилось, как только мы пригляделись к новенькому "Компакту" повнимательней и поняли, что творческая фантазия Бориса лежит далеко за пределами англоязычных аббревиатур: повторяй "СС" хоть два раза, хоть три, но все равно этого мало, требуется еще одно слово на ту же букву, и слово это пришло на ум само собой — "Convertible". Не будем вас долго томить: полноценная (с кормовой переборкой и запирающейся на замок дверью) носовая каюта оказалась съемной!
Отворачиваем шесть болтов крепления кормовой переборки к пайолу кокпита, быстро отстегиваем десятка три "тентовых" кнопок на мягких длинных "клапанах", огибающих носовую часть баллона по периметру, и пластиковую крышу весом около 50 кг можно выносить на берег. Минут через пять перед нами обычный открытый "Компакт" — за тем лишь исключением, что в носу кокпита остается V-образный диван, из пары коек превратившийся в сиденье для четырех-пяти дополнительных пассажиров. После демонтажа угловатой носовой крыши обтекаемая "омеговская" консоль оказалась в полной гармонии с обликом скоростного РИБа.
Обсудив вместе с конструктором плюсы и минусы трансформируемого ("convertible") опытного образца "Компакта", мы пришли к выводу, что базовая каютная модификация должна достойно смотреться как с пластиковым носовым модулем, так и без него — по нашим прикидкам, большинство владельцев предпочтет не снимать его вовсе.
Отрадно, что к большинству возникших у нас замечаний в "Курсе" прислушались — в чем мы убедились уже в середине лета, заполучив на тест нормальный серийный экземпляр каютного "Компакта". От первого опытного образца его отличала не только новая консоль, "граненые" формы которой больше отвечали дизайну носовой надстройки, но и иная планировка кормовой части кокпита — вместо подвесника на лодке был установлен стационарный бензиновый "MerCruiser 3.0 L" мощностью 135 л.с. Кстати, более компактная консоль позволила сместить водительско-пассажирское сиденье ближе к носу и выиграть пространство в кокпите.
Вместо двухместного кормового сиденья-рундука с перекидывающейся спинкой, которое мы видели на версии с подвесником, кормовые пассажиры располагаются здесь непосредственно на капоте мотора, накрытом широкой мягкой подушкой, пригодной и в качестве лежака для солнечных ванн. Единственным минусом такого решения мы посчитали отсутствие кормового ограждения, из-за чего сидящие сзади пассажиры чувствовали себя при резком старте не особо уютно. Капотное сиденье стоило бы снабдить откидывающейся спинкой, подушка которого в опущенном назад положении еще больше увеличит площадь "солнечной" палубы. Конструктор пообещал подумать над этим предложением.
При установке стационарного мотора пришлось отказаться от кормового рундука, но места для вещей все равно остается предостаточно — для лодок "Курса" вообще характерно обилие больших и маленьких багажных отсеков. Удобен для купальщиков (и не только для них) огромный кормовой кринолин, а встроенный в него мощный откидной трап попросту вызывает восхищение — в рабочем состоянии он располагается пол углом около 45°, словно наст оящая лестница, что значительно облегчает его использование. Крыша надстройки (она же носовая палуба) снабжена мощными стальными релингами.
Всего нормальными сидячими местами здесь обеспечено 7 чел. (койки под крышей — не в счет): помимо переднего и заднего сидений, по бокам от входа в каюту отформованы две одноместные "приступочки" с мягкими подушками. Водительские сиденья и опытного, и серийного образцов предусматривали возможность управления лодкой стоя — подушки их трансформируются, хотя и по несколько отличающимся схемам. На самой первой лодке полушка складывается пополам и переводится в вертикальное положение; на "Компакте" со стационаром подколенный валик перекидывается на шарнирном кронштейне наверх. Надо сказать, что оба типа сидений в сложенном виде по-прежнему позволяют располагаться на них сидя, только повыше — что удобно, например, при движении в переходном режиме, когда обзор частично перекрывает крыша каюты, или при ограниченной видимости (создатели лодки признались, что сами такую возможность не предусматривали). С "драйверской" точки зрения первая система удобнее — высота сложенных подушек, да и площадь образованной их кромками поверхности здесь больше, но рыболовам и путешественникам наверняка важнее то, что во втором варианте подушка расположена на вместительном рундуке, а спинку можно откинуть вперед, чтобы устроиться лицом к транцу.
За штурвалом
Даже у родных братьев могут оказаться совершенно разные характеры. Еще в ходе испытаний первого опытного образца мы сразу обратили внимание, что поведением на воле он заметно отличается от привычного "Кальмара".
Во-первых, при выходе на глиссирование "Компакт", даже нагруженный 50-килограммовой надстройкой, достаточно высоко задирает нос ("Кальмар" с его изначальной носовой центровкой преодолевает "горб сопротивления" практически без кормового дифферента). Во-вторых, лодка получилась более верткой, "остро" реагирующей на перекладку штурвала, несмотря на большее относительное удлинение корпуса. И, в-третьих, на высоких скоростях (70 км/ч и выше) "Компакт" может выказывать некоторую проблемность поведения.
Особенно ярко проявилось это на "спортивном" открытом "Yamaran В-640 R" с 200-сильным подвесным мотором. 11о словам представителей компании "Петросет-Большой", на явное превышение допустимой мощности они пошли исключительно с целью проверки потребительского варианта лодки на предельных режимах (напомним, что на заказанной ими гоночной версии, выигравшей 24-часовой марафон, был установлен подвесник именно такой мощности). С нагрузкой в 4 чел. по достижении примерно 70-75 км/ч на невысокой волне Финского залива стали проявляться характерные зарыскивания и бортовая раскачка — верный признак того, что корпус начинает "выбирать" свои скоростные возможности. Разогнать лодку тогда удалось до 82-83 км/ч, однако от водителя требовались предельная собранность и активная работа штурвалом — "отдыхательной" такую манеру езды назвать было трудно. При повторным выходе налегке (2 чел. плюс около 20 л топлива) указанные симптомы дали о себе знать еще раньше — уже при скорости 66-68 км/ч.
Кстати, можно догадаться, почему при таком увлечении мощностью ямаховцы предпочли остановиться на открытом варианте "Компакта" — двухтактная "Yamaha 200" расходует на полном газу около 100 л/ч, так что даже 260-литровый встроенный бак опустеет раньше, чем возникнет необходимость в каюте...
"Кальмар-Компакт" с 135-сильным "MerCruiser" вел себя куда более степенно. Сказывались и несколько больший вес двигателя, и разумная мощность, которую мы бы сочли для этой лодки оптимальной. До "проблемной" скоростной отметки мы не добрались — с минимальной нагрузкой наибольшая скорость составила около 64 км/ч. Наиболее комфортный режим обеспечивается при 4000 об/мин (скорость при этом около 50 км/ч): двигатель работает мягко, пугающих перегрузок не создает даже полуметровая волна, а расход топлива, если верить встроенному электронному расходомеру, составляет примерно 25 л/ч. Таким образом, на одной заправке стандартного бака можно безостановочно двигаться около шести часов и преодолеть примерно 300 км. Тут уже и каюта может понадобиться!
Резюме
Главный козырь "Компакта", занявшего временно пустовавшую нишу между такими лодками, как "Спрут" или "Мустанг" с одной стороны и более крупный "Кальмар" с другой — его оригинальная "гибридная" планировка. В основе своей — это классический консольный РИБ, который легко превращается в полноценный дейкрейсер. Лодка действительно универсальная, и это лишний раз подтверждает мирное существование в одном корпусе "туристского" ("Кальмар-Компакт" с каютой) и "спортивного" вариантов, ярким образчиком которого является "Yamaran В-640 R". К серьезным плюсам можно также отнести возможность выбора силовой установки — подвесного мотора или "стационара".
Новый РИБ отличается от прототипа — "Кальмара", обводы которого он во многом унаследовал, несколько более острым поведением на воле, хотя такое качество "старшего брата", как достойная мореходность, сохранил вполне. Увлекаться мощностью на этой лодке не советуем — борьба со штурвалом на скоростях за 80 км/ч способна доставить удовольствие лишь спортивным натурам, имеющим достаточный опыт экстремального вождения. Наиболее оптимальной мощностью мы бы посчитали здесь 130 л.с. — достижимая при этом скорость 65 км/ч не создаст проблем даже для начинающего судоводителя.

Артем Лисочкин. Фото Алексея Даняева, Артура Гроховского и Романа Ершова