В 25 номере за 1970 г. рассказывалось о двигателе с водометным движителем «Луч-18» мощностью 18 л. с.
Сейчас в конструкторском бюро Богородского механического завода разработаны два новых варианта этого двигателя: «Луч-18-р» с реверс-редуктором и валопроводом и «Луч-18-у» с реверс-редуктором и угловой передачей. Технические характеристики двигателей, за исключением весовых и габаритных, те же, что и у двигателя с водометом.
«Луч-18-р» создан на базе лодочного мотора «СМ-557 Л». В упомянутом номере была описана конструкция самого двигателя, поэтому здесь мы расскажем лишь об изменениях в конструкции реверс-редуктора.
Для передачи возросшего крутящего момента увеличена ширина венцов шестерен и произведена коррекция зубьев, сегментные шпонки заменены на усиленные призматические, шлицы ступицы диска трения и ведущего вала реверс-редуктора увеличены по длине. В остальном по конструкции и кинематической схеме реверс-редуктор не отличается от примененного в моторе «СМ-557Л». Передаточное число реверс-редуктора на переднем ходу 1,66, на заднем 1,35.
С коленчатого вала двигателя крутящий момент передается на ведущий вал реверс-редуктора через постоянно замкнутую управляемую однодисковую фрикционную муфту. Ведомый вал реверс-редуктора соединяется с валопроводом посредством модернизированной эластичной соединительной муфты с резиновым элементом. Такой же муфтой соединяются ведомый вал угловой передачи и валопровод. Валопровод со всеми деталями, включая гребной винт, одинаков для обоих двигателей. Упор от гребного винта на переднем ходу передается на выходной вал реверс-редуктора или угловой передачи через шарик и полумуфту, на заднем ходу — через три болта соединительной муфты и специальный упорный диск, который предотвращает разрыв резинового элемента муфты.
Угловую передачу без всяких переделок можно спаривать как с двигателем «Луч-18-р», так и с распространенным стационарным лодочным мотором «СМ-557Л». По заявкам торгующих организаций угловая передача может поставляться отдельно.
Угловая передача состоит из алюминиевого корпуса и двух валов с одинаковыми коническими шестернями. Для соединения ведомого вала реверс-редуктора с ведущим валом угловой передачи применена такая же муфта, какая соединяет валопровод с ведомым валом передачи.
«Луч-18-р» и «Луч-18-у» прошли заводские и приемочные испытания.
Вес двигателя «Луч-18-р» — 42 кг (без глушителя и бензобака), «Луч-18-у» — 49 кг.