1. Появление воды в полости редуктора.
2. Неудовлетворительная работа системы охлаждения, чаще всего из-за отказа водяной помпы. (Недостаточное охлаждение вызывает перегрев двигателя, в результате чего, если не принять срочных мер, заклиниваются поршни).
3. Поломка вертикального вала или разрушение зубьев муфты холостого хода. (Обнаруживается по внезапному увеличению числа оборотов двигателя. Для уверенности при включенной муфте проверните коленчатый вал за маховик — если гребной винт не вращается, придется чинить вал или муфту).
4. Поломка деталей редуктора. (Если эта авария происходит на ходу, то в ровный гул работающего мотора врывается посторонний шум).
При разборке придется иметь дело с довольно большим числом крупных и мелких деталей, поэтому нужно соответствующим образом организовать рабочее место и подготовить для них несколько банок или коробок.
Отсоединение двигателя. Отверните восемь винтов М6. Кроме них, двигатель удерживают шланг подачи топлива к бензонасосу и пусковой шнур. Снять шланг со штуцера просто, а разбирать пусковой механизм необязательно — легче снять двигатель вместе с нижним кожухом, для чего, приподняв двигатель и растянув шнур пускового механизма, отверните четыре винта М5, крепящих нижний кожух к промежуточному корпусу. Делайте это осторожно, чтобы не порвать паронитовую прокладку, которая пристает к деталям.
Сняв двигатель, отсоедините от ручки переключения тягу муфты холостого хода. Расшплинтуйте заведенный в рычаг отогнутый конец тяги, выведите его из рычага и немного поверните, чтобы он не попал обратно в отверстие. Потом освободите верхний конец трубки подачи охлаждающей воды.
Отсоединение проставки. Выверните четыре болта, обращенных вниз шестигранными головками. Как только последний болт ослабнет, примите меры, чтобы предотвратить падение и повреждение проставки и собранных с нею деталей.
Доступ к деталям узла вертикального вала открыт. При необходимости дальнейшей разборки следует слить из полости редуктора нигрол и про мыть ее керосином.
Работать будет удобнее, если проставку с редуктором закрепить в тисках, как показано на рис. 1.
Разборка узла вертикального вала
Вытащите (рис. 2) из корпуса помпы 14 всасывающую трубку 12 и напорную 20 подачи охлаждающей воды. Осмотрите напорную трубку и удостоверьтесь, что вертикальный вал при вращении не задевает за нее. Когда будете ставить трубку на место, учтите, что она должна быть удалена от вертикального вала минимум на 5 мм. Отверните четыре винта, крепящих корпус помпы, поднимите его и крыльчатку 24 по вертикальному валу (рис. 3). При этом следите, чтобы не потерялась шпонка 23 крыльчатки. Корпус помпы и пластину 25 нужно заменить, если глубина кольцевых канавок, образующихся в результате трения о крыльчатку, превышает 0,3 мм.
Крыльчатку можно не менять, если концы лопастей не износились до появления острых кромок. Высота крыльчатки, замеренная по концам лопастей, должна быть на 0,2 мм больше глубины гнезда в корпусе.
Вытащите из расточки проставки стакан 27 вместе с вертикальным валом. Легче всего это сделать с помощью двух отверток. На шлицевом конце ведущей шестерни останется пружина 36. Ведомая муфта 34 снимается вместе с вилкой 35 на тяге 15.
Внимательно осмотрите вилку. Если муфта отрегулирована правильно, на верхней плоскости полочки вилки, где она касается буртика муфты, виден гладкий кольцевой износ глубиной 0,1—0,3 мм. При неправильной регулировке ведомая муфта слишком сильно прижимается к ведущей, что приводит к большому износу и даже оплавлению капрона вилки в зоне контакта с муфтой.
Проверьте качество уплотнения вертикального вала сальников 28. Для этого в полость сальника со стороны, обращенной к муфте, залейте примерно 1 см3 керосина. Легко поворачивая вал относительно стакана, следите за просачиванием керосина через уплотнение. Если сальник неисправен, то по другую его сторону на валике появится пятно.
Снимите пружинное проволочное кольцо 31, фиксирующее штифт 32. С помощью выколотки, входящей в ЗИП, удалите штифт.
Аккуратно зажав ведущую полумуфту в тисках, выбейте из нее вертикальный вал, легко постукивая молотком по его концу через медную или латунную выколотку.
Из стакана 27 извлеките плоскогубцами стопорное кольцо 30, установите стакан верхней плоскостью на немного разведенные губки тисков (рис. 4), пропустите вертикальный вал между губками и легкими ударами молотка по концу вала через выколотку выбейте его из подшипника 29.
Подогрев стакан 27 примерно до 100°, извлеките из него подшипник 29, равномерно постукивая по внутренней обойме через отверстие в сальнике.
Извлекать из стакана запрессованный туда сальник 28 нужно только в том случае, если вы уверены, что он неисправен, так как сделать это, не повредив сальник, невозможно.
Иногда появляется необходимость извлечь из коленчатого вала сломанный и застрявший там конец вертикального вала 19. Для этого в обломке вала просверлите на глубину 15—20 мм отверстие, нарежьте в нем резьбу, вверните подходящий винт и вытащите обломок.
Разборка редуктора
Расстыкуйте корпуса проставки и редуктора, отвернув две гайки со шпилек. Гайки расположены глубоко и работать с ними нужно торцовым ключом. Пакет прокладок между корпусами лучше сохранить.
Снимите стопорное кольцо 6 (см. рис. 5) и, легко постукивая по выколотке, вставленной в отверстие для штифта 23, извлеките горизонтальный вал в сборе с ведомой шестерней и подшипниками (см. рис. 6).
Промыв в керосине зубья шестерен и шарикоподшипник 12, внимательно осмотрите эти детали. Шестерни с большим износом зубьев и многочисленными следами выкрашивания цементированного слоя следует заменить; очевидно, надо менять сразу обе шестерни.
Если при толчке рукой наружная обойма вращается с резким шумом или с заеданиями, то нужно менять и подшипник 12.
Чтобы заменить ведомую шестерню 15, приходится разбирать узел горизонтального вала. Сначала снимите стопорное кольцо 10, затем со ступицы ведомой шестерни снимите шарикоподшипник 12; при этом откроется доступ к штифту 14. Выбейте штифт и снимите с горизонтального вала шестерню 15.
Основными требованиями при сборке привода гребного винта являются обеспечение герметичности полости редуктора и муфты холостого хода, правильности посадок подшипников и других деталей, хорошей регулировки зацепления шестерен.
Присоединение проставки
На валик ведущей шестерни 1 (рис. 2) напрессуйте внутреннюю обойму радиально-упорного подшипника 2. Наружную обойму подшипника запрессуйте в расточку проставки со стороны нижнего фланца до упора, чтобы ее кромка выступала над плоскостью фланца примерно на 6 мм. Это необходимо для центровки проставки и редуктора.
Установите в проставку ведущую шестерню 1, на верхний конец которой заведите радиальный подшипник 10. Поставив проставку шестерней на основание из нетвердого материала (доска, пластина из алюминия или пластмассы), запрессуйте подшипник 10 до упора наружной обоймы в буртик расточки. Последнюю операцию нужно производить с помощью втулки, которую нужно выточить на токарном станке из любой стали.
Проверьте, как вращается ведущая шестерня. Если она о что-либо задевает или вращается с шумом, значит на беговых дорожках подшипников скопилась грязь и их нужно промыть.
В случае, если подшипник 10 стоит на месте в проставке, сборку шестерни нужно производить, уперев этот подшипник сверху вышеупомянутой втулкой и слегка постукивая по шестерне молотком или киянкой.
Сборка корпуса редуктора
Наденьте ведомую шестерню 15 на горизонтальный вал, направляя ее так, чтобы отверстия в валике и ступице шестерни для штифта 14 совпадали. Если отверстия под штифт не сошлись, можно повернуть шестерню, слегка постукивая молотком по зубьям в соответствующую сторону. Контролировать совпадение отверстий нужно с той стороны ступицы, где отверстие под штифт имеет меньший диаметр.
Вставьте в отверстие штифт 14, затем напрессуйте на ступицу шестерни радиальный подшипник 12. Напрессовывать подшипник нужно, подпирая шестерню, а не вал, чтобы не испортить штифт, прикладывая усилие обязательно к внутреннему кольцу подшипника.
Заприте подшипник на ступице шестерни пружинным кольцом 10 и замерьте зазор между торцом внутренней обоймы подшипника и стопорным кольцом. Снимите стопорное кольцо, заложите в зазор комплект шайб-компенсаторов 11 нужной толщины и снова установите кольцо. Шайбы-компенсаторы легко сделать самому из стальной или латунной ленты. При зазоре больше 1 мм кольца можно точить на токарном станке, точно выдерживая параллельность торцов.
На передний конец вала гребного винта посадите радиальный шарикоподшипник 16.
Регулировка положения шестерен
Шестерни нужно установить так, чтобы добиться максимального соприкосновения зубьев по длине, надежного контакта их боковых поверхностей и плавной работы зацепления. Сделать это при исправных шестернях нетрудно путем подбора двух элементов: разрезного кольца 13, устанавливаемого при сборке между наружной обоймой подшипника 12 и венцом ведомой шестерни, и комплекта регулировочных прокладок, устанавливаемых между корпусами проставки и редуктора.
Прежде всего надо добиться максимального касания зубьев по длине. Средством контроля при этом служит кусочек пластилина, прилепленный во впадину между двумя зубьями большой шестерни.
Между корпусами проставки и редуктора поставьте набор паронитовых прокладок толщиной 1—2 мм. Проставку соедините с корпусом редуктора, не затягивая гайки 21. В корпус редуктора вставьте до упора собранный вал гребного винта с налепленным на шестерню кусочком пластилина, сделайте 2—3 оборота горизонтального вала и вытащите его. На пластилине останутся отпечатки зубьев ведущей шестерни, по которым можно судить, надо ли уменьшать или увеличивать толщину набора прокладок. Если не хватает паронитовых прокладок, их можно сделать из картона, пропитанного минеральным маслом.
Отрегулировав зацепление шестерен по длине зуба, приступайте к регулировке бокового зазора, подбирая толщину кольца 13. Если таких колец имеется несколько (толщиной, например, 2,9 мм, 3,1 мм, 3,3 мм, 3,5 мм), то устанавливайте их поочередно, фиксируя каждый раз величину бокового зазора в зацеплении, которую можно определить следующим образом. Одной рукой придерживая ведущую шестерню, а другой поворачивая горизонтальный вал, уловите минимальную величину свободного качания вала при разных положениях шестерни, причем боковой зазор должен составлять 0,15—0,3 мм в средней части длины зуба ведомой шестерни. Или же надежно закрепите ведущую шестерню, плотно вставьте штифт гребного винта в имеющееся для него отверстие с вылетом в одну сторону 15—20 мм и замерьте зазор с помощью стрелочного индикатора, ножка которого должна упираться в штифт на расстоянии 15 мм от поверхности вала.
Одновременно с подбором бокового зазора необходимо отрегулировать плавность работы зацепления шестерен. Вручную проверните горизонтальный вал. При неудовлетворительном зацеплении вы услышите сильный шум и рукой ощутите неравномерность вращения шестерен. В большинстве случаев при указанном боковом зазоре зацепление будет достаточно плавным.
Если с помощью регулировочных колец не удается обеспечить бесшумную работу (при отрегулированном положении корпусов проставки и редуктора), поставьте в разъем корпусов прокладку толщиной 0,4—0,5 мм и снова попытайтесь добиться бесшумного вращения шестерен. Не беспокойтесь, если после этого окажется, что зубья касаются не по всей длине (разница 0,5—1 мм), так как это компенсируется плавной работой зацепления.
При отсутствии комплекта разрезных колец можно отрегулировать зацепление шестерен и установить необходимую толщину такого кольца с помощью штангенциркуля с ножкой-глубомером. Для этого нужно определить величину зазора Д (рис. 7) между уступом в отверстии редуктора и внутренней кромкой наружного кольца подшипника 12. Руководствуясь приведенным эскизом, замерьте глубину расточки до бурта А; вставьте в корпус редуктора горизонтальный вал и, придвигая его к ведущей шестерне, проконтролируйте на слух плавность вращения шестерен (в каком-то положении горизонтального вала плавность зацепления окажется наилучшей); замерьте глубину посадки наружного кольца подшипника (размер С) в корпус редуктора; вытащите горизонтальный вал из корпуса и замерьте ширину наружного кольца В; определите толщину регулировочного кольца Д=А—В—С; подберите или изготовьте кольцо нужной толщины, обязательно отшлифовав его торцы.
Если в редукторе используются старые шестерни, нужно установить те же прокладки и то же разрезное кольцо, при которых происходила приработка деталей редуктора.
После регулировки следует еще раз промыть детали, собрать узлы проставки и редуктора и соединить их, покрепче затянув гайки на шпильках.
Вставьте в отверстие корпуса редуктора стакан 7. В стакане должен быть запрессован доброкачественный самоподжимной сальник с пружинкой, а в канавку у внутреннего торца вставлено резиновое кольцо 9.
Небольшим усилием подав стакан внутрь корпуса редуктора, вставьте в канавку в корпусе пружинное кольцо 6. В качестве инструмента можно использовать небольшие круглогубцы или утконосы с заточенными концами губок, вставляя их в отверстия на концах кольца. Сжимать кольцо нужно осторожно и подальше от глаз, так как оно может соскочить с губок.
Сборка узла вертикального вала
Запрессуйте в стакан 27 (рис. 2) сальник 28 и подшипник 29. Сальник нужно ставить пружинкой в сторону подшипника. Поставьте в канавку стопорное кольд" 30, удерживающее подшипник 29.
Запрессуйте в подшипник вертикальный вал 19. При этом следует проверить, чтобы на конце вала не было заусенцев — ими можно порвать сальник. Напрессуйте ведущую полу-муфту 33 на нижний конец вертикального вала, следя чтобы совпадали отверстия под штифт 32, затем забейте штифт.
Поставьте пружинное кольцо 31. Проверьте, на месте ли резиновая втулка 26, уплотняющая тягу 15 муфты холостого хода. Поставьте пластину 25.
Приклейте солидолом к лыске на вертикальном валу шпонку 23 крыльчатки 24 и посадите на место крыльчатку так, чтобы не выпала шпонка. Если смотреть сверху, вал вращается по часовой стрелке, и корни лопастей крыльчатки должны двигаться впереди стеблей (лопасти изогнуты по направлению вращения).
Поставьте корпус 14 помпы. Лопасти крыльчатки нужно направлять в корпус пальцами или тупым предметом.
В отверстие резиновой втулки 26 через корпус помпы вставьте тягу 15, наверните на резьбовой конец тяги капроновую вилку 35. Установите всасывающую трубку 12 в резиновую уплотнительную втулку в корпусе помпы.
Вставьте ведомую муфту 34 в зев вилки. Если муфта не держится в вилке за счет натяга, ее нужно приклеить солидолом. Пружину 36 наденьте на шлицевой конец ведущей шестерни 1. На нижнюю плоскость стакана помпы поставьте прокладку 11.
Собранный таким образом узел вертикального вала (см. рис. 8) установите в корпус проставки так, чтобы всасывающая трубка 12 попала в соответствующее отверстие в проставке, а шлицы в отверстии ведомой полумуфты 34 и на ведущей шестерне 1 совпадали. Винтами 21 приверните узел вертикального вала к проставке.
Регулировка муфты холостого хода
В конструкции мотора предусмотрена регулировка двумя способами: перемещением вилки 35 по тяге, для чего на этих деталях имеется резьба, и перемещением ограничителя поворота ручки переключения, для чего отверстия под винты сделаны овальными.
I. Освободите верхний конец тяги. Установите ограничитель поворота ручки переключения в крайнее переднее положение, при котором еще остается достаточный запас на регулировку в случае износа вилки.
Не прилагая большого усилия, вытяните тягу вверх до отказа, одновременно прокручивая вал гребного винта. Когда произойдет сцепление кулачков ведущей и ведомой муфт, вал перестанет вращаться и в этом положении тяги будет лишь покачиваться (за счет зазоров в зубьях шестерен и кулачках муфт).
Ручку переключения установите в положение «ход». Вращая тягу в соответствующую сторону, добейтесь совпадения отверстия в рычаге на оси ручки переключения с загнутым концом тяги. При этом нужно периодически подтягивать тягу вверх. Заведите конец тяги в отверстие рычага и передвиньте ручку переключения в положение «холостой ход».
Вращая вал гребного винта, проверьте, разъединились ли муфты. Если разъединения не произошло, нужно вывернуть тягу на один оборот, повернув ее против часовой стрелки, и проверить еще раз.
II. Поставьте ручку переключения в положение «холостой ход». Ослабьте два винта, крепящих ограничитель на промежуточном корпусе, и перемещайте ограничитель вместе с нижним концом ручки назад до тех пор, пока кулачки муфт не войдут в зацепление, и вал гребного винта не перестанет вращаться.
Подайте ограничитель на 1—1,5 мм вперед. Это положение должно обеспечить надежное сцепление муфт в положении ручки «ход» и полное их разъединение в положении «холостой ход».