Обычно применяемые системы дистанционного управления подвесными моторами с тросиками в боуденовской оболочке не позволяют при включенном ДУ пользоваться обычным способом управления газом — посредством вращения рукоятки румпеля мотора: слишком велико трение в «боудеиах» и механизме управления.
Для уменьшения трения в передаче управления газом я применил систему тросов и роликов, в принципе такую же, как и для управления поворотом мотора. Для этого использовал стальной тросик двойной свивки типа ЛК—О диаметром 2,5 мм, состоящий из семи прядей по 7 проволок в каждой (7X7 по ГОСТ 2172—71). Разрывное усилие этого троса 523 кгс, что вполне достаточно с учетом предварительного натяга компенсационных пружин, запаса прочности и необходимого срока службы троса.
Трос навивается на барабан ∅40 мм, расположенный на оси рулевого колеса и снабженный рукояткой (для поворота и фиксации его при нужном положении дроссельной заслонки карбюратора). При повороте рулевого колеса на тот же угол поворачивается и рычаг управления газом; величина газа при этом не изменяется, так как не зависит от поворота рулевого колеса.
Кронштейн (рис. 1) и коромысло управления газом изготавливаются из мягкой листовой стали толщиной 3 мм. К мотору кронштейн крепится на штатных болтах передней ручки мотора (М8), при этом он не мешает пользоваться ручкой при установке и снятии мотора на лодке. На кронштейне можно закрепить тросы в боуденовской оболочке для ДУ реверсом. Трос, вытягивающий шток реверса в переднее положение, крепится на штатном кронштейне (который приложен к мотору «Нептун-23»), навернутом на штоке, а оболочка боудена — к переднему резьбовому отверстию М6 в кронштейне. Оболочка троса, перемещающего шток реверса в заднее положение, прикрепляется к отверстию в задней стенке кронштейна.
Расположение отверстий для присоединения тросов управления поворотом мотора и газом создает примерно одинаковое натяжение тросов в крайних положениях мотора (мотор опущен — мотор откинут). Это позволяет отсоединять мотор от системы управления в рабочем положении. Коромысло с рычагом управления газом на моторе соединяются при помощи тяги, изготовленной из стальной трубки 6X1 со сплющенными концами с отверстиями. Форма и длина тяги подбираются по месту так, чтобы тяга обходила крепление румпеля.
Рулевая колонка (рис. 2) имеет два концентрических соосных валика с барабанами. Барабан на внешнем валике (для поворота мотора) выполнен из стали; барабан с внутренним валиком (для управления газом) — из латуни. Материал остальных деталей — алюминиевые сплавы.
Для обеспечения минимального трения рулевую колонку нужно смазывать маслом (несколько капель МС-20) один-два раза в сезон. Для этого достаточно сделать радиальное отверстие в кронштейне рулевой колонки и в наружном валике. Для фиксации рычага управления газом относительно рулевого колеса на нем имеется гайка, при помощи которой рукоятка поджимается к сектору, закрепленному на колесе.
При монтаже ДУ тросы навивают на барабаны на полных три витка. Это практически исключает проскальзывание троса относительно барабана, к тому же не требуется никаких дополнительных креплений тросов. Установка барабанов, рулевого колеса и рычага управления газом в нейтральном положении производится при обжатых компенсационных пружинах и свободном от натяга тросе.
Направляющие ролики (8 шт.) ∅40 мм целесообразно смонтировать в общих (по 2 ролика) обоймах.
Эксплуатация лодки типа «Казанка» с мотором «Нептун-23» с применением вышеописанной системы ДУ в течение трех сезонов полностью себя оправдала.
Для перехода на управление мотором за румпель достаточно разжать фиксатор газа на рулевой колонке.
С некоторыми уточнениями размеров эта система управления применима и для других моторов, например типа «Вихрь».