Какой уровень топлива должен быть в поплавковой камере карбюратора мотора «Вихрь-30Э», как его отрегулировать?
Карбюратор является сложным агрегатом и от его правильной работы зависят мощность, расход топлива и температурный режим двигателя.
Дозирование топлива определяется пропускной способностью жиклера, которая зависит от его диаметра и статического подпора столба топлива. Величина подпора определяется уровнем топлива в поплавковой камере: при повышенном уровне подпор больше и, следовательно, производительность жиклера увеличится; смесь получится обогащенной, при пониженном уровне — обедненной.
Детали (поплавок и рычаг запорного клапана) поплавковой камеры карбюратора, определяющие уровень топлива, изготовлены так, чтобы обеспечить оптимальный уровень топлива (19—21 мм от верхнего торца поплавковой камеры).
Однако из-за отклонения размеров деталей вследствие их износа уровень в поплавковой камере может нарушиться.
Для проверки уровня топлива необходимы штуцер с резьбой M12X1, кусок бензостойкой резиновой трубки длиной 100—150 мм и стеклянная трубка с наружным диаметром 8—12 мм, на поверхности которой нанесены две риски на расстоянии 20 мм. Штуцер ввинчивается в карбюратор вместо корпуса главного жиклера. К нему подсоединяется кусок бензошланга со вставленной в другой конец стеклянной трубкой. Верхняя метка на ней совмещается с верхним торцом поплавковой камеры, слабым подкачиванием ручной грушей камера заполняется топливом. Игольчатый клапан должен перекрыть подачу топлива, когда уровень совпадает с нижней риской. Если несовпадение составляет не более 2 мм, можно считать, что поплавковая камера отрегулирована правильно.
Отклонения уровня от номинальной величины могут быть как в сторону большего, так и меньшего значения. Для устранения причины этого отклонения необходимо снять крышку поплавковой камеры, осмотреть игольчатый клапан, рычаг клапана и поплавок. Легче устранить дефект, если уровень ниже требуемого. Это значит. что и поплавок, и клапан в полной исправности. Требуется только слегка отогнуть вверх конец рычага игольчатого клапана, в который упирается поплавок. Тем самым закрытие клапана произойдет при несколько большем уровне топлива. Проверкой уровня уточняется величина подгибки, и крышка ставится на место.
Если уровень несколько выше отметки, а игольчатый клапан плотно закрывает доступ бензина в камеру, вероятней всего нужно только подогнуть рычаг клапана вниз.
Если при заполнении камеры шток поплавка не всплывает и топливо переливается из камеры, нужно осмотреть поплавок, в который могло попасть топливо. При потряхивании поплавка будет слышен плеск бензина. Но лучше опустить поплавок в стакан с кипятком — место неплотности обнаружится по выходу пузырьков воздуха. Обнаружив неплотность, поплавок необходимо заменить новым или запаять имеющееся отверстие. Перед пайкой весь бензин нужно выпарить, погрузив поплавок на некоторое время в кипяток.
В случае протекания поплавка в походе и отсутствия паяльных принадлежностей течь можно временно замазать мылом — бензин его не растворяет.
Если поплавок всплывает и шток его выходит из отверстия в крышке, а топливо все равно переливается, то это означает, что игольчатый клапан потерял плотность: или он засорился, или конус клапана изношен. В первом случае дефект устраняется чисткой и продувкой, во втором — заменой запорной иглы или ее притиркой абразивным порошком к гнезду.
Перелив топлива при исправном поплавке может возникнуть из-за увеличенного люфта рычага клапана, что приводит к задеванию рычага о стенки поплавковой камеры или слабому прижиманию клапана к гнезду в верхнем положении рычага. Убедиться в задевании можно по светлым местам на стенке камеры в точке касания рычага. Люфт устраняется обжатием усиков рычага, которыми он крепится на оси.