Как хорошо известно всем владельцам «Вихрей», крыльчатка водяной помпы — это вечный дефицит. Гораздо чаще в продаже бывают крыльчатки от «Нептуна-23», которые имеют одинаковую высоту (25 мм) с крыльчаткой «Вихрей» и после доработки могут быть использованы на этих моторах.
Покупая крыльчатку, необходимо обратить внимание на то, чтобы уплотняющие кромки (кольцевые и радиальные) на обоих торцах не имели надрезов, вырывов или других повреждений, так как эти дефекты могут резко снизить производительность помпы.
Для уменьшения посадочного диаметра отверстия в ступице крыльчатки с 15 до 14 мм необходимо изготовить втулку из листовой латуни марки Л63 толщиной 0,5 мм или нержавеющей стали марки 12Х18Н10Т Ее можно свернуть на оправке диаметром 14 мм. Размер заготовки втулки 42,2X24 мм.
С обоих торцов отверстия ступицы нужно снять фаски размером 1,5X30—45°. Выполнить это можно при помощи различных инструментов, я, например, использую абразивную головку с цилиндрическим хвостовиком типа EW 20X25 24А25НСТ16К, которую вставляю в патрон ручной двухскоростной дрели.
Очистив наружную поверхность втулки от окислов мелкой шлифовальной бумагой и обезжирив ее и внутреннюю поверхность ступицы крыльчатки ацетоном, бензином или просто бытовым СМС «Каштан» (с тщательной последующей промывкой в теплой проточной воде), сопрягаемые поверхности втулки и ступицы смазывают эпоксидной смолой ЭД-20 или клеем «Феникс», после чего производится их сборка. Клей необходим только для закрепления втулки в отверстии ступицы крыльчатки при установке ее на вал-шестерню 4.202-020. При работе водяной помпы качество склейки не имеет значения.
При помощи конической оправки с углом конуса при вершине, равном удвоенной величине угла фаски, концы вставленной в отверстие ступицы втулки развальцовываются легкими ударами молотка.
Собранную крыльчатку сушат при температуре не ниже 20°С (в течение суток при использовании клея «Феникс» и двух суток — при использовании эпоксидной смолы).
После высыхания боковые поверхности шпоночного паза зачищаются надфилем от наплывов эпоксидной смолы (клея), а также, при необходимости, запиливаются выступающие в паз края втулки. Одновременно проверяется качество развальцовки торцов втулки и выступающие ее части (над ступицей) срезаются. Для этой операции удобно использовать абразивную головку типа AW 20X35 25А25НСТ16К. Торец головки заправляется на конус с углом при вершине 160 ±5°. Посадочное отверстие готово.
Концы лопастей крыльчатки обрезаются таким образом, чтобы диаметр крыльчатки (замер ведется по диаметрально расположенным лопастям) составил 54 ±0,5 мм. Рабочие поверхности лопастей («спинки») удаляются, как указано на эскизе. Это увеличивает эластичность лопасти и необходимо для ликвидации неплотностей в углах корпуса помпы при сборке с крыльчаткой (на ПЛМ «Нептун-23» это достигается наличием на концах крыльчатки приливов круглой формы, срезаемых при доработке).
Очень удобно при выполнении этой операции использовать абразивную головку типа AW 10X25 25А16ПСТ18К с цилиндрическим хвостовиком.
Крыльчатка готова к установке на двигатель.
Так как шпоночный паз на крыльчатке водопомпы ПЛМ «Нептун-23» имеет ширину 4 мм, а не 3 мм, как на «Вихре», изготавливается новая шпонка ∅4—0,1. Материал шпонки — Ст.45, твердость HRC=40÷45. Можно использовать для этих целей цилиндрический хвостовик сверла диаметром 4 мм.
При выполнении всех операций, связанных с обработкой крыльчатки, необходимо оберегать уплотняющие кромки от повреждений, которые могут стать причиной снижения производительности помпы.