Ученые давно установили тот факт, что практически все процессы в мире происходят циклически. Производство моторов вообще и подвесных моторов в частности, подтверждает этот постулат — то всплеск идей, то затишье...
Всплеск инженерной мысли, который многие любители подвесных лодочных моторов могли наблюдать буквально в течение последних двух-трех лет, сейчас уже немного сошел на нет. Идеи, похоже, исчерпаны, и разработчики пытаются довести их до идеала.
Зато зашевелились некоторые производители четырехтактных моторов, так как почувствовали, что современные двухтактники начинают дышать в затылок и могут составить серьезную конкуренцию. Вопрос становится особо актуальным, и даже некоторые автомобильные фирмы всерьез задумываются о производстве автомобилей, оснащенных двухтактными моторами нового поколения. В продаже таких автомобилей пока нет, но в недрах некоторых монстров мирового автопрома активно ведутся работы по созданию оригинальных двухтактных моторов.
В сезоне 2005 г. "BRP" в лице "Evinrude" предложит наряду с прежними моторами серии "E-Tec", которые произвели в позапрошлом году, не побоимся сказать — сенсацию. При двухтактном режиме работы эти моторы по многим показателям оказались не только более привлекательными для потребителя, но еще и очень чистыми. Чистыми и с точки зрения выброса вредных веществ в атмосферу, и с точки зрения шума и вибраций. В этом году в ряду моторов "E-Tec" ожидается прибавление — появятся новые V6 моторы мощностью 250, 225, 200, 225 Н.О. и 200 Н.О. Должны появиться и версии для соленой воды, т. е. "SaltWater". Моторы серии "DI" останутся в прежнем составе.
Сводный брат "Evinrude" — "Johnson" — оставит в этом году практически все моторы, которые выпускались в 2004-м. Больших, или, если угодно, кардинальных, изменений у этого производителя в новом сезоне не предвидится. Карбюраторные моторы, работающие по двухтактному циклу, охватывают наиболее выгодную с коммерческой точки зрения область рынка — от 3.5 до 175 л.с. Совершенствовать их, по всей видимости, просто не имеет смысла, так как до сих пор их судьба неясна, но до 2006 г. они могут продаваться без особых проблем в большинстве стран мира. Линейка четырехтактных моторов "Johnson" также серьезно не изменится и покрывает область от 4 до 225 л.с.
"Mercury", позиционирующий себя как "№1 на воде", продолжает пожинать плоды успеха системы "OptiMax" и уникума под названием "Verado". В этом году состав моторов с логотипом "OptiMax" останутся в том же составе, что и в прошлом году. Появившийся недавно "Verado" будет оставаться, наверное, еще долго единственным и неповторимым, зато будут предложены модификации "F275", "F250", "F225", "F200". Есть новинки и в ряду четырехтактных моторов — это "F9.9" и "F8.0".
Европейский производитель моторов "Selva" на новинки также не очень щедр. Работы с впрысковыми мотороми "Bull Shark" и "Tiger Shark", которые на колпаке несут загадочную аббревиатуру L.P.D.I., привели к тому, что на европейском рынке появился свой двухтактник с впрыском. Любопытно, что этот мотор имеет очень большую унификацию по элементам впрыска с автомобильными системами и разрабатывался совместно с Французским институтом топлива — IFR. Производитель относит это к плюсам, так как не только снизились затраты на разработку (что позволило удешевить мотор изначально), но и на обслуживание. "Selva" уповает на простоту и надежность, что, в принципе, в условиях Средиземноморья и многих других районов, где продаются эти моторы, является козырем при продажах. Любопытно, что в 2004 г. для России "Selva" держала долларовые цены, и это увеличило привлекательность моторов у нас. Что в этом плане будет предпринято в 2005 г., пока (на момент написания статьи) неизвестно.
Японцы, любители всего утонченного, в этом году пытаются делать свою игру, которая американцам и европейцам не совсем понятна.
"Suzuki" воздерживается от каких-то резких шагов и занимает выжидательную позицию. Хорошо продающиеся четырехтаткные моторы серии "DF" и своевременное оснащение их системами впрыска позволили этому производителю сделать короткий перерыв в гонке технических идей. Возможно, в следующем году, собравшись с силами, "Suzuki" снова удивит мир какой-нибудь суперновинкой. Любопытно, что срок гарантийного обслуживания на большинство моторов увеличен с этого года до трех лет.
"Honda" — "бренд №1" — тоже сел в засаду и выжидает. Двухтактных моторов, разумеется, производить он пока не собирается, но, видимо, время на разработку очередного шлягера в четырехтактной серии ему просто необходимо. Эксперименты с автомобильными моторами, которые после адаптации к водным процедурам приобрели еще большую универсальность, принесли "Honda" славу и позволили взять таймаут, который может тянуться достаточно долго. Различные системы управления двигателем и его элементами можно совершенствовать годами, не меняя кардинально основы и при этом быть всегда впереди.
"Tohatsu", чьи моторы в некоторых странах продаются под торговой маркой "Nissan", нынче предложит три новых мотора. Легкий и простой четырехтактный мотор 3.5 л.с., 115-сильный "TLDI" и четырехтактный "25/30" с системой впрыска топлива "EFI". В остальных номинациях изменений нет. Этот производитель, как всегда, стабилен, не разбрасывается, но и своего не упустит.
Больше всего новинок в этом году у фирмы "Yamaha", которая долго ждала своего часа и выпустила на рынок целую серию мощных моторов с системой впрыска "HPDI". Система непосредственного впрыска с высоким давлением в магистрали обеспечивает отменные показатели как по мощности и крутящему моменту, так и по экологическим показателям. Давление в системе впрыска достигает 1000 psi (68 атм). Система "HPDI", в частности, будет установлен на новый мотор "VZ200", относящийся к категории "VMax".
У четырехтактных моторов появились изменения в системе питания. В новом сезоне системой "EFI" будет оборудовано семейство "F50", "F60", "F75" и "F90". Новый мотор "F250", прямой наследник моторов V6 "F225" и "F200", оснащается системой "VCT", т. е. механизмом контроля подъема клапанов. Мотор получился очень легким, и в то же время его мощностные и тяговые характеристики впечатляют.
Вот, пожалуй, и все основные изменения в этом сезоне. Достаточно вяло, но с перспективой. Видимо, за периодом застоя в ближайшее время последует очередной взрыв идей, воплощенных в металл. Все зависит от того, как поведут себя основные производители двухтактных моторов и смогут ли они удержать ту планку, которую поставят им и рынок, и экологические законодательства.
О технических тонкостях, которые в этом материале только обозначены, мы поговорим более подробно в серии статей, посвященных исключительно технологиям.