— Можно ли использовать двухтактное масло, если в него попала вода?
— Все зависит от того, сколько в него попало воды. Если есть возможность, то необходимо удалить всю видимую воду из масла. Для этого существуют два способа. Первый: поскольку масло легче воды, надо дать ей опуститься на дно сосуда, в котором находится смесь, а потом аккуратно перелить масло в какую-нибудь другую емкость. Делать это следует при хорошем освещении, чтобы заметить, когда вода уже подойдет к горлышку банки, в котором было масло. При таком способе часть его придется вылить вместе с водой. Второй способ: перелить масло (с попавшей в него водой) в прозрачный сосуд (бутылку, к примеру), дать отстояться, затем аккуратно опустить трубочку в бутылку и, создав в трубочке вакуум (отсос), перелить отстоявшуюся внизу сосуда воду в другую посуду.
Способов можно придумать много, вплоть до вычерпывания ложкой, главное — удалить максимально больше воды. Небольшое количество воды, примерно 1-2% (Допустимо без проблем для двухтактного двигателя до 5%) общего объема масла, не повредит карбюраторному мотору, и такое масло можно использовать без опасений, но нечасто, разумеется. При этом надо помнить, что сегодня в продаже есть биоразлагаемые масла, которые в воде растворяются очень быстро.
— В инструкции к мотору указано, что смесь бензин-масло надо делать в соотношении 1:100, однако все мне советуют готовить смесь в соотношении 1:50. Как правильно?
— Есть распространенная версия, что некоторые производители моторов лишь в угоду экологическим нормам рекомендуют владельцам делать смесь в соотношении 1:100. На самом деле это не совсем так. Каждый производитель несет ответственность за то, что пишет в инструкции, в противном случае он будет иметь долгие и многочисленные судебные иски, по крайней мере, в странах, где активно работает закон о защите прав потребителей. Поэтому рекомендации изготовителя можно воспринимать как прямое руководство к действию без опасений. Если есть какие-то сомнения, то в вашем случае можно приготовить смесь в соотношении 1:75; более насыщенная маслом смесь может неблагоприятно повлиять на работу мотора — возможно замасливание свечей зажигания, появление нагара и т. д. Также при составлении топливной смеси в соотношении 1:100 нужно использовать именно то масло, которое указано производителем в руководстве (или очень близкий аналог), другие марки масла могут не соответствовать требованиям инструкции.
— Мой мотор рассчитан на приготовление топливной смеси бензин-масло в соотношении 1:100, можно ли покупать масло, которое производитель рекомендует добавлять в бензин в соотношении 1:50?
— От покупки такого масла стоит воздержаться. А вот масло, предназначенное для топливной смеси 1:100, можно использовать в моторах, для которых рекомендуется микст 1:50.
— Можно ли использовать масла для приготовления топливного микста, не указанные в руководстве по эксплуатации?
— Можно, но необходимо точно знать параметры масла, которые рекомендованы производителем мотора. Для большинства современных двухтактных моторов мощностью до 90/115 л.с. производители выпускают довольно много масел, которые отвечают требованиям NMMA TC-W3, и практически все они годятся для использования. Однако не все масла, отвечающие требованиям NMMA TC-W3, пригодны для моторов с раздельной смазкой. Об этом надо помнить.
— Можно ли ставить топливный фильтр на двухтактный мотор мощностью 15 л.с. с нераздельной системой смазки?
— Да. Вопрос лишь в подборе качественного фильтра и выборе места установки. Сегодня многие производители уже на заводе ставят топливные фильтры на моторы мощностью 15 л.с. (и не только на них).
— Какие бывают допуски и классификации, кроме NMMA TC-W3?
— В наше время существуют следующие классификации, касающиеся масел для двухтактных моторов: API (Американский институт нефти), в том числе API-TA — для малых двухтактных моторов скутеров, газонокосилок и т. д., API-TB — для мотоциклов, скутеров и мотороллеров малой мощности, API-TC — для двухтактных моторов различной мощности, кроме подвесных лодочных (может применяться в случаях, рекомендуемых API-TA и API-TB), API-TD — для ПМ. Есть еще JASO — внутренняя, для японского рынка, классификация двухтактных моторов, в ней различают классы по возрастанию требований — FA, FB и FC; наконец, NMMA TC-WII и с 1992 г. — TC-W3.
— Что такое NMMA?
— NMMA — это National Marine Manufacturers Association, или Национальная Ассоциация производителей водной техники. С точки зрения науки — это отчасти метрологический центр, который проводит тестирование лодок, катеров, моторов, ГСМ и дает свое заключение о возможности их использования. Для этих целей проводятся специальные стандартизированные испытания, результаты которых сведены в таблицы и диаграммы, позволяющие определить, по каким параметрам то или иное изделие соответствует определенным стандартам. Тесты платные, их методика запатентована. Знак соответствия продукта нормам классификации NMMA ставится на упаковке только в том случае, если его испытания были проведены и он подтвердил заявленные производителем характеристики, в противном случае это будет считаться преступлением с последующей уголовной ответственностью.
— Почему рекомендуется строго придерживаться инструкции по эксплуатации в процессе приготовления топливной смеси для двухтактных моторов?
— Каждый производитель при разработке того или иного мотора опирается на свои конкретные ТУ (технические условия), при их производстве использует определенные технологии и материалы, учитывает и возможность работы мотора в конкретных условиях. Иными словами, каждый силовой агрегат создается с учетом комплекса условий, в том числе и для определенного процентного содержания масла в топливной смеси. В противном случае — при увеличении масла в миксте — неизбежны проблемы: образование нагара в камере сгорания и на свечах, а также коксование колец поршня, а при снижении количества масла во многих местах, требующих смазки, будет наблюдаться масляное "голодание", что приведет к преждевременному износу и выходу мотора из строя.
— Можно ли использовать минеральное масло на двигателе в 15 л.с. старше пяти лет?
— Не можно, а нужно. Масла на синтетической основе для двухтактных моторов не имеет смысла использовать на моторах мощностью до 30 л.с., в которых применяется уже приготовленная смесь бензин-масло, так как эти моторы конструктивно рассчитаны на использование минерального масла, поэтому масло на синтетической основе будет в них работать не в полную силу вследствие ряда своих свойств и качеств.
Выбираем масло
В прошлом номере мы представили некоторые марки масел, предназначенные для применения в двухтактных подвесных моторах. Продолжаем знакомить вас с двухтактными моторными маслами других марок, доступными на российском рынке.
"Castrol"
"Bioiube 2T" — полностью синтетическое биоразлагаемое масло для двухтактных подвесных моторов с жидкостным охлаждением категории качества NMMA TC-W3. Благодаря своим свойствам, таким как биологическая разлагаемость и снижение токсичности отработавших газов, предназначено для мощных двигателей, к которым предъявляются требования по защите окружающей среды. Легко смешивается с топливом и содержит беззольный пакет присадок. Биоразлагаемость утверждена европейскими испытаниями по методу СЕС L-33-T82. Может использоваться как в раздельных, так и в совмещенных системах смазки двигателя. Применяется в соотношении масло-топливо до 1:100 или согласно предписаниям производителя.
| "Biolube 2T" | |
| Спецификация | NMMA TC-W3 |
| Вязкость, мм²/с: | |
| - при 40°C | 49.0 |
| - при 1 00°C | 8,4 |
| Индекс вязкости | 149 |
| Температура,°C: | |
| - вспышки (PMC) | 222 |
| - застывания | -39 |
| Плотность при 20 С, г/см³ | 0,895 |
"ESSO"
Масло "Aquaglide" предназначено для всех двухтактных подвесных лодочных моторов с жидкостным охлаждением. Является "предварительно растворенным" и благодаря выгодной вязкости обладает замечательной смазочной способностью также при низких наружных температурах. Пригодно для раздельного смазывания (система Autolube) и для смазывания топливной смесью. При смешивании с топливом необходимо соблюдать соотношения составных компонентов смеси, допущенные изготовителем двигателя.
| "Aquaglide" | |
| Спецификация | NMMA TC-W3 |
| Вязкость кинематическая при 40 С, мм²/с | 52 |
| Плотность при 15 С, кг/м³ | 870 |
| Температура вспышки,°C | >70 |
| Сульфатная зола, г/100 г | 0.03 |
"Neste"
"2-T Marine" — моторное масло для двухтактных подвесных моторов. Беззольные присадки предотвращают износ, коррозию, а также образование нагара на поршнях, в камерах сгорания и тракте выпуска. Эффективно работает в таких двухтактных моторах, как "Mercury", "Yamaha", "OMC", "Suzuki" и пр. Подходит для смесей бензин-масло с малым соотношением масла (2%) в высокомощных подвесных моторах с водяным охлаждением.
| "2-T Marine" | |
| Спецификация | NMMA TC-W3 |
| Температура,°C: | |
| - вспышки (СОС) | 58 |
| - застывания | <-45 |
| Плотность при 15°C, кг/м3 | 872 |
| Сульфатная зола, р% | 0,001 |
"Mobil"
"Outboard Plus" — высококачественное масло для современных двухтактных высокофорсированных подвесных моторов с водяным охлаждением. Производится на основе высокоочищенных минеральных масел с применением беззольного пакета присадок. Поставляется предварительно разбавленным для быстрого смешивания с топливом, рекомендуется для применения в современных двухтактных подвесных двигателях, в том числе фирм "Johnson", "Mercury", "OMC", "Evinrude", "Mariner", "Force", "MerCruiser", "Yamaha", "Suzuki", "Nissan" и "Tohatsu", а также во всех двигателях, для которых рекомендованы масла по спецификациям NMMA TC-W, TC-WII, TC-W3.
| "Outboard Plus" | |
| Спецификация | NMMA TC-W3 |
| Вязкость кинемат., сСт: | |
| - при 40°C | 46 |
| - при 100°C | 7.8 |
| Сульфат. зольность, %мас. | <0.01 |
| Температура,°C: | |
| - застывания | -48 |
| - вспышки (в открытом тигле) | 118 |
| Плотность, кг/м³ | 0.872 |
"Motul"
Масло "Marine 2T" предназначено для применения во всех двухтактных двигателях с раздельной смазкой и в смеси. Рекомендовано для ПМ "Evinrude", "Force", "Johnson", "Mariner", "Mercury", "Seagull", "Selva", "Suzuki", "Tohatsu", "Yamaha". Пригодны для двухтактных водных мотоциклов "Kawasaki JetSki", "Sea-Doo", "Polaris", "Yamaha". Применяется в обычном и бессвинцовом топливе.
Уменьшает трение и снижает износ, что способствует повышению срока службы двигателя. Мгновенно образует устойчивую смесь со всеми типами горючего. Предохраняет от образования осадков, закоксовывания поршневых колец и образования нагара на свечах. Окрашен в голубой цвет для обозначения присутствия в горючем.
| "Marine 2T" | |
| Спецификация | NMMA TC-W3 |
| Вязкость, мм²/с: | |
| - при 100°C | 4.6 |
| - при 40°C | 21 |
| - при -25°C | 2000 |
| Индекс вязкости | 139 |
| Точка изменения текучести | -36°C |
| Температура вспышки | 82°C |
| Плотность при 15°C, г/см² | 0.857 |
"Ravenol"
"Outboard-Motoroel" — полусинтетическое моторное масло высшего качества, изготовленное на основе смеси гидрокрекингового базового масла и полиальфаолефинов. Его рецептура специально разрабатывалась для современных двухтактных бензиновых подвесных лодочных моторов, использующих в качестве топлива смесь бензин-масло. Применяется как в системах с инжекторным впрыском масла, так и с предварительным смешиванием. Наличие в рецептуре масла высококачественного сольвента обеспечивает низкую температуру вспышки. Нормальной дозировкой при приготовлении смеси является соотношение 1:50. Однако для каждой конкретной модели двигателя следует придерживаться рекомендации его изготовителя по дозировке смеси. Отвечает требованиям, предъявляемым к моторам "Yamaha", "Mercury", "Tohatsu", Johnson", "Selva", "Suzuki", "Evinrude".
| "Outboard-Motoroel" | |
| Вязкость, мм²/с: | |
| - при 40°C | 54.4 |
| - при 100°C | 7.2 |
| Температура,°C: | |
| - вспышки | 65 |
| - потери текучести | -30 |
| Щелочное число, мг КОН/г | 8.8 |
| Зольность, % | <0.01 |
| Плотность при 15°C, г/см³ | 0.869 |
"Statoil"
"AquaWay" — специальное полусинтетическое моторное масло для лодочных моторов всех типов и гидроциклов (а также газонокосилок, снегоходов, мопедов, скутеров) с совмещенной или раздельной системами смазки. Соответствует (а по некоторым качествам и превосходит) самым последним требованиям изготовителей двигателей. Использование в нем специального комплекса присадок гарантирует чистоту деталей мотора и защиту от износа и коррозии. Кроме того, снижает содержание вредных веществ в выхлопных газах.
| "AquaWay" | |
| Спецификация | АРТ-TD; NMMA TC-W3 |
| Кинематическая вязкость, мм²/с: | |
| - при 40°C | 45 |
| - при 100°C | 7 |
| Температура застывания,°C | -33 |
"Total"
"Neptuna 2T super sport" — минеральное моторное масло новой серии фирмы для двухтактных бензиновых двигателей. Соответствует требованиям производителей "Johnson", "Yamaha", "Mariner", "Suzuki". Цвет — сине-зеленый.
| "Neptuna 2T super sport" | |
| Спецификация | NMMA TC-W3 RL-00198F |
| Вязкость кинематическая при 100°C, мм²/с | 8.3 |
| Температура,°C | |
| - вспышки | 162 |
| - застывания | -36 |
| Плотность при 15°C, г/см³ | 0.867 |
