В том, что парусный, водно-моторный спорта туризм исключительно популярны в Финляндии, мы имели возможность убедиться летом прошлого года. Еще на подходе нашего «Фолькбота» к Хельсинки нас поразило большое количество яхт и катеров, бороздящих шхеры между бесчисленными островами. Позже мы побывали в некоторых яхт-клубах Хельсинки и Ханко, где проходили гонки на «Золотой Кубок» в классе «Финн».
Нам, работникам Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения, удалось нанести ответный визит на одну из ведущих финских верфей «Ватор». Я пишу ответный, потому что во время XIX Балтийской регаты генеральный директор «Ватора» Ю. Немее посетил нашу верфь.
Отличная организация и высокое качество работы финских судостроителей произвели на нас большое впечатление. Новые, современного типа здания верфи, построенные из стекла, алюминия и бетона, отличаются хорошо продуманным расположением помещений. Имеются хороший слип и стоянка для яхт и катеров. Посмотрели мы и цехи (правда, весь персонал деревообрабатывающих цехов был в отпуске, работал только цех по подвесным моторам).
В корпусном цехе стояли две крейсерские яхты «однотонного» класса, изготовленные (по проекту фирмы «Спаркмэн и Стефенс») из красного дерева. Качество работ высокое, не уступающее качеству работы, например, шведских верфей. Здесь же стояла и почти готовая яхта 5,5-метрового класса, построенная по проекту американского конструктора Б. Людерса.
«Сднотонники» и «пятерки» — не единственная продукция верфи. Здесь принимают заказы на постройку яхт и моторных лодок длиной до 19 м. Кстати, в свое время Немее поставил партию небольших мотолодок и в нашу страну.
Большую роль в деятельности верфи играет продажа, а также ремонт подвесных моторов американской фирмы «Меркюри». Немее является представителем этой фирмы в Финляндии. Через его руки за год проходят тысячи моторов мощностью от 9 до 110 л. с. Здесь же организованы мастерские по налаживанию и ремонту моторов и обслуживанию покупателей — вроде наших гарантийных мастерских. Видели мы и построенные верфью катера, оборудованные колонками «Меркруйзер».
Чувствуется, что рабочее время здесь зря не пропадает. Например, на материальном складе полуфабрикаты и покупные изделия хранятся в образцовом порядке, поэтому рабочие могут получить любой нужный материал или деталь без всякой задержки. Между всеми участками и службами имеется селекторная связь.
Мы полагаем, что читателям сборника будет интересно познакомиться с деятельностью и других финских верфей.
Информация подготовлена для сборника по материалам, любезно предоставленным редакции Ю. Немесоя. (членом Финской ассоциации по постройке лодок и моторов), а также по материалам журнала «Purje ju Moottori» («Парус и мотор»).
Финское мелкое судостроение издавна славится прекрасным качеством продукции, богатыми традициями мастеров. Из поколения в поколение передавалось искусство постройки лодок и яхт из древесины— материала, который так любят и так хорошо умеют использовать в Финляндии. Ныне мелкое судостроение в этой стране представлено целым рядом крупных предприятий, серийная постройка судов на которых ведется ухе не только из дерева, но и из самых современных материалов — стеклопластика и алюминиевых сплавов. Свыше 20 верфей, объединенных Финской ассоциацией по постройке лодок и моторов, выпускают продукцию для экспорта в Страны Западной Европы и Америки. Многие ведущие спортсмены мира заказывают здесь яхты для самых ответственных соревнований.
Крупнейшее в Финляндии объединение «Фискарс» на двух своих верфях строит ежегодно около 2500 мелких судов 30 различных типов. Первая верфь — в Турку — самая крупная из специализирующихся на выпуске пластмассовых судов. Здесь строятся и маленькие двухместные лодки (длина 1,95 м; вес 22 кг), и 10-метровые моторные яхты водоизмещением 4 т с двумя двигателями по 150 л. с., спасательные шлюпки, рабочие катера, мореходные крейсерские яхты. Вторая верфь — в Келлокоски выпускает лодки и катера из алюминиево-магниевых сплавов, главным образом, цельносварной конструкции. За 10 лет здесь построено около 15000 алюминиевых судов, преимущественно мотолодок длиной 3—4,5 м.
Верфь «Ватор» в Хельсинки, основанная 30 лет назад, специализируется на постройке гоночных и крейсерских яхт, а также быстроходных прогулочных катеров. Мировую известность фирма приобрела благодаря успеху построенных ею яхт класса «R5,5». В 1963 г. американец Р. Хант на финской яхте «Шайе-II» стал чемпионом мира, а на Олимпиаде в Токио участвовали четыре яхты, сошедшие со стапелей «Ватора». «Пятерки» экспортируются в США, Канаду, Мексику, Австралию и другие страны. В то же время интересно отметить, что верфь строит эти прекрасные суда почти исключительно по лучшим зарубежным проектам. По чертежам американцев Б. Людерса, Ханта и Б. Ченза-младшего строятся «пятерки» Спаркмена и Стефенсов — яхты «однотонного» класса, Р. Ханта — большая серия мореходных катеров с двигателями «Мерк-Руйзер». Постройка ведется высококвалифицированными мастерами, продукция отличается тщательностью отделки, легкой и прочной конструкцией. Кроме постройки деревянных судов, здесь выполняют окончательную сборку и оборудование пластмассовых катеров, готовые корпуса которых получают из Дании. За год верфь выпускает примерно 40 яхт длиной 10—12 м. Генеральный директор фирмы Юсси Немее не только видный инженер-конструктор, но и спортсмен: в прошлом году он принял участие в XIX Балтийской регате в Таллине и занял на своей «пятерке» 13-е место.
Фирма «Ватор» занимается не только постройкой судов, но и реализацией в Финляндии американских подвесных моторов «Меркюри», угловых колонок «Меркуйзер», катерного электронного оборудования, спасательных плотов. Сейчас моторы «Меркюри» можно увидеть на большинстве финских мотолодок. Еще одна статья дохода фирмы — эксплуатация прекрасно оборудованной стоянки близ верфи на 500 катеров и яхт, с эллингом для зимнего хранения судов. Живописные шхеры привлекают сюда многих зарубежных яхтсменов.
Основанная в 1952 г. верфь «Финмар—Пемар» в Турку первой в стране начала производство пластмассовых лодок и катеров. В настоящее время здесь ежегодно выпускается около 1000 открытых мотолодок длиной до 4 м, 200 гоночных катеров длиной до 6 м, 110 «семейных» катеров с каютами длиной до 6 м и 20 моторных яхт длиной до 11 м. Постройка крупных пластмассовых судов ведется под наблюдением Регистра Ллойда. Катер «Дэйкрейсер» этой верфи в 1966 г. выиграл гонки Скандинавского первенства. Длина катера 5,7 м; ширина 2,20 м; вес 650 кг. С двигателем «Вольво» мощностью 120 л. с. катер развивает скорость 58 км/час. Все же около 30% общего количества лодок и на этой новой верфи по-прежнему строят из дерева.
Верфь Туре Люндстрома специализируется главным образом на постройке деревянных катеров и яхт. Здесь, на острове Крако, с давних времен строят рыбачьи лодки с клинкерной обшивкой. Этот способ постройки применяется и при выпуске современных катеров, тысячи которых экспортированы Люндстромом в США и европейские страны.
Большой популярностью в Скандинавии пользуется 6-местный катер «Порккала фолк». Корпус его обшит сосновыми досками толщиной 11 мм на гнутых ясеневых шпангоутах сечением 16x24 при шпации 210 мм. Ширстрек, рубка и транец — из красного дерева. Длина катера 5,25 м; ширина 2,00 м; высота борта 0,75 м; вес 300 кг. Лодка спроектирована под подвесной мотор мощностью 33 л. с. и развивает с ним скорость до 35 км/час. В носовой части под палубой и рубкой расположены два спальных места; пульт управления находится у кормового конца рубки. «Порккала» отличается хорошими мореходными качествами; на нем можно выходить в море даже при 7—8-балльном шторме. Благодаря сравнительно невысокой стоимости «Порккала» стала действительно народной лодкой.
На верфи Люндстрома строятся также парусные яхты длиной до 11 м; есть и небольшой цех пластмассовых лодок. Общая площадь производственных цехов 1500 м3.
Пластмассовые суда стали основной продукцией фирмы «Тексогласс». Сейчас здесь серийно строятся крейсерские яхты длиной 12 м по проекту Спаркмена и Стефенсов (большая часть идет на экспорт). В дальнейшем предполагается выпуск яхт длиной до 18 м.
Пластмассовые катера и мотолодки строят и другие финские верфи («Марино», «Монарк Суоми», «С. Валконен» и т. д.). Алюминиевые сплавы применяются в меньшей степени, чем дерево и пластик. Верфь Пелконена поставляет ежегодно 500—800 алюминиевых мотолодок, преимущественно сварной конструкции.
Кроме упомянутых верфей, которые считаются сравнительно крупными предприятиями, в стране действует множество полукустарных мастерских. Например, верфь Сеппала имеет производственную площадь всего 360 м2, а длина самого большого стапеля всего 8 м. Однако за год здесь выпускают до 30 6-метровых деревянных катеров с обшивкой из красного дерева либо из сосны. Несмотря на скромное оборудование верфи, суда отличаются высоким качеством, благодаря чему находят сбыт не только в скандинавских странах, но и за океаном.
Верфь в Хирвенсалми (на востоке Финляндии) строит небольшие гребные лодки местных типов с клинкерной обшивкой на гнутых шпангоутах. Для сборки корпусов здесь применяют легкие трубчатые поворотные кондукторы, на которых закреплено по три постоянных лекала-шпангоута, также сваренных из труб. Лодка в кондукторе может быть повернута вокруг продольной оси на любой угол для удобства клепки обшивки. Клепка осуществляется пневматическим инструментом (заметим, что на наших верфях все еще предпочитают клепать вручную). Благодаря применению хорошо продуманной технологии эта небольшая верфь выпускает ежегодно до 800 лодок.
В Финляндии получили широкое распространение весла новой конструкции, выпускаемые в Хирвенсалми. Лопасти изготовляют из пластика, веретено — склеивают из тщательно отобранных сосновых реек. Такое весло обладает повышенной прочностью и эластичностью, что, как полагают, положительно сказывается и на гидродинамических его качествах. Ежедневно на верфи изготавливают до 150 пар таких весел.
Как уже отмечалось, в большинстве случаев на финских лодках используются импортные моторы американского, английского и шведского производства. Крупнейшая финская судостроительная фирма «Валмет», занимающаяся постройкой больших океанских судов, а также выпуском оборудования и дизелей для них, освоила производство легких подвесных моторов «Терхи» мощностью 4—14 л. с. и стационарного двигателя «Вире». Четырехсильный «Терхи» имеет рабочий объем 94 см3 и весит 16,4 кг. Он используется в качестве вспомогательного двигателя на парусных яхтах, рыбачьих лодках. Более мощные моторы применяются гонщиками в легчайшем классе скутеров.
Двухтактный одноцилиндровый двигатель «Вире» мощностью 6 л. с. при 2400 об/мин особенно популярен среди владельцев небольших парусных яхт. Двигатель обладает небольшими габаритами (вес с реверс-редуктором, динамо-стартером и пр. 72 кг), экономичен (расход горючего 2,7 л/час) и неприхотлив в эксплуатации. Ежегодно «Валмет» выпускает около 5000 подвесных моторов и такое же количество двигателей «Вире».
В начале 1967 г. в Хельсинки была организована первая международная выставка лодок и моторов, в которой приняли участие судостроительные фирмы и экспортеры Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании. По свидетельству зарубежных яхтенных журналов, финны продемонстрировали блестяще выполненные образцы лодок, катеров и яхт из дерева, которое сейчас все реже используется судостроителями во всем мире.