Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Проблемы малого флота
  • 1970 год
  • Проблема весельной туристской лодки
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Проблема пластмассовой лодки
Термопластовые лодки: проблема и перспективы
Испытания весельно-моторной надувной лодки «Вега»
Отечественные надувные лодки — проблемы и перспективы
Надувные лодки — проблемы, вопросы и перспективы
16000 километров на весельной лодке «МАХ-4»
Слаломно-туристские лодки из стеклопластика
Новые надувные туристские лодки
Плавание на весельной лодке «Сектор» через два океана
Гребля лицом вперед на весельной лодке
Скитания Эндрю Холзи по Тихому океану на весельной лодке
Француженка Мод Фонтенуа пересекла Атлантику на весельной лодке
Проблема шумности на малых моторных судах
Руль — новая проблема парусной яхты


Робот пылесос для уборки промышленных помещений - лента закупает роботов.

Проблема весельной туристской лодки

Год: 1970. Номер журнала «Катера и Яхты»: 24
          0


Зимой, когда голубые дороги скованы льдом, самое время поразмышлять о делах и бедах туристов-водников — на этот раз, в отличие от наших предыдущих публикаций, о делах и бедах тех, кто мотору и парусу до сих пор предпочитает старое доброе весло.

Из всех назревших вопросов и здесь главнейший — проблема лодки. Во-первых, самой обычной гребной лодки для так называемых организованных (с путевкой в кармане) туристов. Короткая справка: летом прошлого года с 52 наших турбаз отправлялось в путь ежедневно по 2000 человек. Это но крайней мере 500 лодок сразу! Целый флот, от состояния которого зависит не только настроение, но и безопасность людей, отдыхающих на 150 водных маршрутах.

Во-вторых, это проблема лодки, приспособленной для хранения и транспортировки в разобранном виде (только для краткости назовем се проблемой байдарки). Это судно уже не столько для турбаз, сколько для самодеятельных туристов, как объединенных 80 существующими в стране секциями водного туризма, так и многих тысяч еще не объединенных никем и ничем, кроме обшей заботы: где достать байдарку, наиболее подходящую именно для того маршрута, который запланирован на это лето, и для того экипажа, который собирается в путь? Казалось бы, ясно — одним универсальным судном на все случаи жизни не обойдешься, однако наша промышленность, точнее, одно единственное предприятие, может предложить байдарку только одного единственного типа — «Салют» (правда, двух моделей). При всех своих минусах это судно сравнительно универсальное и недорогое (128 руб.), но беда в том, что достать «Салют» в магазине практически невозможно. Выпускается в год всего несколько тысяч байдарок! И даже на далекую перспективу — 1975 год — планируется увеличить ежегодный выпуск разборных байдарок на всю страну всего лишь до 15 000, причем в это число попали почему-то еще и охотничьи лодки, для туризма заведомо не пригодные.

Справедливости ради упомянем еще о импортных лодках. В магазинах лежит по общему мнению мало приспособленная для наших условий и слишком дорогая (220 руб.) байдарка «Нептун», да, по слухам, бывает в год по нескольку штук моментально расхватываемых «RZ-85» (170 руб.). К этому и сведено сегодня все теоретически возможное многообразие разборных туристских судов.


Собираясь перед самым Новым годом в Москву на совещание по вопросам производства туристских лодок, приглашенные рассчитывали услышать, как решается проблема лодки для туризма, познакомиться с новыми образцами, осваиваемыми промышленностью. Увы! В выступлениях председателя центральной секции водного туризма И. Аристовой и их помощников А. Дубровского I! Д. Кондрашова оптимизма было совсем немного.

Представители судостроительной промышленности, рассказывая о росте производства катеров и лодок вообще, объяснили, что весельный туризм, в отличие от водно-моторного, является спортом, а спортивным судостроением предписано заниматься пе МСП. а Главспортпрому. Да и вообще не грех бы выяснить, что такое туризм? И нужно ли в наш век моторов и атомной энергии проектировать чисто весельные лодки? А пока что в типаже МСП места для туристских гребных судов не нашлось и даже слово «туризм» не упоминается...

Из выступления Субботина — сотрудника ВИСТИ (ведущего института Главспортпрома) следовало, однако, что здесь действительно занимаются проектированием байдарок (одной!), однако и ВИСТИ совсем не считает себя ответственным за положение дел в целом и проведение какой-то единой технической политики в рассматриваемой области. Представитель НИИ по изучению торговой конъюнктуры миролюбиво познакомила собравшихся с тем, каким образом научно определяется потребность и разрабатывается «оптимальный ассортимент» товаров для водного туризма.

И это все. Не было ни показа этих самых товаров, ни, что еще хуже, уверенности, что скоро начнется долгожданное расширение ассортимента, и такие товары появятся. Зато стало ясно, что сегодня задача № 1 — разобраться в том, кто же и какими путями будет обеспечивать фактическое руководство проектированием, отбором лучших образцов и промышленным освоением новых весельных туристских лодок и байдарок, вне зависимости от ведомственной подчиненности предприятий.

Думается, что задача №2 — срочно расширить разработанный конструкторами МСП типаж лодок и катеров для продажи населению с учетом предложений, обстоятельно подготовленных ЦС водного туризма и одобренных совещанием, о котором идет речь. Очевидно, нужно сделать так, чтобы в число планируемых уже на ближайшие годы многих тысяч лодок попали и лодки, прямо предназначенные для путешествий на веслах (о парусах мы и не говорим!). Кровно заинтересованы в этом, на наш взгляд, и сами судостроители. Разве, например, нет опасности, что так и осядут мертвым грузом в магазинах «многопудовые» и уже поэтому дорогие — по 400 руб. штука! — стеклопластиковые лодки «без адреса» типа «Лилия» и «Октябрина»? Вряд ли хоть одна турбаза соблазнится ими. А разве не нужны на этих же турбазах надежные, долговечные, простые в обслуживании пластмассовые суда? О таких лодках просто мечтают! Выступавший на совещании представитель турбазы в Сигулде (Латв. ССР) прямо утверждал, что на смену самодельным утюгам-дощаникам и клинкерным «фофанам», которые рассыхаются и начисто выходят из строя через пару лет, должны прийти стеклопластиковые лодки, построенные с учетом всех особенностей эксплуатации на турбазах и условий плаваний на той или иной группе водных маршрутов. Если бы конструкторы, разрабатывая проект, подумали, например, о транспортировке пустых лодок вверх по реке! Кстати говоря, в Прибалтике ГАИ начало запрещать массовую перевозку «фофанов» на грузовиках. А чтобы буксировать караваны лодок против течения той же Гауи нужны мелкосидящие водометные катера. И такие катера давно уже снятся инструкторам прибалтийских турбаз.


Упомянул как-то журнал «Турист» (№7, 1969 г.) о новых гребных лодках «Карелия-2» и «Северянка», но на воде никто из присутствовавших на совещании их не видел. Да и страшновато как-то: вдруг еще дороже «Лилии»? Затянулась модернизация шпоновой лодки, заслужившей всеобщее признание легким ходом на веслах, но небезопасной при эксплуатации людьми малоопытными (добавим — составляющими большинство из прибывающих на турбазы). А ведь тому же Минсудпрому планируется выпускать в 1975 г. не только 150 тыс. пластмассовых, но и 80 тыс, деревянных лодок ежегодно!

Между прочим, на совещании четко выявились две точки зрения по вопросу о весе пластмассовых корпусов. Судостроители-«классики» любую лодочку проектируют, как большое судно, чуть ли не с расчетами прочности. И выходит, как явствовало из сообщения Соколовой (МСП), что двухместная байдарка поневоле весит около 40 кг, а стоить будет никак не меньше 240 руб. А судостроители-самоучки во всю строят стеклопластиковые каяки-двойки весом 15—20 кг и одиночки весом 12—15 кг. Выразителем этой второй точки зрения на совещании были ленинградец Водолажский и киевлянин Коструба, утверждавшие, что даже при прохождении маршрутов высшей сложности излишняя жесткость корпуса просто вредна.

Поскольку многие из присутствовавших сами были конструкторами и судостроителями-любителями, целый ряд выступлений был посвящен описанию построенных ими судов. И не грех бы промышленности заинтересоваться некоторыми моделями, существующими пока в единственном экземпляре! Собственно, само совещание, проходившее в конференц-зале гостиницы «Спутник», началось с того, что пришли люди с рюкзаками и ко всеобщему изумлению прямо в вестибюле, у входа в ресторан, начали собирать лодки. Можно было посмотреть и потрогать несколько байдарок, в том числе «Ладу» из Уфы и стеклопластиковую секционную конструкции ВИСТИ, но, пожалуй, наибольший интерес вызвало разборное каноэ москвича Чеботарева (чертежи будут напечатаны в одном из ближайших номеров). Выступая, и сам Чеботарев, и другие конструкторы-общественники все время возвращались к одной и той же теме: нужен промышленный выпуск судов прочно забытых у нас типов — жестких каяков, больших и маленьких каноэ, разборных байдарок-одиночек с мягкой обшивкой, байдарок-шарпи из фанеры (такие лодки, — как вспоминал ленинградец Плечко, — были когда-то популярны на Селигере) н т. д., и т. п.


Пора не только усовершенствовать «Салют», но и осваивать новые модели 2—3-местных байдарок классического типа. А может быть—предлагает свердловчанин Емельяшин — пока запустить в производство незаслуженно снятые с конвейера «Луч» и «Ладогу»? Он же говорил о давно назревшей необходимости выпускать в продажу запасные части к «Салюту» — весла, шпангоуты, звенья стрингеров с очень часто выходящими из строя шарнирами, а может быть и обшивку отдельно?

Пора осваивать и новые материалы, полиэтилен, например; это позволило бы решить проблему самой малой лодочки, например, наладить массовый выпуск дешевого каяка-одиночки. Наконец, пора принять меры и к тому, чтобы какая-то часть из огромного количества 500 тыс. надувных лодок, запланированных на 1975 г. нашей химической промышленности, также оказалась пригодной для активного водного туризма. Почему химики не выпускают байдарок и каноэ с надувными бортами, маленьких катамаранов и швертботов, надувных элементов для плотов и т. п.? На одних круглых лодках долго не проживешь, — справедливо утверждали москвичи Страхов и Литвинов.

Говорилось на совещании еще о многом. Например, о том, что хорошо бы провести конкурс на разработку как проектов туристских лодок и байдарок, так и типовых конструкций отдельных узлов — например, герметичного соединения секций стеклопластиковых байдарок. О том, что если бы была организована всесоюзная фирма «Турист», стало бы проще — появился «хозяин»! Мечтали байдарочники и о выпуске в продажу легкого и прочного материала для мягкой обшивки, бортового моторчика на 1,5 силы, дюралевых трубок диаметром поменьше, чем идет на раскладушки, — всего не перечтешь! Завидовали своим моторизованным коллегам, о которых уже заботятся и Госплан и могущественные министерства...

Хочется кончить такими словами из выступления Д. Л. Кондрашова: «Сейчас намечается огромный рост производства легковых автомобилей, но разве это исключает выпуск велосипедов — и при том самых разных, включая трехколесные? Так почему же рост производства катеров и мотолодок должен препятствовать выпуску туристских весельных лодок, разумеется, тоже самых разных?»

Интересно, кто ответит на этот вопрос?


Понравилась ли вам эта статья?
+1

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Международный класс яхт «Дракон»
Интересные события яхтенного мира 1969 года
Новое в организации строительства и проектирования лодок
Японская яхта-швертбот «KL-18» завоевывает популярность
Интересная информация из-за рубежа
Интервью с представителями водномоторников Венгрии и ГДР
По следам аварий яхт «Бурный», «Волга», «Аметист» и других
Новые правила УИМ с января 1970 года
Обзор одноместных маленьких лодок
Небольшие прогулочные лодки из полиэтилена
Типаж катеров и лодок для продажи населению
Готовятся к выпуску пластмассовые мотолодки
Крейсерско-гоночные яхты 1969 года
Нескольких типов индейских каноэ
Перспективы малого судостроения (постановление СМ СССР)

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Проблема весельной туристской лодки

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Заседания Международного Союза парусного спорта 1969 года
На конвейере мотолодка «Ока»
Глиссирующий автобус — теплоход «Заря»
Выпуск микромотолодок крупной серией
Трансатлантическая яхта «Лоунер» X. Хаслера
Мини-яхта «Комар» на Днепре
Требования к глушителям по Правилам УИМ
Новый гоночный катер Рекато Леви
Основные данные катамарана «Торнадо»
Универсальная семейная лодка из стеклопластика «Шкипер-14»
Конструкция трансатлантической шлюпки «Британия»
Конструкция яхт-четвертьтонников «Листанг» и «Вааршип»
Новые международные правила обмера крейсерско-гоночных яхт
Парусник-робот «SKAMP» для океанографических исследований
Возникновение причала в Запорожье силами общественности


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 21 + 29 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории