Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Карты и маршруты
  • Латвийский маршрут для водномоторников Лубана — Рига
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
1700-километровый кольцевой маршрут для водномоторников
Маршрут для водномоторников по Обь-Енисейскому каналу
Под парусами по маршруту Рига — Соловки — Севастополь
Три маршрута для туристов-водномоторников
На «Казанках» по маршруту Рига — Калининград — Клайпеда — Рига
Туристский маршрут для водномоторника по Малому Енисею


Латвийский маршрут для водномоторников Лубана — Рига

Год: 1973. Номер журнала «Катера и Яхты»: 44
          0

Информация об изображенииНаша «Казанка-М» с мотором «Ветерок-12»
Наша «Казанка-М» с мотором «Ветерок-12»
 
Этот маршрут, имеющий протяженность около 275 км, познакомит вас с Латвией — ее природой, прошлым и настоящим. Лучшее время для путешествия июль — август. Если вы собираетесь совершить его на более или менее тяжелой лодке, понадобятся колеса для объезда препятствий — в основном плотин. Одна из особенностей маршрута и состоит в том, что уровень воды на большей части его протяженности зависит от режима работы ГЭС и изменяется очень резко.

Маршрут не представляет особой сложности, поэтому его можно рекомендовать семейным группам и начинающим, в том числе и байдарочникам. Туристы-водники на этом пути не редкость — за одно плавание мы встретили в общей сложности около десятка байдарок. Можно пройти описываемый маршрут и на надувных лодках, но только на таких, на которых удобно грести. Дело в том, что в верховьях Айвиексте течение очень слабое (0,1—0,2 м/сек), да и в водохранилищах на течение надеяться нельзя. Вот в низовьях Айвиексте, а также на Даугаве и и же Кегумской ГЭС течение быстрое, до 0,8—1,2 м/сек. Здесь есть пороги и перекаты, но они в принципе проходимы и на легких моторках, и тем более на байдарках. При малом уровне воды часть порогов (в частности, у острова Долее) приходится преодолевать, протаскивая лодки волоком.

Наше семейное (вчетвером, включая двух сыновей 13 и 17 лет) плавание по описываемому маршруту заняло шесть дней, но тем, кто окажется в нашей республике впервые, стоит увеличить его продолжительность, по крайней мере, до восьми—десяти дней.

Мы плыли на серийной дюралевой «Казанке-М» с мотором «Ветерок-12», оборудованной съемными колесами. Усовершенствования самой лодки заключались в том, что к днищу (у транца) мы приклепали два защитных фальшкиля 50X500, в кокпите вдоль бортов сделали деревянные полочки, на носовую палубу поставили две дополнительные ручки, оборудовали тент на двух дюралевых дугах. Спали чаще всего на берегу — в палатке, в спальных мешках. Готовили на газовой плитке. Запас продовольствия брали не больше чем на пару дней — здесь всегда можно купить то, что нужно путешественникам. Нередко пользовались столовыми и кафе.


Информация об изображенииПервый этап маршрута
Первый этап маршрута
 
Теперь собственно о маршруте. Начало его — на Дубайской низменности, которая расположена в восточной части республики на так называемой Восточно-Латвийской равнине. В центре низменности находится озеро Лубана. Когда-то оно было самым большим из 3000 латвийских озер, площадь его составляла до 90 км², по с тех пор оно сильно заросло и обмелело.

Лубанская низменность — один из старейших обитаемых районов Прибалтики. Уже 10000 лет назад здесь жили люди. Археологи обнаружили стоянки мезолита и неолита. В музеях Латвии можно видеть массу костяных ножей, кинжалов и наконечников стрел, найденных на берегах Лубанского озера; попадались здесь и различные украшения из кости, янтарные подвески.

История этого края тесно связана с борьбой человека против стихни. Бичом обитателей низменности с давних пор были паводки, буйные весенние разливы. Старожилы помнят, например, как в 1928 г. озеро Лубана и река Айвиексте затопили площадь более 60 000 га. Впервые предотвращением наводнений здесь начали заниматься еще в 1856—1857 гг., когда был прорыт Мейранский канал. Каковы были его фактические размеры неизвестно, но вода из озера тогда в р. Айвиексте не текла. В 1926—1937 гг. эта река была «зарегулирована» на протяжении 70 км; русло ее местами углубили на 3 м, однако и это не было решением проблемы. Только позднее, уже в годы Советской власти, началось планомерное осушение низменности: были построены насосные станции и шлюзы, прорыта сеть осушительных и отводных каналов, появились защищенные дамбами участки плодородной земли — польдеры.

С преображенным краем, с новыми электростанциями и молодыми городами познакомятся туристы, приезжающие к нам в Латвию.


Поездом можно доехать до станции Виляны или до старинного, расположенного на семи холмах города Резекне. Байдарочники и те, кто приехал с надувными лодками, могут сразу сплавляться вниз по Малте или по Резекне, но под мотором здесь не пройти — мелко. Мы свое плавание начали гораздо ниже, забросив лодку железной дорогой до станции Стирниене (линия Рига — Москва), а здесь погрузили ее на грузовик и довезли, следуя через Варакляны и Нагли, мимо крупнейшего в Прибалтике рыбохозяйственного комбината, до самой реки Резекне. (Автомобильный этап пути составил 30 км).

Информация об изображенииПри плавании по Резекне
При плавании по Резекне
 
Кстати говоря, и здесь Резекне мелка настолько, что до места впадения Малты пришлось плыть на веслах. Еще несколько километров — и на правом берегу стал виден хутор Квапаны. Здесь надо запастись питьевой водой — в озере она плохая. Река на этом участке зарегулирована, никаких опасных мест нет, дно песчаное.

Пересекаем край озера Лубана (много уток, хорошо ловится рыба) и продолжаем путь по Резекне. Вот она «кончается», мы попадаем в ее продолжение канал Вердес — прямой, как стрела, и короткий (около 4 км). За каналом начинается река Айвиек-сте (длина ИЗ км; площадь бассейна 9200 км2; уклон 27 м). В верховье она описывает плавный 35-километро-вый полукруг. На этом участке река не имеет характерной поймы и течет по равнине с очень малыми уклонами. Здесь в нее впадают самые большие притоки — Балупе и Педедзе.

Надо подчеркнуть, что в верховьях Айвиексте (до пос. Лубаны) места, пригодные для стоянок, найти трудно; советую останавливаться там, где на схеме поставлен соответствующий значок. Много верховых болот, богатых клюквой; попадаются залежи торфа. Дрова для костра найти трудно, Вообще на территории Латвии костры разрешается разводить не ближе 100 м от леса, но в пожароопасных районах и в заказниках действуют особые правила, с которыми надо ознакомиться, приехав на место. Одним словом, лучше всего захватить портативную газовую плиту. Ниже Лубаны с устройством стоянок гораздо проще. У поселка Сайкава имеются пороги.


На берегах Айвиексте расположены населенные пункты: Лубана (население 3,1 тыс.), Мейраии, Сайкава, Ляудона (2,0 тыс.). Бензин можно приобрести повсюду, так как рядом с рекой проходит дорога, по которой курсирует много машин.

Примерно в 2 км за Мейранским каналом на правом берегу хорошо виден археологический памятник — городище Внсагалс. У Ляудопы расположено восемь археологических памятников — погребений, а также развалины замка. Берега низкие. Встречаются березовые леса и дубовые рощи.

В низовьях Айвиексте течет среди невысоких холмов. Здесь на реке в общей сложности 15 порогов, легко сесть на каменистые мели. Несколько островов. На островах построена и Анвиекстская ГЭС, «объезжать» которую по суше надо по левому берегу. Это займет около получаса.

Информация об изображенииВторой и третий этапы маршрута
Второй и третий этапы маршрута
 
В августе 1944 г. воины Советской Армии форсировали реку ниже ГЭС. В этом месте установлена мемориальная доска.

У шведского бастиона XVII века воды Айвиексте сливаются с водами красавицы Даугавы (Западной Двины). Здесь на правом берегу расположен город Плявиняс (5,5 тыс. населения); бензоколонка недалеко от реки. Даугава — самая большая река Латвии. Общая длина ее 1020 км, водосборная площадь 87900 км². От устья Айвиексте до нынешней Кегумской ГЭС уклон Даугавы когда-то составлял 44 м; на этом участке было много опасных порогов. Теперь плотина построенной в 1965 г. Плявиньской ГЭС подняла уровень воды. Образовалось озеро площадью 45 км², имеющее несколько островов; на одном из них (о-в Олииькалис) хорошо остановиться на ночлег.

У впадения порожистой речки Персе на правом берегу Даугавы можно осмотреть развалины одного из древнейших в Латвии замка Кокнесе (1209 г.). Здесь же в старой церкви одноименного поселка имеется краеведческий музей.


В парке Вигантес на левом берегу реки находится памятник искусства-скульптура Дайна. На правом берегу построен новый город Стучка (7,0 тыс. населения). Здесь бензоколонка, водно-моторный клуб. Обходить ГЭС надо по левому берегу; у нас это заняло 2 часа. Ширина реки у плотины около 2 км.

Ниже река течет через доломиты. Тут образуется новое водохранилище площадью около 24 км². Имеются острова Озолу и Юмправу.

От Плявиньской ГЭС до Яунелгавы простирается широкая приледни-ковая ложбина. На берегах великолепные хвойные леса, плодородные луга и пашни. Много террас, а на реке порогов. Этот участок Даугавы охраняется государством. Здесь много исторических памятников. Растут редко встречающиеся лиственные породы деревьев и кустарников. Скриверский дендропарк Академии Наук Латвии расположен на 77 кы от Риги между шоссе и правым берегом.

Информация об изображенииЗаключительный этап маршрута
Заключительный этап маршрута
 
Парк Лиелварде расположен ниже и также ка нравом берегу. Много народных сказаний рассказывает о Лиелвардском замке, о проходившем в этих местах героической борьбе Лачплесиса с черным рыцарем. Рядом с парком находится колхоз «Лачплесис».

На левом берегу против гор. Лнелварде расположен парк Линдес — своеобразный памятник садово-паркового искусства, спланированный по образцу регулярных парков Италии XVII века.

Кегумскую ГЭС тоже обходим по левому береге — это занимает около 1,5 часа. Ниже Даугава опять прорывается через доломиты, снова встречаются пороги. В принципе лучше держаться левого берега. В дальнейшем встречаются острова и пороги — особенно у Икшкиле, Огре и перед о-вом Долее. Уклон реки от Кегумской ГЭС до Риги 16 м.

В 14 км от Кегумса (и в 37 км от Риги) на правом берегу у впадения реки Огре расположен курортный город-сад Огре (20 тыс. жителей). Здесь очень красивые места. Чуть ниже Икшкиле, но на противоположном, левом берегу находится памятник латышским стрелкам времен первой .мировой войны. Он установлен в центре полуострова, который называют Островом смерти (по-латышски — Навессала): немцы применили здесь газы, так как иначе не могли сломить упорство стрелков.


В 3 км выше о-ва Долее на том же высоком левом берегу можно осмотреть городище Даугмалес.

Остров Долее (длина 9 км, ширина 2,5) надо обходить по левому рукаву, так как правый засыпан временной плотиной строящейся Рижской ГЭС. В этом районе несколько ярко выраженных порогов; при низком уровне воды пройти на моторке трудно, ее приходится проводить, держась середины реки.

Перед тем, как огибать Долее, советую причалить у Саласпилса. Здесь имеется поселок строителей. У железнодорожного вокзала расположен Ботанический сад, в коллекции которого около 6600 пород растении.

Неподалеку, на 17 км пути от Риги, во время немецкой оккупации находился концлагерь Саласиилс. Здесь — на месте гибели 53700 человек — создан мемориальный ансамбль. Величественный памятник сооружен и рядом — в районе бывшего лагеря военнопленных, в котором было уничтожено 47000 человек.

Информация об изображенииЛодка на самодельной тележке
Лодка на самодельной тележке
 
Наше путешествие подходит к концу, Пройдя старинный замок Яундолес, можно без опаски запускать мотор, однако идти следует строго по фарватеру до самой Риги. В нижнем течении (за островом Долее) Даугава течет тихо, в низких берегах, облицованных гранитом и бетоном. Ширина у рижских мостов достигает 700 м, глубина 8—10 м. Проходя понтонный мост у морского вокзала, обратите внимание на яхт-клуб «Моряк» — здесь можно оставить лодку, чтобы познакомиться со столицей Латвии красавицей Ригой.

В заключение отмечу, что лучшие места для ловли рыбы спиннингом и удочкой — в верховьях реки Айвиексте до ГЭС (щука, язь, голавль, окунь, кари), а также на Даугаве ниже Кегумской ГЭС. Только учтите, что запрещено всякое рыболовство в течение всего года: на Даугаве у плотин Плявиньской и Кегумской ГЭС (на 2 км вниз и на 1 км вверх) и на 0,5 км в обе стороны от впадения рек Айвнексте, Огре, Персе и Личупе; на р. Айвиексте — ниже ГЭС.

Для предварительного ознакомления с .маршрутом советую просмотреть книжку К. Ветра и П. Эглите «Путешествие по Латвийской ССР» (изд. «Физкультура и спорт», 1968) и том «Латвия» из серии «Советский Союз. Географическое описание в 22 томах» (изд. «Мысль», 1968 г.). Понадобятся, очевидно, административная карта республики в масштабе 1:600000 (последних лет издания, например — 1973 г., изд. ГУГК при СМ СССР) и туристская схема «Латвийская ССР» (ГУГК при СМ СССР, 1972 г.). Хорошо, если вы достанете «Перечень памятников культуры Латв. ССР», изданный министерством культуры Латвии (Рига, 1969), а также запасетесь «Путеводителем по Риге» (например, М. Деблераи М. Красильникова, изд. «Звайгзне», Рига, 1970).

Статья была проверена: Гончаров Алексей
Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Экскурсия по Ленинградской верфи ВЦСПС
Новый пластмассовый катер серии «Орлан»
Первый яхт-клуб на Сахалине «Океан»
Итоги работы Киевского водно-моторного клуба
Плавучее сооружение «Флотель» на Псковском озере

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Латвийский маршрут для водномоторников Лубана — Рига

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
В Хельсинки прошла VIII выставка малых судов «Вене-73»
Барк «Крузенштерн» вновь введен в строй
Состояние парусных судов в 1973 году
Что будет строить Ленинградский завод ДОСААФ?
Первый в мире катер типа «морские сани»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 19 + 32 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории