«Ладога» в Болгарии
Эту фотографию прислал нам из болгарского села Телиш Симеон Симеонов. Приятель запечатлел его во время первого выхода на построенной им по книге М. И. Якубовского «Портативные любительские суда» разборной лодке типа «Ладога».
Сейчас Симеон просит редакцию сборника сообщить ему адреса советских судостроителей-любителей, строящих малые спортивно-прогулочные подводные лодки, интересуется, появится ли в «Катерах и яхтах» проект подобного судна. Судя по характеру его вопросов, он собирается оснастить свою будущую лодку «адской пыхтелкой», сделанной по типу, предложенной братьями Мерве...
Вокруг обеих Америк
— Южной и Северной скоро отправится известный яхтсмен Дариус Богуцкий на яхте, получившей имя героя польского национально-освободительного движения Тадеуша Костюшко.
Помимо спортивных плавание преследует и научные цели — Богуцкий будет проводить исследования для Гданьского университета и Высшей морской школы.
Англичанин ушел от цивилизации
Англичанин Бриан Энтвистл на шлюпке в одиночку добрался от Британских островов до Исландии, затем доплыл до Гренландии, где он принял решение вести образ жизни местных эскимосов.
От «микро» до «супер»
Самое большое из ныне плавающих судов — супертанкер «Глобтик Лондон». Длина его 379 м, ширина 62 м, осадка 28 м, водоизмещение 483 939 т. А самое малое? По всей вероятности, это лодка М. И. Якубовского «Ладога М1Г» (сборник №4 за 1965 г.). Длина ее 1,65 м, ширина 0,65 м, вес 8 кг.
Транцевая накладка
Для снижения шума и уменьшения вибрации корпуса мотолодки при работе подвесного мотора американская фирма «Темпо» рекомендует устанавливать под его струбцины специальные транцевые накладки. Изготовляются эти накладки из маслобензостойкой особо долговечной резины; выпускаются они нескольких типоразмеров, каждый из которых рассчитан на определенный диапазон мощности мотора (до 60 л. с. включительно).
Стоимость накладки колеблется от 6,5 до 7,5 долларов.
Дальше от берега — безопасней
Правильность этой старинной морской поговорки еще раз подтвердила статистика судовых аварий на Балтике за период 1972—1973 гг. Около 60 аварий произошло в портах, около 50 — при подходе к порту и только 20 — в открытом море.
Первый катер в Атлантике
Идея пересечь Атлантику на катере возникла, очевидно, одновременно с изобретением двигателя внутреннего сгорания. В 1888 г. в Гамбурге демонстрировался семиметровый катер с двигателем 2 л. с. «Не думаю, что судно с такой швейной машинкой сможет когда-нибудь плавать по морю», —• выразил мнение большинства наблюдателей руководитель одной из судостроительных фирм.
А уже в 1902 г. капитан Вильям Ньюмеи на одиннадцатиметровом катере с двухцилиндровым керосиновым двигателем мощностью 10 л. с. доплыл из Нью-Йорка до берегов Англии. Его вера в успех этого предприятия была настолько велика, что в качестве компаньона он взял в рейс своего шестиадцатилетиего сына. Переход был совершен всего за 36 дней (подробнее — см. №29 сборника).
Эскалатор вместо шлюза
Во Франции на одном из каналов Гароииы вступил в эксплуатацию оригинальный эскалатор для малых судов, изобретенный профессором Ж- Абертом и инженерами П. Шассеном и М. Канцеллони.
За судном, вошедшим снизу в 400-метровый наклонный лоток, соединяющий нижний н верхний уровни (разность между ними 13,3 м), плотно закрываются ворота, отличающиеся тем, что их можно передвигать вдоль канала без нарушения герметичности. Затем эти ворота начинают буксировать со скоростью 5 км/ч н, подобно ножу бульдозера, они гонят перед собой воду вместе с судном вверх. Когда уровень воды этого поднимающегося по наклонному лотку-каналу «водяного клина» достигнет уровня верхнего уреза, открываются ворота, судно выходит.
Дно и высокие стенкн лотка-канала — бетонированные; герметизация подвижных ворот обеспечивается системой резиновых валиков, скользящих по бетону.
Нетрудно убедиться в преимуществе такого подъемника перед обычным шлюзом: меньше количество воды, требуемое для подъема судна; легче сами ворота. Правда, для движения вверх «водяного клииа» с плавающим в нем судном требуются затраты энергии: на Гаронне это два дизеля мощностью по 1000 л. с., установленных на тележке, к которой прикреплены нижиие ворота.
Изобретатели полагают, что строительство подобных эскалаторов может быть экономически выгодным для подъема барж длиной до 175 м на высоту до 100 м.
Аэродинамическая шайба
На современных гоночных швертботах-монотипах яхтсмены охотно используют любую мелочь, которая хоть на йоту может прибавить скорость их практически одинаковым лодкам. Не упускают это из виду и фирмы, производящие оборудование для яхт. Так, одна из них выпустила алюминиевые уголки, которые, будучи закрепленными на фаловой дощечке паруса, служат аэродинамической шайбой. Уменьшая перетекание воздуха из зоны повышенного давления на подветренную сторону паруса в верхней его части и устраняя концевые вихри, шайба несколько повышает эффективность паруса в слабый и средний ветер.
Спасатель-рекордсмен мира
Тридцатишестилетний французский спасатель Луи Манзи в июне 1973 г. установил весьма своеобразный мировой рекорд: он плавал в течение 13 часов, буксируя при этом манекен — куклу весом 75 кг. При этом рекордсмен находился в воде в полном обмундировании, ни разу не отдыхал и не останавливался для приема пищи.
Достижение Луи Манзи на 3 ч. 34 мин. выше предыдущего рекорда в этой области.