Традиции отступают
С давних пор у английских моряков было принято брать с собой кошек и собак. Считалось, что присутствие их на борту хранит от многих неприятностей, но не менее важно было и то, что в свободное от основного занятия время они уничтожали крыс и мышей.
И вот англичане лишились еще одной традиции: с марта 1977 г. ни одно британское судно не выйдет из порта, если специальный надзор обнаружит на нем кошку или собаку. Дело в том, что «на континенте» разразилась эпидемия бешенства среди животных и английские власти были вынуждены принять меры к тому, чтобы на острова не проникла эта болезнь.
Как бороться с бюрократами
Однажды к назначенному Петром I сроку — 23 сентября 1721 г. ему не представили на утверждение ведомости прихода-расхода по адмиралтейств-коллегии. Сделать это не удосужились и в октябре. Когда же наступил ноябрь, терпение Петра лопнуло, он приказал: «Доколе оные ведомости будут сочинены, секретарей и канцеляристов, которые к тому определены, в счетной канцелярии заключить и ни для каких нужд, до окончания тех ведомостей, не отпущать».
Жертва Нептуну
Перед тем как будут перерезаны задержники и новое судно начнет разбег по спусковым дорожкам стапеля, о его нос разбивают бутылку шампанского. Откуда это пошло?
Обряд окропления корабля возник в далекие времена. Древние римляне считали, что нельзя судну касаться днищем воды, если не принесена жертва богу морей — Нептуну. Нередко это были человеческие жертвы. Исландские летописи также свидетельствуют о существовании жуткого обычая, когда приносимого в жертву человека укладывали на пути спускаемого на воду корабля. Позже начали приносить в жертву животных, обагряя их кровью форштевень. В конце концов в большинстве стран кровь заменили красным вином, а со временем — шампанским.
Однако есть и вариации: в Индии, например, шампанское заменяет кокосовый орех. Когда спускали суда-фруктовозы для датского судовладельца Лауритцена, о борт одного разбили бутылку с апельсиновым соком, а о борт другого — бутылку с водой того моря-океана, в котором судно станет на линию.
В Японии спуск судна — целый спектакль. Символический канат, на котором подвешена бутылка шампанского, соединяется с большим шелковым куполом, раскинутым над причалом. Крестная мать специальным топориком перерубает канат — и одновременно со «взрывом» бутылки с купола сыпятся конфетти, разноцветные флажки и фонарики, вылетают голуби...
Колодец в открытом море
Власти греческого города Анавалоса, страдающего от недостатка пресной воды, обнаружили недалеко от городского пляжа мощные ее источники: беда была только в том, что они оказались расположенными на дне моря.
В конце концов участок моря, где били ключи, со всех сторон «огородили» высокой железобетонной стеной.
Как обнаружить зайца?
Таможенные власти одного из английских портов обнаружили безбилетных пассажиров. Выяснилось, что они совершали морские путешествия в больших ящиках, которые сдавались их родственниками как багаж с надписями «стекло» или «мебель». Теперь для борьбы с зайцами применяется следующий способ: подозрительный багаж посыпают порошком, вызывающим чихание.
Чем гордился изобретатель сварки?
Замечательному русскому инженеру Н. Н. Бенардосу принадлежат честь открытия «способа соединения металлов непосредственным действием электрического тока» и еще около 100 изобретений. Сам Николай Николаевич лучшим из них считал колесный пароход (патент 1876 г.), способный преодолевать мели и перекаты: на днище предлагалось расположить цилиндрические катки, которые были бы связаны механическим приводом с паровой машиной.
Корабли, которые не возвращаются
На таежной забайкальской реке Витиме карбасы делают испокон веков. И всегда — только на один рейс вниз по течению Витима и Лены. В местах назначения — в безлесных заполярных районах карбасы разбирают, а из леса строят дома.
Сколько весит древесина?
Знаменитый плот «Кон-Тики» был сделан из бальзы, имеющей удельный вес хорошей пробки — 0,12. Однако «рекорд легковесности» принадлежит другим породам. На Кубе растет эшиномена колючеволосатая, древесина которой в 25 раз легче воды. Примерно таков же удельный вес древесины альстонии раскидистой с островов Океании и герминьяра элафроксилон с верховьев Нила. Все эти деревья растут во влажных тропиках, как правило, имеют плотную, тяжелую кору и огромные листья.
Наиболее тяжелая древесина у змеиного дерева или пиратинера — близкого родича шелковицы: сырая древесина его имеет вес 1,5 т/м3 и тонет, как камень.
Судьба танкера «Тиндфонн»
Сотни танкеров общим дедвейтом около 50 млн. т стоят во многих капиталистических странах на приколе из-за отсутствия груза. Чего только не изобретают владельцы наливного флота! Компания «Гамбург-Сюд» свой новый танкер «Тиндфонн» грузоподъемностью 52000 т переоборудовала... в плавающую овчарню, которая перевозит из Австралии на иранские бойни одновременно по 51000 животных. В состав судовой команды введены 33 специалиста по обслуживанию четвероногих пассажиров.
Нужно ли солить море?
«А как же!» — считают обитатели острова Анст (Шетландские о-ва). Раз в год, в воскресенье, они все до одного выходят на берег, чтобы посыпать солью прибой. Для чего? Чтобы в море рыба не портилась. Так завещали им деды и прадеды, несколько столетий промышлявшие ловом сельди.
— Но вы сами-то понимаете, что это абсурд? — допытываются у анстян рационально мыслящие туристы.
— Конечно, — отвечают островитяне, — но хуже-то от этого не будет...
Витаминное название
Часть экипажа на судне Христофора Колумба заболела цингой. Ослабевшие моряки попросили капитана, чтобы он позволил им спокойно умереть на ближайшем берегу — на одном из островов неподалеку от Венесуэлы.
Несколько месяцев спустя каравеллы Колумба снова проплывали мимо этого острова. Каково же было удивление моряков, когда они встретили своих товарищей здоровыми и жизнерадостными! В честь их выздоровления остров назвали Кюрасао, что по-португальски значит «оздоровляющий». Происходи это в XX веке, моряки бы хорошо знали, что жизнь больным вернул содержащийся во фруктах витамин С.
Острова-путешественники
Проведенное в XIX веке Британским адмиралтейством определение координат Бермудских островов долгое время считалось точным. Но вот в 1934 г. одновременно две группы геодезистов провели новую съемку и, ко всеобщему удивлению, каждая привезла свои координаты.
В 1957 г. океанографы нашли острова в 30 м к югу ив 170 м к западу от того места, где их оставили геодезисты. В дело «бродячих островов» вмешалась аэрофотосъемка: их положение уточнили — они сдвинулись на 70 м на север. Возникла спутниковая геодезия — и снова в карту Атлантики пришлось вносить коррективы; на сегодня Бермудские острова находятся в 110 м к северу и в 330 м к западу от того места, где они были расположены 35 лет назад.
Что же такое «Мару»?
К названиям всех японских судов обязательно прибавляют слово «мару». Происхождение этой «приставки» служило предметом долгих споров. В журнале «Нотикэл мэгэзин» приводится окончательная версия.
В свое время японские суда занимались главным образом каботажными перевозками рисового вина в бочках, которые по-японски назывались «мару», что означает «круглый». Словом «мару» для краткости стали называть суда, перевозящие этот груз, а в дальнейшем оно распространилось на все суда торгового флота. Два первых японских танкера, заказанных в 1908 г., были названы «Буйо Мару» и «Сойо Мару».
Последний приказ Нельсона
«Англия ждет, что каждый выполнит свой долг!» — Считалось, что таким был последний приказ адмирала Нельсона перед Трафальгаром. Утверждают, что в действительности был передан флагами сигнал: «Бравые британцы, следуйте за мной!»
Лента-рефлектор для спасательных приборов
Океанский гоночный яхт-клуб Англии недавно рекомендовал для применения на яхтах жилеты, снабженные светоотражателями для облегчения поиска упавших за борт яхтсменов в ночное время. Фирма «Скотчлайт» начала выпуск специальной пластиковой ленты, которая нарезается на куски нужной длины и приклеивается к любым спасательным приборам.
Принцип действия такой же, как и автомобильных светоотража-телей. Слой микроскопических стеклянных шариков-микросфер, включенных в пластиковый наполнитель, наносится на отражающее покрытие (как на зеркале) на ленте. Лучи света проходят через шарики и отражаются от покрытия, снова пересекая микросферы. Отраженный свет почти такой же яркий, как и свет самого источника, и что особенно важно — не рассеивается в пространстве. Испытания показали, что ночью в море обнаружить, например, человека в жилете с наклеенными лентами «Скотчлайт» в семь-во-семь раз легче, чем в обычном оранжевом жилете.
Для упрощения использования ленты-рефлектора на ее нижнюю сторону нанесен клеящий состав, а для повышения адгезии к ряду материалов (резине, нейлону и т. п.) фирма рекомендует дополнительно применять специальную пасту, наносимую на изделие перед приклейкой ленты.
Каноэ ... из бетона
Впервые такое судно соорудили в 1970 г. студенты университета в штате Иллинойс. Это была нескладная посудина весом 164 кг. Конечно, не могло быть и речи о том, чтобы на ней соревноваться с настоящими каноэ. Но идея не умерла — в 1972 г. на бетонных каноэ между собой соревновалось 17 команд. Радикально изменился вес — бетонное каноэ весило теперь всего 57 кг.
В 1973 г. состоялась уже регата бетонных каноэ, в которой приняли участие 30 команд, и с тех пор соревнования стали традиционными.
Как же делают бетонное каноэ? Вначале изготовляется пенопластовый болван. Планшири армируются стальной проволокой, и весь болван покрывается слоем нейлоновой сетки. На эту поверхность наносится чистое цементное тесто, а затем 5-миллиметровый слой 40%-ного (по отношению к воде) вермикулитового бетона.
Соотношение цемента и наполнителя — 2:1. После этого укладывается еще слой нейлоновой сетки и покрывается чистым цементным тестом. Готовое каноэ окрашивается эпоксидной краской.