Катамаран «Альбатрос» должен обеспечивать безопасное плавание по рекам, водохранилищам, озерам и морским заливам — в прибрежной зоне при ветре до 7 м/с и высоте волны до 0,3 м. Катамаран рассчитывается под полезную нагрузку до 320 кг (два-три человека и туристское снаряжение весом около 100 кг). Габаритные размерения: длина — 4,5 м; полная ширина — 2,2 м.
Нам представляется, что создаваемый катамаран даст отдыхающим и туристам большие удобства и обеспечит большую безопасность при путешествиях по воде, чем другие имеющиеся на сегодня серийные плавсредства. Очевидно, положительным качеством будет и то, что катамаран позволяет использовать для своего движения энергию ветра, весла и подвесной мотор мощностью 2 л. с.
Размеры кокпита позволят с достаточными удобствами путешествовать двум-трем человекам, а при необходимости и переночевать в катамаране на надувных матрасах (при нахождении его у берега).
Для обеспечения транспортировки в вагонах железных дорог, автобусах, на багажниках легковых автомашин. и на специальных тележках катамаран будет складываться в две-три упаковки приемлемых габаритов. Предполагается, что общий вес комплекта в упаковке будет около 60 кг, а сборка или разборка не будет занимать более полутора часов.
Катамаран состоит из двух надувных (из воздухонепроницаемой ткани) поплавков; мостика, защищенного фартуком (кокпит); парусного вооружения площадью 5—7 м2; двух шверцев; руля и двух весел типа «каноэ».
Прочность катамарана при полной нагрузке должна обеспечиваться при ветре до 12 м/с и волне высотой до 1 м. Запас плавучести — трехкратный.
В снабжение катамарана будут входить: ножной насос для накачивания поплавков, донный якорь с бросательным (спасательным) линем, ремонтная аптечка и, по желанию, транспортировочная тележка.
Чтобы возможно полнее удовлетворить потребности будущих покупателей нашего катамарана, хотелось бы узнать их мнение по следующим вопросам: Какой тип парусного вооружения лучше применить и почему? Каков диапазон приемлемого веса катамарана в упаковке и каковы максимально приемлемые габариты упаковочных мест? Какова приемлемая цена? Целесообразно ли продавать катамаран в различных вариантах комплектации? Например: поплавки отдельно; поплавки с мостиком; поплавки с мостиком и кокпитом; отдельно парусное вооружение со шверцами.
Новый вариант мини-парусника
Каким должно быть предназначенное для широкой продажи самое малое, действительно недорогое п транспортабельное парусное судно, пригодное не только для прогулок вдоль пляжей, но и для туристских плаваний с выходом в водохранилища и большие озера? Опыт туристов-водников, которые за последние годы все чаще обращаются к парусу, показывает, что наиболее подходящим — самым простым по конструкции и удобным в эксплуатации, самым надежным и безопасным вариантом — может быть небольшой катамаран с надувными поплавками.
Хотя подобный! вариант парусника и не был предусмотрен примерным типажем прогулочно-туристских судов на перспективу, предложенным ЦКБ «Нептун» (см. № 79), промышленность в поисках типа малого парусного судна для освоения учла накопленный туристами опыт и, в частности, результаты конкурса, проведенного Федерацией туризма. В марте в редакции сборника состоялась встреча с конструкторами, которым поручено подготовить проект парусного катамарана с условным еще названием «Альбатрос» для выпуска на одном из подмосковных предприятий (предполагается серийность — до 5000 в год, цена — до 400 руб.).
За основу принят уже хорошо известный читателям по публикациям в «КиЯ» и журнале «Турист» катамаран В. М. Перегудова (отмечен Дипломом I степени на упомянутом конкурсе). Двухкамерные надувные поплавки диаметром 450 мм соединены системой из мощной продольной и нескольких поперечных дюралевых труб, на которых растянуто парусиновое дно кокпита с мягкими наклонными бортами-обвесами со всех четырех сторон. Багаж укладывается в две термоупаковки из ткани «500» в носовой части кокпита и накрывается откидным фартуком. Экипаж располагается на сложенных надувных матрацах или надувных сиденьях в кормовой части.
Центральным вопросом, который еще предстоит решить, является выбор наиболее простого в управлении и надежного типа парусного вооружения. В. М. Перегудов рекомендует вооружение, проверенное на прототипе, — грот типа «Стриж» (5,3 м2) и небольшой стаксель. Ленинградские туристы Р. Ф. Пирский н В. И. Федоров предложили применить латинское вооружение. Выступавшие на обсуждении яхтсмен В. А. Малиновский, много экспериментировавший с подвесным парусом, и известный конструктор малых судов В. М. Алексеев считали более подходящим вариант со щпринтовым парусом по типу примененного на «Оптимисте». Было рекомендовано изготовить и испытать на катамаране два-три варианта, включая бермудское и латинское вооружение.
Все присутствовавшие отмечали, что основная идея 2—3-местного легкоразборного парусника-катамарана заслуживает полного одобрения и всяческой поддержки. Основные замечания сводились к следующему. Чтобы упростить перевозку судна, лучше упаковывать комплект не в два, как предусмотрено, а в три мешка меньших размеров и веса. Заменить предложенное авторами проекта оригинальное плавниковое гребное устройство обычными распашными веслами для гребли вдвоем. Для повышения надежности рулевого устройства перенести руль с кормового конца продольной балки на кормовую поперечную балку (поставить его рядом с кронштейном для навешивания моторчика «Салют»); перо руля сделать поднимающимся, как и шверцы.
Инженер Л. Г. Махаринскин — создатель одного из первых в стране мини-катамаранов (о 2,5-метровом «Колибри» — см. в 7 вып.) — поделился опытом эксплуатации малых парусников, познакомил с выполнением приема постановки опрокинувшегося катамарана на ровный киль. Была высказана мысль о желательности сделать возможной сборку и эксплуатацию катамарана в разных модификациях (без мачты, шверцев, обвесов и т. п.), предусмотреть варианты дальнейшего усложнения вооружения и дооборудования судна палаткой силами экипажа.
Затрагивался и пока совершенно неясный вопрос об обеспечении надлежащей подготовки «капитанов» самых малых парусников, о их правовом статусе.