Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Интервью
  • 1982 год
  • В походах по местам боевой славы
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Поход ленинградских студентов по местам боевой славы «Север-84»
Поход по местам боевой и трудовой славы Советского Приморья
2920-километровый поход по местам боевой и революционной славы
На яхтах-по местам боевой и революционной славы
Плавание на яхте «Юрий Гагарин» по памятным местам
Катера на пьедестале славы подвигов ВОВ
Фолькбот «Поиск» в дальних походах
Страничка байдарочника — в походах и гонках
О дальних походах, встречном течении и прожорливых лошадях
Три очерка о походах по реке Лена
В городе морской славы — Севастополе
Регата на приз «Славы Севастополя» 1983 года
Поход на серийной надувной лодке «Славянка»
Первый поход под Ветерком


В походах по местам боевой славы

Год: 1982. Номер журнала «Катера и Яхты»: 99
          0


В принципе подобные походы — не новость. Так, поход по четко спланированному тематическому маршруту, посвященный 50-летию установления Советской власти на Дальнем Востоке, был проведен владивостокскими яхтсменами еще в 1972 г. Затем, начиная с навигации 1977 г., эстафету подхватили ленинградцы и прежде всего — яхтсмены из клуба № 55. С помощью командования ДКБФ, политуправления Краснознаменной ленинградской военно-морской базы и комсомольских организаций города и прибалтийских республик они сделали походы по местам боевой славы балтийцев и представительными, и традиционными. Широким привлечением молодежи к проведению познавательно интересных военно-патриотических походов на яхтах ленинградские яхтсмены вносят свой вклад в решение задач, поставленных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта».



Публикация о первых плаваниях ленинградских яхтсменов по местам боевой славы дважды Краснознаменного Балтийского флота, напечатанная в сборнике №80, вызвала живой интерес. Начальник Политического управления Военно-Морского Флота высоко оценил инициативу ленинградцев-парусников и рекомендовал тщательно изучать и распространять их опыт.

Информация об изображенииЭскадра на переходе
Эскадра на переходе
 
Выполняя этот наказ, редакция обратилась к непосредственным организаторам и руководителям походов с просьбой поделиться опытом.

За круглым столом редакции встретились член редколлегии адмирал Юрий Александрович Пантелеев, председатель организационного комитета и флагман походов контр-адмирал Эрик Сергеевич Бородин, помощник начальника политического отдела Краснознаменной ЛенВМБ по комсомольской работе Александр Михайлович Горошко, бессменный комиссар походов капитан-инженер Андрей Алексеевич Березкин. Вел и записал беседу член редколлегии редактор отдела спорта Г. М. Новак.


Э. С. БОРОДИН:

— Главное в организации таких плаваний — сделать их интересными, а это не так-то просто. От обычных крейсерских походов, дальних спортивных плаваний они отличаются своим военно-патриотическим содержанием, я бы сказал — идейным зарядом, целенаправленностью. Основа основ — предварительная подготовка похода. Сами организаторы должны досконально изучить военно-исторические события, соответствующим образом откорректировать маршрут, выбрать интересные именно для данного состава участников пункты захода. Тут мелочей нет — надо учитывать и возраст, и уровень подготовки молодежи, которую предстоит принять на борт яхты! Следующая задача — обеспечить яркую, эмоциональную форму ознакомления ребят с происходившими когда-то событиями. Мало заранее подобрать книжки, фотоснимки — все это может быть использовано и на берегу. Наша задача — использовать редкую возможность непосредственного пребывания на местах событий, где буквально все дышит историей. Самое большое впечатление обычно оставляют живые встречи с ветеранами. Вот и приходится чуть ли не месяцами рыться в документах, вести переписку — устанавливать связь со старыми моряками, приглашать их поделиться воспоминаниями непосредственно на местах былых боев.

Не забываются волнующие церемонии возложения цветов к братским могилам павших. Если нужно, наши ребята переходят к делу — берутся за работу, благоустраивают малопосещаемые места. Ведь на многие острова иначе как на яхте и не попадешь! И опять-таки, надо все разузнать и подготовить заранее — на экспромты надеяться не стоит!

Непременно надо заранее установить связь с партийными и комсомольскими организациями в пунктах захода — они могут не только помочь найти интересных людей, но и многое подсказать. Конечно важно и то, что только с их помощью можно организовать и подготовить встречу с местной молодежью.

Походы по местам боевой славы готовятся, как правило, тематическими. Так, например, были проведены походы: «40 лет героической обороны Моонзундских островов», «Огненные мили», «История Мерекюльского десанта». Каждый из них — это знакомство, причем довольно глубокое, с какой-то определенной страницей истории Великой Отечественной войны, историей подвига моряков Балтики.


Г. М. НОВАК:

— Есть ли какие-то маршруты, которые можно было бы назвать традиционными?

Э. С. БОРОДИН:

Информация об изображенииВозложение венков к подножью памятника морякам на о. Гогланд
Возложение венков к подножью памятника морякам на о. Гогланд
 
— Конечно. Ленинградские яхтсмены чаще всего совершают плавания по двум хорошо отработанным и действительно ставшим традиционными маршрутам. Первый — это Рига — Таллии — Ленинград с заходом на острова Моонзундского архипелага и Восточной части Финского залива: Гогланд, Б. Тютерс, Мощный, Березовые. О событиях, которые связаны с названными местами, очевидно, рассказывать еще нужно и можно много.

Второй маршрут — это Ленинград — Приморск — Нарва — Выборг — Ленинград с заходом на те же острова Финского залива.

Кроме того, ленинградские яхтсмены проводят не менее интересные плавания по Ладожскому озеру и Выборгскому заливу.

Общее количество яхт, принимающих участие в походах за навигацию, растет. В 1977 г., например, в такие походы ходило 16 яхт и 100 яхтсменов, а в 1980 г. — уже 27 яхт и свыше 150 человек. В зависимости от количества участников и типа яхт программа мероприятий каждый раз несколько видоизменялась.

Совместное плавание большого количества яхт — дело сложное. Практически мы прибегаем, как правило, к разбивке эскадры на отдельные отряды из однотипных судов. Командир, назначенный из наиболее подготовленных яхтенных капитанов, полностью отвечает за безопасный переход всего своего отряда. Надо особо отметить: совместные плавания дисциплинируют капитанов, дают богатый опыт хорошей морской практики. Они воспитывают дух коллективизма, морского товарищества, взаимопомощи и взаимопонимания. Все это — важно, все это и объясняет растущий интерес к плаваниям, о которых мы сегодня говорим. Ну, а чисто морская часть подготовки — это дело особое, тема для особого разговора.


А. А. БЕРЕЗКИН:

— За пятилетие определилась группа энтузиастов, своего рода ядро — наша главная опора. Это, прежде всего, студенты Ленинградского кораблестроительного института, Ленинградского института водного транспорта, курсанты Ленинградского высшего инженерного морского училища имени С. О. Макарова. Экипаж яхты этого училища «Ладога» дважды — в 1978 и 1980 годах — завоевывал учрежденный Ленинградским обкомом ВЛКСМ специальный переходящий приз «Лучшему экипажу». Сотрудники ЛКИ Б. С. Тараторкин, Г. А. Петруша, В. С. Руховец, В. П. Митрофанов составили очень сильную лекторскую группу. Яхтсмены ЛИВТа под руководством И. И. Ульянова и А. Н. Кузьмина в программу мероприятий каждого похода обязательно включают встречи с выпускниками своего института, работающими на многих предприятиях и водных путях северо-запада страны. В составе экипажей судов, приписанных к яхт-клубу № 55, немало курсантов высших военно-морских училищ, офицеров флота. Расширилась география походов яхт под флагами Ленинградского речного училища, арктического училища.

Информация об изображенииМитинг на о. Мощный (Лавенсаари) у могилы павших воинов-балтийцев
Митинг на о. Мощный (Лавенсаари) у могилы павших воинов-балтийцев
 
Очень хорошо, что во многих наших учебных заведениях, готовящих кадры для водного транспорта, рыбного хозяйства, судостроительной промышленности, парусный спорт прижился. Его заслуженно рассматривают как прикладной технический вид спорта, занятие которым способствует профессиональному становлению будущих специалистов. А то, что парусные походы по местам революционной, боевой и трудовой славы помогают одновременно и воспитывать молодежь, — придает парусному спорту особую ценность. Молодежь легко включается в проводимые яркие, красочные мероприятия, это самая благодарная, но и требовательная категория участников. Однако без высокой яхтенной квалификации невозможно обеспечить безаварийное плавание. Важно, чтобы получилось органическое сочетание опыта старших и задора молодых. Обычно в наших походах около половины экипажа составляют опытные яхтсмены, другую половину — молодые новички. Быстро создать из людей разного возраста и разных профессий единый коллектив помогает общность цели.

А. М. ГОРОШКО:


— Уже можно перечислить наиболее эффективные и интересные формы военно-патриотической работы. По общему мнению и молодых и пожилых участников походов, это встречи с ветеранами войны на тех самых памятных местах, где еще сохранились следы войны — рассказы участников боев, совместное возложение венков к памятникам революционной и боевой славы, митинги у мемориалов, обзорные экскурсии по памятным местам. Это и проведение лекций по тематике похода. Это, наконец, культурно-массовые мероприятия, проводимые силами самодеятельных коллективов, различные соревнования (и не только по парусному спорту и морской практике) между участниками походов, а также встречи (не только спортивные) яхтсменов и молодежи на местах, в том числе на погранзаставах и в отдаленных гарнизонах. Здесь появление яхтсменов вносит живую струю, их всегда встречают с радостью. Выступления артистов и участников самодеятельности, демонстрация привезенных кинолент — пусть даже любительских, распространение книг — все это не только разнообразит досуг молодых воинов, но и помогает проводимой политработе.

А. А. БЕРЕЗКИН:

— Молодежь, участвующая в этих походах, получила более яркое представление о том, как ковалась Победа в тяжелые годы войны, познакомилась со многими интересными людьми.

Молодые люди приобрели морские навыки и начальную штурманскую подготовку, изучили морской театр по маршруту плавания. Походы по местам боевой славы были предметными уроками мужества и настойчивости в борьбе за достижение поставленной цели.

Вот отзыв Михаила Черевичного: «То, что в походах 1978 г. на яхте «Орлан» я выдержал нелегкие для меня испытания — постоянную качку, необходимость всегда быть готовым к преодолению трудностей, к борьбе со стихией плечом к плечу с товарищами, утвердило мое мальчишеское желание стать морским офицером. Рассказы старых балтийцев воспитывали чувство гордости за свою Родину, за наш народ. Думаю, что эти качества пригодятся всем, и особенно мне — будущему морскому офицеру». Сейчас он — курсант, закончил второй курс высшего военно-морского училища.


Игорь Николаев впервые увидел море с борта яхты «Вела». Затем он принимал участие в походах на яхтах «Юнга», «Орлан» и других. Занятие парусом укрепило желание Игоря быть ближе к миру кораблей — он связал свою жизнь с профессией судостроителя, поступил в специализированное судостроительное ПТУ.

Такие примеры, к слову сказать, далеко не единичны!

Ю. А. ПАНТЕЛЕЕВ:

— Начатое дело действительно имеет очень большое значение. Только нельзя забывать главное — заботы о массовости, о привлечении к таким походам школьников. Им это особенно необходимо. Вот почему наш оргкомитет считает ближайшей целью вовлечение в плавания по местам революционной и боевой славы школьников— пионеров из клубов «Юных моряков». Как известно, клубы эти не имеют необходимой для дальних плаваний материальной базы. Мы думаем закрепить пионеров за ведущими яхт-клубами Ленинграда, включать их в экипажи крейсерских яхт. Вот из таких ребят получатся настоящие моряки. И, добавлю, настоящие гармонично развитые советские люди, умеющие уважать историю своего народа. Хочу повторить то, что мне доводилось говорить- несколько лет назад, когда походы по священным для ветеранов местам боевой славы только начинались. Мы должны сделать так, чтобы молодежь знала, какой ценой добыт сегодняшний мир!

Многими фарватерами славы прошли яхтсмены, но еще немало интереснейших маршрутов предстоит пройти. Еще многие молодые сердца загорятся любовью к отчизне и ее славной морской истории!


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Новое поколение учебных парусников
Ленинградскому водно-моторному клубу «Нева» исполнилось 20 лет
Лодочная стоянка в городе Николаеве
Ведущий инженер Министерства авиационной промышленности Александр Шеламов
Сообщения: винт, учитель, гаражи, гольфстрим, дюйм, камень...
Краткие лоцийные сведения к туристской карте-схеме Чудского озера
Инвалидность не причина отказа от яхтинга
Семинар мерителей крейсерско-гоночных яхт
О точности измерений в воднолыжном спорте
Якутские марафоны на реке Алдан
Как Канада стала Канадой
V Конкурс на лучшую конструкцию разборного судна
О чистоте терминов в такелажном деле
Навигационные огни морских судов по МППСС-72
60-летие шефства ВЛКСМ над Военно-Морским Флотом страны

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
В походах по местам боевой славы

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Днепропетровский крейсерский яхт-клуб
Маршрутная гонка «вниз» по Волге куйбышевских туристов
Оптовая ярмарка в Москве 1982 года
Применение парусов на рыбацких судах
Сообщения: препятствия, тюлени, остров, судовладелец, месть...
Успехи и трудности воднолыжников столицы
Начальник Управления гребного и парусного спорта Александр Силаев
Новые лодки и моторы показанные на встрече в Пярну
Сообщения: марафон, туман, паруса, гвозди, полиглот, дуэль...
За рубежом: чемпионат, вокруг света, шлюпка, компьютер...
Секция виндсерфинга спортклуба «Север»
Конкурс по малотоннажным судам
Правила постройки и обмера парусных досок свободного класса
Распределение объемов публикации основных разделов журнала
Разработка канатных буксировщиков


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 22 + 29 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории