Это нужно знать штурманам
Американские ученые Банерджи и Спроул, исследовавшие осадочные породы озер, доказывают, что магнитное поле Земли не раз меняло полярность. Происходило это не чаще, чем раз в 200 тыс. — миллион лет, однако пренебрегать опасностью не следует, поскольку это может вызвать резкое изменение климата Земли и погубить многие виды животных. За последние 4000 лет магнитное поле Земли ослабло наполовину. Поскольку последнее изменение полярности имело место 710 тыс. лет назад, то, по их мнению, очень скоро надо ожидать следующего. Штурмана, имейте это в виду!
Радиомост через море
Итальянец Маркони был и ловким дельцом, и незаурядным дипломатом. Его первая испытательная радиоустановка находилась в Англии и строилась на английские деньги. Разумеется, первым радиосообщением должно было быть приветствие английскому королю. Однако Маркони очень хотел послать первую радиограмму королю Италии. Англичане энергично протестовали, пока итальянец их не успокоил: «До Рима от нас намного дальше, чем до Лондона, да еще на пути — пролив, а затем Альпы, так что, если даже первым мы пошлем сообщение в Рим, то в Лондон второе придет все равно раньше...». Англичане согласились, упустив такую «мелочь», как огромная скорость распространения электромагнитных волн...
Преступление века
В Японии зарегистрирована одна из самых удивительных краж. Неизвестными гангстерами украдены 200 000 великолепных червей, выращенных и упакованных специально для продажи токийским рыбакам-любителям. Как выяснилось, фирма особых убытков не понесла — партия «товара» была застрахована. Пострадали рыбаки: не так-то легко найти в японской столице червей, а цена на них на черном рынке сразу же подскочила.
Памятник моряку
В шотландском городке Лоуэр-Ларгоу наконец-то появился свой памятник. Любопытный вариант: это памятник не всемирно известному герою литературного произведения (Робинзону Крузо), а его реальному прообразу — матросу Александру Селкирку, некогда родившемуся именно здесь. В 1704 г. за неповиновение капитану он был высажен на необитаемый остров и прожил там четыре года. Памятник наверняка не потребовался бы, если бы его история не вдохновила Даниеля Дефо.
Прошлое и будущее
Когда-то (в 1870 г.) Жюль Верн посвятил свой роман «Плавающий город» описанию корабля фантастических по тем временам размеров: шестимачтовый колесно-винтовой гигант «Грейт Истерн» имел грузовместимость 22 500 per. т. На сегодня рекордной для пассажирских судов остается грузовместимость построенного перед войной лайнера «Куин Элизабет» (83 670 per. т). Как сообщает журн. «Морской флот», для норвежской компании «Клостер» разработан проект лайнера для кругосветных путешествий... 4000 пассажиров. Его грузовместимость составит 250 000 per. т. Совершенно необычен внешний вид судна. Дизайнеры отказались от сплошной многоярусной надстройки. На корпус длиной 377 м и шириной 60 м поставлены четыре 9-этажных модерновых отеля с двухместными каютами.
Зигзаги прогресса
В результате модернизации судовых дизельных установок скорость японских контейнеровозов «Куроба Мару» и «Кисо Мару» удалось снизить примерно на 4 уз. Двадцать лет назад такое сообщение показалось бы совершеннейшей нелепицей! Однако сегодня этот факт воспринимается как победа техники: суточное потребление дорогостоящего топлива снизилось с 214 до 71 т.
Катастрофа под парусами
В XX веке это, очевидно, крупнейшая по числу жертв катастрофа парусного судна. Произошла она совсем недавно и не связана со сколько-нибудь опасными дальними плаваниями и океанскими штормами Устроители свадебного торжества пригласили свыше 250 гостей на борт сравнительно небольшого круизного парусника; в разгар церемонии от несильного шквала перегруженное судно неожиданно легло на борт. По сообщениям египетских газет, спасти удалось около 50 человек.
В погоне за рекордом
Любимое моряками всех стран перетягивание каната до сих пор считалось самым безопасным видом спорта. Однако одно из подобных состязаний кончилось тем, что кареты «скорой помощи» увезли сразу 24 участника. Правда и то, что с обеих сторон за нейлоновый трос диаметром около 25 мм ухватилось ни много ни мало, а 880 отборных силачей, пожелавших прославить свой родной город Ленцбург (Швейцария). Трос лопнул, рекорд не состоялся.
Сивуч-агрессор
Встреча с сивучом — дело обыденное. Целые стада этих морских животных нередко сопровождают рыболовные суда то и поедают содержимое тралов, однако рыбаки относятся к ним дружелюбно.
Сивучи очень миролюбивы, но бывают и странные исключения. Однажды в Охотском море к борту малого траулера «Аметист» подплыл чем-то разгневанный сивуч и начал что есть силы бить по обшивке. Попытка умилостивить его рыбой успеха не имела. Хуже того — неожиданно животное стало взбираться через фальшборт на траулер. Дело принимало нежелательный оборот: идти на схватку с сивучом весом около тонны и длиной свыше 3 м — дело рискованное. Палуба мгновенно опустела. Сивуч, к счастью, неуклюже повис между палубой и морем, а затем решил «не конфликтовать» и плюхнулся в воду. Очевидно, это был изгнанный из стада самец.
Оморяченные крокодилы
Необычный улов достался рыбакам небольшого кубинского сейнера. Привыкшие даже к самым экзотическим дарам Карибского моря, они никак не ожидали увидеть в сетях... 4-метрового крокодила.
Биологи давно отметили удивительную особенность крокодилов, обитающих на болотистом побережье провинции Пинар-дель-Рио: они прекрасно приспособились к плаваниям в морской воде и в поисках пищи пускаются в довольно длительные морские «путешествия».
Виндсерфер «обрастает» оборудованием
Отныне спортсмены Баварии, занимающиеся виндсерфингом в темное время суток, обязаны нести на мачте отличительные сигнальные огни во избежание столкновений. Так постановила судоходная инспекция этой земли ФРГ.
Чудеса рекламы
Журнал «Шпигель» из номера в номер публиковал следующую рекламу. «Растет интерес широкой публики к захоронению в море. Убедившись в этом, наше Первое немецкое и гамбургское пароходство, специализирующееся на захоронениях в море, ввело в эксплуатацию еще одно прекрасно оборудованное судно. Район деятельности похоронного судна № 3 — Средиземное море с базированием на Французском побережье».
Рядовое плавание!
Из 17-месячного кругосветного плавания вернулась к родным берегам 11-метровая яхта «Глоубстар». За ее кормой 36 000 миль, заходы в порты Австралии, Новой Зеландии, Африки и Фолклендских (Мальвинских) о-вов. Всем этим теперь никого особенно не удивишь, однако плавание на «Глоубстар», того и гляди, в Книгу рекордов Гиннесса попадет: средний возраст членов экипажа 68 лет!
Необычные состязания
На реке Тоне, севернее Токио, ежегодно проводятся очень странные состязания. В Положении о соревнованиях всего четыре правила: все участники должны сами построить свои лодки из любых подручных материалов; ни у кого из команды не должно быть часов; обязательно ношение спасжилетов; в реку запрещено выбрасывать отходы. Задача участников — как можно точнее определить время, за которое их судно пройдет по течению 15 км между двумя мостами. В этом году состязания собрали свыше 50 судов. Победитель ошибся в оценке времени рейса всего на 30 секунд. Жюри и зрители отдельно оценивают юмор участников и необычность лодок (есть, например, лодки, имеющие вид рыб или драконов, сделанные из консервных банок, бумаги).
Цена открытия
В тихом испанском монастыре обнаружены любопытные документы, из которых следует, что для подготовки исторического плавания трех своих кораблей Христофор Колумб получил 36 000 песет (причем только половину суммы ему выдали сразу, вторую часть он получил уже после открытия Америки вместе с «премией» в 1600 песет). Два его капитана получили по 900, а каждый матрос по 12,5 песет — тоже после возвращения из путешествия. Три корабля стоили королевской казне 14 000 песет, запасы пищи еще 2000.
Если перевести всю эту сумму на сегодняшние доллары, то все открытие Америки обошлось менее чем в полмиллиона!
Для безопасности гонщиков
Озабоченный частыми случаями опрокидывания и взлетов катамаранов неограниченного класса OZ, Союз водно-моторных гонок УИМ принял решение ввести с 1985 г. ограничения минимальных массы и длины корпусов и максимальной кубатуры двигателей. Предполагается ужесточить контроль за выдачей лицензий на право управления скутерами «Формулы I» — с рабочим объемом двигателя свыше 2 л; ввести ремни безопасности для пристегивания гонщика к скутеру.
Первый русский регистр
Первая перепись всех речных судов России была проведена лишь в 1914 г. После рассмотрения и изучения ее материалов было принято решение о создании общества «Русский Регистр», которое, впервые в стране, получило официальное право ставить на борту проверенного им судна грузовую марку, показывающую предельную осадку. До того погрузка на суда производилась на глазок — «до красного гвоздя» и по иным неавторитетным показателям.
Трехмачтовый музей
Длинный список достопримечательностей французской столицы в 1981 г. пополнился еще одним названием. Два буксира привели в Париж 53-метровый стальной барк «Белем», построенный в 1896 г. в Нанте и много лет доставлявший во Францию кофе из Бразилии и Гвианы. Судно ошвартовали неподалеку от Эйфелевой башни. На «Белеме» откроется музей парусного флота. Его посетители будут иметь возможность своими глазами увидеть, какими были условия жизни на борту торговых парусников не такого уж далекого прошлого.
Сегодня на о. Питкерн
История мятежного корабля «Баунти» уже широко известна по многим книгам и кинофильму. Известно и то, что потомки восставших в 1789 г. моряков и ныне живут на этом крохотном островке. Сегодня их 53 человека. Они не знают ни докторов, ни автомобилей, почту получают раз в два-три месяца. Только недавно они приобрели телевизор, который поставили в зале своей ратуши.
Отнюдь не все оказались довольны новинкой. Некто Кристиэн, прямой потомок вождя мятежников, обратился с письменной жалобой: «Не могу без возмущения говорить о своих земляках, которые смотрят эту муру вместо того, чтобы заниматься резьбой по дереву и вязанием».
Первый морской торговый
В Архангельске (недавно отметившем свое 400-летие) на новой верфи в районе Соломбалы 20 мая 1694 г. был спущен на воду первый построенный в России крупный морской торговый корабль «Апостол Павел». Петр I, собственноручно выточивший блоки для оснащения судна, сам же выбил и упоры при торжественном спуске со стапеля на воду. По обычаям того времени, на судне было установлено 20 пушек для самозащиты.
«Апостол Павел» успешно совершил свой первый рейс с грузом хлеба, строевого леса, поташа и смолы в Голландию. К 1701 г. торговый флот страны насчитывал уже семь морских судов.