Как уже не раз отмечалось в журнале «Катера и яхты» (недавно об этом писала и центральная «Правда»: см. статью Т. Константиновой «Вместо катера — лебедка» в номере от 5 мая 1985 г.), творческая инженерная мысль уже давно ищет пути использования для буксировки воднолыжников гораздо более дешевой и «универсальной» электрической энергии.
Еще в 1973 г. воднолыжники Дубны начали тренироваться зимой в плавательном бассейне при помощи электрической буксировочной лебедки, предложенной братьями Нехаевскими. В дальнейшем аналогичные буксировочные устройства были взяты на вооружение спортсменами ряда других городов. Однако 50-метровых бассейнов не так уж много, вода в них «дефицитна», а лебедки имеют малую пропускную способность, ввиду чего тренировки в бассейнах пока что доступны лишь ведущим воднолыжникам1.
Уже известно, что максимальную пропускную способность имеют кольцевые буксировочные канатные дороги, например — выпускаемые западногерманской фирмой «Риксен». Около 40 таких установок работают в различных странах мира, но они довольно дороги (около 150 тыс. рублей), сложны в обслуживании, требуют большой акватории (минимум 300X100 м).
Многолетний поиск более простого средства буксировки привел к разработке нового устройства, на которое Ю. А. Ершову и А. В. Чуеву выдано авторское свидетельство № 1029970 — «Реверсивная канатная дорога (РКД)».
В отличие от карусели и кольцевой дороги, РКД много места не занимает: она может быть установлена на любом водоеме длиной чуть более 50 м при ширине всего 10—15 м. Стоимость такой буксирсвочной дороги вдвое меньше, чем катера-буксировщика. По сравнению с лебедками, канатная дорога обладает вдвое большей пропускной способностью, так как не имеет холостого обратного хода, она значительно надежнее и удобнее в эксплуатации. Тяга буксировочного фала направлена несколько вверх, а волны нет. Благодаря этому стартовать значительно легче, чем за катером, что немаловажно при обучении новичков.
Конструкция РКД (см. «КЯ» №105, 1983) предельно проста. Привод осуществляется от реверсивного электродвигателя любого типа мощностью около 10 кВт с регулируемой скоростью вращения. Возможно использование и нереверсивного двигателя в сочетании с реверсирующей муфтой. Замкнутая петля из стального троса растянута в вертикальной плоскости между блоками на двух простейших концевых опорах. Блоки на приводной опоре связаны с двигателем и системой управления, обеспечивающей возможность плавной регулировки скорости и автоматическую остановку закрепленного на нижней (рабочей) ветви троса буксировочного узла на обоих концах акватории. На второй опоре размещается груз, создающий постоянное натяжение троса.
Теперь РКД — не идея, а реальность, накоплен некоторый опыт их эксплуатации и можно сказать, что это — наиболее перспективный путь.
Первая реверсивная дорога длиной 100 м уже три сезона успешно работает на водной станции научно-исследовательского института трубной промышленности, неоднократно опробована сильнейшими воднолыжниками во время проведения в Днепропетровске всесоюзных соревнований и получила самую высокую их оценку. Ее показывали в одном из выпусков всесоюзного киножурнала «Новости дня» 1982 г.
По поручению Спорткомитета СССР и Главспортпрома львовским отделением «Спортмаш» ВИСТИ на основе разработанной конструкции создается унифицированное буксировочное устройство, которое планируется выпускать серийно. Однако за два года работы изготовлен лишь один экспериментальный образец .с длиной дороги 80 м. Понятно, что многие организации, учитывая простоту конструкции РКД, берутся за их самостоятельное изготовление, не дожидаясь поступления устройства «Спортмаша» в продажу.
По материалам, предоставленным авторами РКД, на Новополоцкой воднолыжной базе ПО «Полимир» смонтирована и с мая 1983 г. успешно работает канатная дорога длиной 100 м. На ней не только тренируются члены секции воднолыжного спорта и обучаются начинающие спортсмены, но и проводится массовое катание детей из расположенных рядом с базой пионерских лагерей. Это служит очень действенным средством популяризации водных лыж, позволяет отбирать способных детей для дальнейших занятий спортом.
С июля 1983 г. на озере вблизи Вильнюса в зоне отдыха ПО «СОМ» (строительно-отделочных машин) введена в эксплуатацию самая мощная из РКД длиной уже до 210 м. Дорога используется в первую очередь как аттракцион — для катания отдыхающих здесь сотрудников объединения и их детей, В дальнейшем на базе РКД планируется развернуть регулярную работу специализированной спортивной секции.
С июля 1984 г. работает РКД длиной 170 м на воднолыжной базе ПО «Моторостроительный завод» в г. Андропове, которую с самого начала используют в основном для тренировок спортсменов.
Монтируется РКД длиной 120 м в Кременчуге. В стадии изготовления аналогичные конструкции в городах Мозырь, Ужгород, Поти, Саратов, Свердловск, Пермь и др. Планируют установить свои РКД воднолыжные коллективы в Киеве, Харькове, Ленинграде, Каунасе и т. д. Спортсмены московского АЗЛК собираются построить РКД длиной около 300 м для обеспечения полноценных тренировок в слаломе и прыжках с трамплина.
Реверсивные канатные дороги работают практически бесшумно, не требуют постоянного, силами высококвалифицированных специалистов, технического надзора, не загрязняют окружающую среду.
Как показал опыт, при минимальной квалификации лыжника и оператора, управляющего работой РКД, легко выполняется разворот на краях акватории без остановки и погружения: по инерции лыжник объезжает остановившийся буксировочный узел и, не выпуская рукоятки фала, после быстрого реверсирования узла едет в обратную сторону. Обеспечивается непрерывность движения, как и на кольцевой дороге типа «Риксен».
Глубина акватории для РКД может быть небольшой — в пределах 1,0—1,5 м (кроме зоны приводнения г.осле прыжков с трамплина); это немаловажно для безопасности буксируемых при массовом катании детей.
При установке РКД в плавательных бассейнах и на акваториях длиной до 100 м основным вариантом их использования будет проведение тренировок по фигурному катанию и первоначальное обучение начинающих (отработка всех видов старта, переход на одну лыжу, элементы слалома и прыжков и т. д.). Для тренировок детей целесообразна установка РКД даже в малых — 25-метровых бассейнах, Однако наиболее эффективно использование РКД на акваториях длиной около 200 м, когда еще не проявляются трудности, связанные с большим провисанием буксировочного троса, но уже можно проводить тренировки по всем видам воднолыжного многоборья. Привожу примерную схему рекомендуемого оборудования такой акватории.
Пульт управления РКД для улучшения обзора акватории желательно несколько отнести в сторону от приводной опоры или вообще выполнить его переносным, как это сделано в г. Андропове. Обе концевые зоны разворота отмечаются парами буев, расположенных по обе стороны от линии троса. Обход этих буев снаружи обеспечивает плавный разворот лыжника за время остановки троса для перемены направления тяги. Для облегчения разворота с остановкой, чаще всего используемого при отработке элементов фигурного катания на монолыже, глубина зон разворота на участках от буев до берега должна быть в пределах 0,6—0,8 м.
В зависимости от длины РКД на трассе устанавливаются в шахматном порядке 3—5 буев для обучения слалому, При указанных на схеме расстояниях и длине фала 8,0—12,0 м условия обхода буев приближаются к условиям на реальной трассе соревнований.
Трамплины устанавливаются напротив средних слаломных буев с противоположной от них стороны. Небольшой учебный трамплин (50—60 см высотой) ставится на расстоянии 4—5 м от линии буксировки. Он выполняется двухскатным (прыжки выполняются при обоих направлениях движения) и имеющим откосы безопасности с обеих сторон, Его используют для первоначального обучения прыжкам, а также для отработки различных трюков и сложных прыжковых фигур.
Спортивный трамплин используется для отработки техники прыжков опытными спортсменами. Отсутствие волны от катера и строгое постоянство линии буксировки относительно трамплина облегчают и обучение прыжкам, и дальнейшее совершенствование спортсменов для достижения высоких результатов. Длина фала при прыжках 15—18 м.
При тренировках по фигурному катанию и массовом катании используются фалы не длиннее 4—5 м. Это облегчает выполнение разворотов и повышает безопасность катающихся.
Примечания
1. Возможно, здесь будет целесообразна организация абонементных воднолыжных групп и для начинающих, но в летнее время, когда загрузка плавательных бассейнов обычно снижается.