Любому владельцу мотолодки или катера хорошо известно: проходит шесть — семь лет интенсивной эксплуатации нового двигателя, и, к сожалению, приходится заниматься его серьезным ремонтом. Из-за износа деталей цилиндро-поршневой группы заметно падает мощность, двигатель начинает дымить, запуск его затрудняется, в узлах трения появляются чрезмерные зазоры. Хорошие, на первый взгляд, детали приходится заменять новыми. На свалке оказываются тонны металла, теряется человеческий труд.
Вот если бы изношенные детали можно было без особых затрат восстанавливать? Или сразу же придавать нм двойной либо тройной запас износостойкости? Чтобы убедиться в реальности этого, стоит побывать в только что созданной лаборатории лазерной и порошковой технологии Ленинградского кораблестроительного института. Руководит лабораторией, организованной по инициативе проректора института профессора Н. П. Шаманова, канд. техн. наук Сергей Андреевич Семенов, в недавнем прошлом выпускник того же ЛКИ.
Исследовательские работы по применению лазера для упрочнения поверхностей начались здесь давно. Получены и хорошие результаты. На любые металлические поверхности даже в самых труднодоступных местах можно быстро нанести высококачественное износостойкое покрытие толщиной до нескольких миллиметров.
Быстрое расплавление и кристаллизация присадочного порошка фактически из любых сплавов и чистых металлов, незначительное подплавление основного металла и локальность нагрева позволяют получать покрытие высокой плотности с превосходной адгезией и сохранением ценных исходных свойств присадочного материала.
Для осуществления наплавки было сконструировано и с помощью рабочих опытно-экспериментального завода «Накат» изготовлено технологическое устройство СКАН 2008. Теперь можно сказать, что его возможности гораздо шире: оно позволяет выполнять термообработку, легирование. Новое лазерное технологическое устройство может найти самое широкое применение в машиностроении, в автомобильной промышленности.
Уже известно, что поршневые кольца, поверхности цилиндров двигателя или кромки лопастей гребного винта после упрочнения лазерным устройством служат в полтора-два раза дольше обычного.
Предложенное молодыми учеными-кораблестроителямн С. Семеновым, Б. Всеволодовым и С. Пастуховым технологическое устройство может стать одной из важных частей территориально-отраслевой программы «Интенснфнкация-90», которая предусматривает в XII пятилетке значительное повышение эффективности производства, в том числе за счет широкого применения прогрессивных технологических процессов, обеспечивающих повышение качества продукции и существенную экономию материальных ресурсов. В рамках этой программы предстоит более чем в три раза увеличить парк установок для лазерных, электрофизических и электрохимических методов обработки. В ходе реализации программы «Интенсификация-90» свой вклад в выполнение этой задачи и внесет коллектив ЛКИ.
Многие посетители выставки «Лазеры в науке и промышленности», развернутой на ВДНХ СССР, по достоинству оценили уникальные возможности технологии лазерной наплавки. Ее создателям вручены медали ВДНХ. Экспонат молодых корабелов занимает достойное место и на организованной в Ленинграде постоянно действующей выставке Интенснфикацня-90.
Заинтересовались новинкой и зарубежные специалисты. По просьбе организаторов, ленинградцы демонстрировали свое лазерное устройство и на Всемирной выставке достижений молодых изобретателей, которая состоялась в болгарском городе Пловдиве в ноябре минувшего года.
Однако СКАН 2008 — это лабораторная установка. И сейчас предстоит, не теряя времени, решить главную задачу — обеспечить промышленное внедрение передовой технологии: только в мощном производстве она может дать действительно ощутимый эффект.