В Ленинградском кораблестроительном институте на базе группы проектирования яхт студенческого конструкторского бюро «Океан» создано новое СКВ «Проект». Одним из направлений деятельности нового СКВ является разработка быстроходных моторных судов.
В настоящее время закончились испытания экспериментальной мотолодки «Дельта» класса S-500, спроектированной студентами-корабелами.
«Дельта» представляет собой судно с аэродинамической разгрузкой, опирающееся при расчетной скорости на три глиссирующие площадки.
Внешне корпус можно расчленить на три основные группы: центральный корпус, крылья (их два — носовое и кормовое) и спонсоны. При скорости 100—110 им/ч аэродинамическая подъемная сила крыльев составляет 50—60 % полного водоизмещения мотолодки (для сравнения: у катамаранов подъемная сила профилированного моста в пределах 15—20%). Благодаря большому удлинению крыльев и небольшому расстоянию до поверхности воды их аэродинамическое качество равно 15 (у катамаранов — не более — 4—8). Таким образом, удалось снизить общее сопротивление корпуса «Дельты», по сравнению с корпусами типа «катамаран» или «драгстер», при одинаковой скорости в 2 раза.
Двухкрылая схема позволила уменьшить опасность переворота мотолодки через транец. При случайном увеличении дифферента (удар волны, шквал, изменение центровки) расстояние от носового крыла до водной поверхности (клиренс) увеличивается, что резко снижает влияние «экранного» эффекта. Уменьшение подъемной силы на носовом крыле из-за увеличения клиренса происходит более интенсивно, чем возрастание подъемной силы, возникающее из-за увеличения угла атаки крыла.
Рабочие характеристики крыльев, глиссирующих поверхностей и учет их взаимодействия были рассчитаны на ЭВМ по программам, разработанным СКБ «Проект». Конструкция «Дельты» аналогична конструкциям корпусов. строящихся водномоторниками.
Испытания мотолодки начались в сентябре 1988 г. Мотор «Вихрь-30» и полупогруженный гребной винт предоставил ленинградский гонщик А. Овчинников. Из-за серьезной поломки мотора первый этап испытаний закончился неудачно, но первые результаты оказались обнадеживающими.
Корпус был отправлен в Эстонию, где за испытания взялся гонщик из спортивно-технического клуба «Балти» города Нарвы Ю. Суворов, серебряный призер чемпионата Эстонии 1988 года. Но так как Ю. Суворов выступает в классе OBN, решено было приспособить корпус для этого класса. Предстоящие переделки достаточно серьезны, ведь корпус не проектировался для участия в соревнованиях. Но увидеть его на гоночных трассах можно будет, наверное, уже в спортивном сезоне 1989 года.
Сразу же после получения корпуса Ю. Суворов замерил скорость мотолодки на мерном километре под «Нептуном-23». Результат — 90 км/ч. Корпус был испытан на поворотливость, разгонные характеристики, мореходность. Как и ожидалось, лодка не имеет тенденции к перевороту через транец, достаточно устойчиво идет по прямой. Правда, не совсем удавались повороты. Пришлось нарастить ширину спонсонов — мощности «Нептуна» не хватало, чтобы вывести корпус на глиссирование.
После «Нелтуна-23» на мотолодку установили «Вихрь-30», результат на мерном километре — 100 им/ч.
По окончании испытаний «Дельты» в СКБ «Проект» начались работы по проектированию спортивного судна класса S-350, экспериментальный образец которого будет изготовлен к лету 1989 г.
Ведутся исследования в области строительства скутеров мощных классов.