Вот уже почти пятнадцать лет я работаю тренером отделения парусного спорта ДЮСШ СК «Чкаловец» в Новосибирске. В разные годы специализировался по классам «Оптимист», «Кадет» и «470», в последнее время — в «Луче» и «Виндгляйдере».
За годы тренерской работы не раз был участником республиканских и всесоюзных семинаров тренеров по парусному спорту. Основная тема таких семинаров — подготовка сборных команд к выступлениям на всесоюзных и международных соревнованиях и согласование календарного плана соревнований... А тренеров, работающих на местах с группами первоначальной подготовки или спортивного совершенствования, интересуют вопросы разработки оптимальной программы ДЮСШ, проблемы методического обеспечения тренировочного процесса и развития общей спортивной культуры тренеров и спортсменов.
Общеизвестно, что большинство этих тренеров не имеют специального спортивного образования. Присутствуя на семинарах, я обратил внимание, что ведущие тренеры страны не спешат поделиться своим творческим опытом работы. В лучшем случае прочитают с трибуны «выжимки» из своих разработок по парусному спорту и, как правило, без ссылок на применение теоретических положений в практике детского и юношеского спорта.
Как будут развиваться различные классы яхт, будут ли проводиться юношеские буерные соревнования, получит ли развитие зимний виндсерфинг в СССР — это только малая часть вопросов, интересующих детских тренеров. К сожалению, ответ нам получить негде. Статьи о развитии и проблемах парусного спорта в газетах и спортивных журналах чрезвычайная редкость. Нет в стране и такой организации (методического кабинета, например), куда тренер мог бы обратиться по интересующему его вопросу с уверенностью, что ему ответят.
В 16—18 лет с ростом мастерства происходит и гражданское становление спортсмена. В этом возрасте сказываются и все наши упущения, в том числе и несправедливость в распределении качественной матчасти. Особенно бросается это в глаза на республиканских соревнованиях. Не здесь ли у одних возникает лживый синдром незаменимости, а у других пропадает желание стремиться к спортивному мастерству? Казалось бы, все яхтсмены должны иметь равные возможности. К сожалению, первыми нарушают это правило тренеры сборных команд. Никакие престижные интересы не должны влиять, скажем, на монотипность яхт, в чем я полностью поддерживаю В. Полетаева. Отсутствие качественной матчасти для всех и четкой общесоюзной системы подготовки и отбора перспективных экипажей из состава ДЮСШ приводит и к тому, что размываются параметры оценок трудовых затрат тренера, снижается творческий потенциал тренерской деятельности.
Своим ребятам я часто привожу слова Ричарда Ганзлена — видного американского тренера и ученого: «Установи для себя конкретную цель, если думаешь, что она реальна, поверь в нее и добейся выполнения. Для человека, который верит, нет невозможного».
К сожалению, существующее положение нередко ставит под сомнение реальность наших целей...
Г. Кузнецов