Базой для создания нового предприятия послужил большой опыт постройки малых судов собственными силами (описываемый бот «Мирный» — это седьмое судно, которое А. Платонов построил и на котором ходит теперь в качестве капитана). Много лет ушло на оборудование домашней судоверфи. Сейчас ее помещения имеют площадь 66 квадратных метров. Отапливаемая мастерская (площадью 14,8 м2) укомплектована всем необходимым оборудованием, включая токарный станок.
Проектирование и постройка бота «Мирный», в целом занявшие шесть лет, стали для А. Платонова пробным камнем, на котором он оттачивал мастерство и проверял готовность к тому, чтобы стать предпринимателем в области малого судостроения.
Еще один пример тому, как трудолюбивым и энергичным людям в условиях свободного предпринимательства удается совместить увлечение с деловой деятельностью.
Основные данные бота «Мирный» («ТЭ-32»)
Длина наибольшая, м | 9,57 |
Длина по КВЛ, м | 9,00 |
Ширина наибольшая, м | 2,5 |
Осадка габаритная, м | 0,95 |
Высота борта, м | 1,31 |
Водоизмещение, т: | |
порожнем | 4,88 |
полное | 6,08 |
Мощность главного двигателя, л. с. | 25 |
Площадь парусности, м2 | 16 |
Удаление от берега, миль | 10 |
Почти шесть лет строилось это парусно-моторное судно, предназначенное для дальних экспедиционных плаваний по магистральным рекам, водохранилищам, озерам и в прибрежном районе морей.
Судно проектировалось и строилось для эксплуатации в жестких погодных условиях — бот может ходить в мелкобитом льду, нормально эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха до —5 °С; мореходность его — до 4 баллов включительно. Начальная поперечная метацентрическая высота при полном водоизмещении — 0,59 м.
Большую помощь в разработке проекта мне оказали профессиональные судостроители из Ленинграда А. Стружилин и В. Шайдоров, а также С. Дружинин из Саратова.
Корпус «Мирного» был построен на Саратовском судоремонтном заводе, имеющем большой опыт в строительстве малотоннажных стальных судов. Достроечные работы велись на домашней судоверфи в течение трех лет силами двух-четырех человек.
Бот имеет круглоскулые обводы, наклонный форштевень, транцевую с подзором и полутоннельным днищем корму.
Корпус бота — стальной конструкции с поперечной системой набора. Шпангоуты из полосовой стали толщиной 6 мм, шпация — 450 мм. Наружная обшивка днища выполнена из листов стали ВСт.3сп. толщиной 3 мм, в районе двигателя — 4 мм. Толщина бортовой обшивки — 2 мм, что обусловило появление в процессе сварки корпуса значительных деформаций, ухудшивших внешний вид судна. В дальнейшем намечается всю обшивку делать из листов толщиной 3 мм, что позволит устранить деформации при незначительном увеличении веса корпуса.
Пустотелый киль имеет трапециевидное сечение и заполнен отработанным трансмиссионным маслом.
Отличительной особенностью бота является полноразмерная рулевая рубка с панорамным обзором, расположенная в корме; из нее хорошо видно все судно и паруса.
Корпус бота разделен на отсеки тремя водонепроницаемыми переборками; форпиковой, ахтерпиковой и моторного отсека (на шп. 11). Жилое помещение состоит из носовой каюты с двуспальной койкой и кубрика, оборудованного диванами, под которыми, так же как и под койкой каюты, размещены рундуки для снаряжения. В кубрике расположен стол со складывающимися боковыми столешницами. Между столом и переборкой каюты установлены камелек и одноконфорочная газовая плитка (четыре газовых баллона хранятся в рундуке в самоотливном кокпите над машинным отделением). Гальюн расположен в кормовой части кубрика по правому борту и на длину одной шпации заходит в МО.
Помещения термоизолированы пенопластом — по бортам толщиной 50 мм, по комингсам и подволокам толщиной 30 мм. Благодаря добротной термоизоляции и эффективной вентиляции на борту комфортабельные условия сохраняются как в жару, так и в холод. При температуре наружного воздуха —2°С и штормовом ветре благодаря работе камелька температура в кубрике и каюте достигает +20÷25°С. Отопление помещений на ходу осуществляется двумя автомобильными отопителями; на стоянке кубрик и каюта обогреваются катерным камельком производства Архангельского завода «Красная кузница».
В машинном отделении установлены судовой дизель «ДС-25», аккумулятор емкостью 132 А·ч и автономная бензиновая электростанция мощностью 4 кВт. Отсек оборудован естественной приточно-вытяжной вентиляцией и приточной принудительной вентиляцией — установлен электровентилятор. Здесь установлен также электрический осушительный насос НЦ-300 производительностью 0,7 м /ч.
Запас топлива обеспечивает дальность плавания под двигателем 600 км. Запас питьевой воды (125 л) хранится во вкладных цистернах под пайолами кубрика и в анкерке под трапом рулевой рубки.
Пассажировместимость бота 12 чел., но в дальние экспедиционные плавания может отправляться экипаж в составе 4—5 чел. Пятое спальное место может быть устроено в рулевой рубке.
Скорость хода при полном водоизмещении при номинальных оборотах двигателя в тихую погоду 13,5 км/ч.
Вспомогательное парусное вооружение, аналогичное примененному на соломбальском парусно-моторном боте «ПБ-27» (см. «КиЯ» №134), используется в основном на попутных курсах, для успокоения качки и на случай отказа двигателя или отсутствия топлива. Мачта длиной 4,8 м изготовлена из алюминиевого сплава; гик и гафель деревянные. Стаксель имеет площадь 4,3 м2; гафельный грот — 11,7 м2.
В качестве тузика используется гребная лодочка «Ерш», которая вывешивается на кран-балке за транцем. Судно снабжено двумя якорями: носовым Матросова весом 1 5 кг и кормовым Данфорта весом 10 кг.
Прямая килевая линия (по нижней кромке киля) хорошо защищает винто-рулевой комплекс при наезде на топляки или посадке на мель; в приливно-отливных зонах бот может быть смело поставлен на обсушку в любом месте.
Судно устойчиво на курсе и обладает достаточной поворотливостью: на ходовых испытаниях диаметр установившейся циркуляции составил три длины корпуса При высоте волны около 2,5 м бот начинает принимать воду на носовую палубу. При движении на волнении брызги ветром относит на рубку, поэтому приходится прибегать к помощи стеклоочистителя.
«Мирный» укомплектован необходимым навигационным оборудованием В качестве главного и путевого применен компас КМ-100М2; имеется эхолот ЭПО-10Ш. Радиосвязь на частотах речного флота осуществляется на 8-ми каналах с помощью радиостанций РСД-70ЧМ; предусмотрено переговорное устройство для связи между рубкой и носовой надстройкой, имеется также громкоговорящая установка ГУ-20М.
Параллельно разрабатывалась и вторая модификация бота, у которой в носовой части вместо кубрика оборудован открытый трюм. Этот вариант может быть использован для перевозки пассажиров (на короткие расстояния) или мелких партий грузов (весом до 1,5 т), в качестве спасательного судна или плавучей мастерской для оказания помощи маломерным судам. Бот «ТЭ-32» достаточно энерговооружен (удельная мощность — 4 л. с./т, упор гребного винта — 525 кгс), чтобы буксировать суда водоизмещением до 25 т. Он может применяться и на рыбном промысле.
Заинтересованным предприятиям и гражданам за консультациями и по вопросу приобретения проекта парусно-моторного бота «ТЭ-32» можно обращаться по адресу: 412780, г. Хвалынск Саратовской обл., ул. Красноармейская, д. 84а, частное предприятие «Платонов-катер-модерн», Платонову А. Г.