Моторная лодка "Обь-4м" с 1999 г изготавливается серийно на заводе "Алмаз", входящем в состав Новосибирского авиационного промышленного объединения имени В. П. Чкалова (см. "КиЯ" №166). Эту лодку за ее большую грузоподъемность окрестили "сибирским богатырем". Она выпускается в двух модификациях — грузовой (с открытым передним кокпитом) и пассажирской; обе спроектированы для эксплуатации под подвесные моторы мощностью 90-130 л.с.
В настоящее время завод запускает в серийное производство третью модификацию — более приспособленную к эксплуатации в сибирских условиях и оснащенную двумя дизельными двигателями с водометными установками.
Ваш корреспондент был приглашен директором завода на ее приемо-сдаточные испытания на Каменском озере, расположенном недалеко от завода на восточной окраине Новосибирска.
Знакомлюсь с лодкой, которая стоит на трейлере. Находящийся рядом директор "Алмаза" В. И. Томилов сообщает, что при тех же размерениях (7.2х2.0 м) "Оби-4м" существенно изменились и архитектура надстройки, и обводы днища. Компоновка стала традиционной для "дейкрейсеров" таких размерений. Шестиместная каюта смещена к носу. В центре лодки предусмотрены места водителя и штурмана, традиционно приподнятые и защищенные ветровым стеклом. За ними — просторный кокпит с расположенными вдоль бортов двумя вместительными рундуками — диванами, на которых свободно размещаются шесть человек. В моторном отсеке установлены два конвертированных дизельных автомобильных мотора суммарной мощностью 130 л.с. На транце катера работают два водомета, разработанные и созданные на заводе "Алмаз". Для повышения мореходности и улучшения использования внутреннего объема в ней существующие на прототипе три-маранные обводы (типа "комби") заменены на обычные остроскулые с килеватостью 15°. Во всем остальном "Обь-4м" соответствует ее описанию, опубликованному в "КиЯ".
Начались испытания. Погода благоприятствовала — стоял полный штиль, светило яркое солнце. По отлогому берегу "уазик" заводит лодку в воду, двое рабочих легко сталкивают ее с трейлера (кстати сказать, разработанным специально для комплектации этой модели). Будущий хозяин лодки и механик-испытатель занимают места. Запускается первый двигатель, начинает работать водомет, и лодка набирает скорость. Включен второй двигатель — она быстро выходит на режим глиссирования и вот уже мчится на полном ходу, оставляя за собой белый пенящийся след от обоих водометов.
Сделав большой круг, лодка проносится мимо нас по мелководью, где глубина не более полуметра.
Сделав два круга, "Обь-4м", тихо урча моторами, подходит к берегу. Показанная на этом этапе скорость 58-60 км/ч соответствует расчетной.
Регулируется рулевое управление, дозаправленная горючим лодка делает еще несколько кругов и вновь устанавливается на трейлер. Заказчик доволен. Испытания головного образца проходят удачно в полном соответствии с разработанной программой.
Лодку уже ожидает огромный грузовик "КАМАЗ", который через сутки доставит ее в Красноярский край, где она будет эксплуатироваться на мелководных, с бурным течением притоках Енисея.
В целом "Обь-4м" произвела благоприятное впечатление. Лодка обеспечивает полную обитаемость в длительном плавании экипажу, обладает высокой надежностью, так как в случае выхода из строя одной из движитель-ных установок способна продолжать движение на второй.