Основные данные катера "Marino Miracle"
Длина, м: | |
— габаритная | 6.7 |
— по ватерлинии | 5.5 |
Ширина, м: | |
— габаритная | 2.5 |
— по ватерлинии | 2.35 |
Высота борта на миделе, м | 0.89 |
Общая высота, м | 2.55 |
Осадка корпусом наиб., м | 0,6 |
Осадка поворотно-откидной колонкой | 0.9 |
Масса с оборудованием и снабжением без двигателя и топлива, кг | 1360 |
Масса с дв. "Volvo Penta" и топлив., кг | 2000 |
Грузоподъемность/пассажировместимость, кг/чел. | 800/8 |
Водоизмещение, кг | 1900 |
Макс. мощность двигателя, л.с. | 205 |
Категория по сертификату СЕ | С |
Макс. скорость, уз: | |
— с двигателем "Volvo Penta" 170 л.с. | 35 |
— с двигателем "Volvo Penta" 130 л.с. | 28 |
— с подвесным мотором 130 л.с. | 26-28 |
Объем топливного бака, л | 170 |
Запас хода при скорости 20-25 уз, морск. мили | 160 |
При упоминании термина "отверточная сборка" первым делом приходят на ум автомобили — например, калининградские "BMW" или питерские "Ford Focus". В лодочном мире подобное явление практически не распространено, так что "СТК" можно с полным правом считать пионером этого начинания. Мы сразу поинтересовались, почему компания, главными направлениями деятельности которой до сих пор были торговля автомобилями, техническое обслуживание и строительство, не пошла более спокойным и отработанным путем поставки готовых лодок из-за рубежа, а затеяла такое хлопотное и ответственное дело, как собственное производство. Вполне очевидно, что это более выгодно с экономической точки зрения, но вот только за счет чего? Всех своих коммерческих карт генеральный директор "СГК" Олег Зобин раскрывать не стал, но вполне убедительный ответ мы все же получили:
— Да, сборка в России действительно позволяет несколько оптимизировать таможенные расходы, но главное все же не в этом. Производство по сравнению с торговлей — куда как более перспективное направление, особенно в нынешних условиях, и будущее именно за ним. Мы живем в России, мы знаем, что нужно российскому потребителю — значит и лодки мы должны делать в России. Собственное производство позволяет получить тот продукт, который максимально отвечает отечественной специфике и должен быть востребован. Мы знаем, что в России можно производить катера, отвечающие мировым требованиям качества — и руки, и головы у нас есть. Выгоды от такой политики очевидны.
На фоне унылого полуразваленного однообразия петрозаводской промзоны отделанный сверкающими алюминиевыми панелями и напичканный электроникой производственный корпус "СТК", в котором располагаются выставочные залы и просторные авторемонтные цеха, выглядит космическим пришельцем. Создается впечатление, будто уборщиц в ярко-синих комбинезонах здесь больше, чем всего остального персонала — сверкающий плиточный пол не успевает еще толком высохнуть, как по нему вновь начинают гулять швабры. Такая обстановка уже сама по себе дисциплинирует. Неряхам, халтурщикам и "портачам" здесь действительно не место. В России впрямь есть и руки, и головы, но мы обратили внимание, что все три готовые "Miracle" собраны исключительно из импортных комплектующих. Из-за границы поставляются не только стеклопластиковые секции корпуса и палубы с рубкой, но и заготовки деревянных деталей, и даже крепеж.
Использование стороннего стеклопластикового производства — это общепринятая мировая практика. Например, в той же Италии такие монстры малого судостроения, как "Apreamare" или "Gagliotta", сами корпуса не выклеивают — их делает на заказ предприятие "Artiano", сертифицированное морским регистром. Но, скажем, все детали внутреннего оборудования упомянутые верфи изготавливают самостоятельно.
— При нынешних объемах выпуска (а на пробу мы намерены изготовить 10 "Miracle") оборудовать, к примеру, собственный столярный цех экономически невыгодно, — считает Олег Зобин. — На катерном участке мы задействовали специалистов по автомобилям, которые прошли месячную стажировку в Финляндии на предприятии "Marino". И если на своих работников я могу положиться целиком и полностью, то ко всякого рода отечественным смежникам отношусь с большой опаской. И установленные договором сроки могут не соблюсти, и выдать откровенный брак... В общем, скажу откровенно: отечественным материалам и комплектующим я не доверяю. На наши катера мы предоставляем гарантию, и мне бы очень не хотелось отправлять своих специалистов за сотни верст, чтобы, скажем, поменять сгоревший моторчик стеклоочистителя российского производства. В общем, практика использования материалов и комплектующих, изготовленных исключительно известными европейскими производителями, сохранится и впредь.
На компании "Marino" в качестве делового партнера "СТК" остановилась в первую очередь по причине ее высокой репутации — это одна из старейших финских верфей, успешно работающая уже более 40 лет. Модель "Miracle" выбрал лично генеральный директор, имеющий немалый опыт эксплуатации катеров схожих размерений.
"Marino Miracle" имеет типичную скандинавскую компоновку, приспособленную для использования в холодных северных условиях, весьма схожих с российскими — просторный салон с большой площадью остекления и сквозным проходом из небольшого кормового кокпита в носовую часть. Предполагается, что большую часть времени и водитель, и пассажиры будут проводить под крышей, в которой на случай жаркой погоды имеется большой сдвижной люк. "Miracle", как говорится, "внутри больше, чем снаружи" — объем обитаемого пространства при длине корпуса 6.7 м сопоставим с аналогичным показателем более крупных лодок, во многом благодаря однообъемной компоновке салона. Как показывает опыт, на катерах с подобным большим салоном, не имеющих отдельной "спальной" каюты, которая задействуется только на время ночлега, у водителя возникает меньше проблем с продольной центровкой при большом количестве пассажиров на борту — все рассаживаются на оптимальные с точки зрения дифферента места "сами собой", и загонять кого-либо в нос при затрудненном выходе на глиссирование не приходится.
При относительно небольшой длине на борту нашлось место и для умывальника с мойкой, и для керосиновой плитки-отопителя, и для холодильника, и для полноценного гальюна с накопительной цистерной. Дополнительный отопитель-дефростер подает теплый воздух на лобовые стекла рубки, снабженные стеклоочистителями.
На первую партию российских "Marino Miracle" будут устанавливаться турбодизели "Volvo Penta" мощностью 170 л.с. с угловой колонкой "Duo Prop", хотя существует и модификация под подвесной мотор.
— Я бы сравнил "Marino Miracle" с популярным внедорожником "Toyota Landcruiser", — говорит Олег Зобин. — И этот катер, и автомобиль одинаково универсальны, в равной степени пригодны и для путешествий, и для рыбалки с охотой, и для светских мероприятий.
Как уже отмечалось, непосредственно в процессе сборки специалисты "СТК" внесли в конструкцию "Miracle" ряд изменений, большую часть которых следует отнести к "косметическим". Некоторые из них ценны как раз тем, что заметить их способен лишь специалист, знакомый с исходной версией. Так, например, выступающие уголки деревянных пайолов в салоне аккуратно срезаны — это и эстетика, и травмобезопасность. Ранее раскиданные как попало приборы на панели управления улеглись аккуратной дугой и теперь не перекрываются ободом штурвала. Выключатель массы и предохранители перекочевали из рундука в кокпите (который теперь полностью свободен) в салон, под крышу — их смонтировали под одной из ступенек трапа. Кстати, выключателей теперь два, а не один общий на оба аккумулятора — такая схема снижает риск разрядки батарей из-за забывчивости пользователя. Заметно прибавилось плафонов внутреннего освещения. Основательно доработан гальюн — вместо фанерного основания, под которым могла скапливаться влага, установлен глухой стеклопластиковый "пьедестал", облегчающий уборку и более эстетичный. По требованию Государственной речной судоходной инспекции в носу установлена дополнительная глухая переборка, выгораживающая форпик. Перечислять абсолютно все доработки, наверное, нет смысла — в списке более двух десятков позиций.
В общем, специалисты "СТК" посмотрели на лодку, как говорится, свежим глазом и немного довели ее до ума, во многом на свой страх и риск — пусть и с оглядкой на финского партнера, официальному представителю которого осталось только безоговорочно принять российские исправления. Нечто подобное, кстати, произошло и с упомянутым уже "Landcruiser-100" — инициатором появления одной из наиболее насыщенных дополнительным оборудованием версий этой машины с индексом "VX" выступил уже не раз процитированный Олег Зобин. Отрадно, что к мнению россиян прислушиваются и на более-менее близком Западе, и на далеком Востоке!
И еще раз "кстати": петрозаводские специалисты в ходе стажировки на "Marino" не только учились, но и мотали на ус огрехи своих финских коллег.
— Сверлит, к примеру, финский сборщик четыре отверстия в пластике. А я-то знаю, что здесь должно быть еще два, на строго определенных местах — под провода, — вспоминает начальник производства катеров Владимир Кудрявцев, автор многих усовершенствований "Marino Miracle". — Спрашиваю, почему их тоже заодно не просверлить, раз уж и дрель в руках. Нет, отвечает, отверстия для проводки — это дело электрика. Я, конечно, понимаю, что каждый должен отвечать за свою работу сам, но ведь места отверстий строго определены чертежом! Убедить сборщика не удалось, и в итоге перед беднягой-электриком из-за этой пары дополнительных отверстий встала незавидная дилемма: либо опять снимать уже установленную деталь, либо лезть в узкий люк с дрелью и склоняться в три погибели. В общем, я уверен, что по нашей системе — когда не каждый за себя, а все работают вместе — сборка получается и более быстрой, и более качественной.
В дальнейших планах совершенствования катера — создание удлиненной версии, в стандартное оснащение которой будут входить крепежные балки для надувной мотолодки.
Первые заказы на российские "Miracle" уже получены. Судя по всему, большая часть опытной партии останется в Петрозаводске. Однако потенциальные клиенты, как правило, склонны приобретать новые катера только при том условии, если у них не будет проблем со стоянкой, зимним хранением и техническим обслуживанием. "СТК" готова решить и этот вопрос — строительное подразделение компании разработало проект современной марины, которая заработает на берегу Онеги уже нынешним летом.