Люди с древних времен старались селиться у воды — по берегам рек, озер и морей. Вода дарила свободу передвижения, кормила, защищала от врагов. Прошли века, а любовь людей к воде и рыбалке осталась. Вот и в Самаре, которая среди волжских городов славится не только самой красивой набережной, но и такими жемчужинами, как Самарская лука и Жигулевские горы, отдых на воде пользуется огромной популярностью. Катера, а в последние годы и гидроциклы, стали неотъемлемой частью необъятных волжских просторов. Впрочем, не бывает бочки меда без ложки дегтя. Вода, приносящая радость людям, чрезвычайно губительна для дорогостоящей водной техники. Данные статистики неутешительны — около половины случаев повреждений двигателей связаны с попаданием в них влаги.
Причин проникновения воды в мотор может быть несколько. К сожалению, у нас, в отличие от большинства европейских стран, отсутствуют стационарные береговые заправки, поэтому заливка бензина осуществляется примитивным способом, с помощью канистр. Стопроцентная влажность у воды — явление постоянное, и когда ночью холодно, а днем жарко, на внутренней поверхности топливных баков или канистр образуется конденсат. Через некоторое время воды накапливается столько, что она попадает в двигатель.
Впрочем, очень часто вода попадает в бак попросту в виде брызг — например, во время заправки при волнении. Владельцы гидроциклов периодически сталкиваются с другой неприятностью — вода оказывается в моторе при перевороте, что у любителей быстрой езды происходит достаточно часто.
Неожиданный отказ двигателя — факт крайне неприятный, а порой и опасный. Течение на Волге сильное, и неуправляемый катер или гидроцикл может далеко снести по течению, а помощи очень часто ждать неоткуда. Кроме того, ремонт приходится делать на воде в качку, что значительно осложняет проведение работ. Но это далеко не худший вариант. Гораздо опаснее, когда даже солидный катер неожиданно становится неподвижным во время шторма. Последствия в этом случае могут быть трагическими.
Все это хорошо знакомо владельцам водной техники, и именно поэтому к состоянию двигателей и качеству топлива они относятся крайне внимательно. Последняя проблема особенно актуальна для россиян.
Здесь необходимо отвлечься и совершить небольшой технический экскурс. Спирты чрезвычайно гигроскопичны и прекрасно растворяются в воде. Следовательно, добавив в бензин этанол, можно навсегда забыть о проблемах, связанных с попаданием воды в топливо. Использование оксигенатов, в том числе синтетического абсолютированного этилового спирта, расширяет ресурс топлив и позволяет значительно повысить их качество, поэтому бензин с этанолом характеризуется улучшенными моющими свойствами и характеристиками горения, а при сгорании его образуется меньше окиси углерода и углеводородов.
В США и Бразилии широко распространено применение газохола (смеси бензина и 1020% этанола). Высокая популярность бензо-спиртовой смеси вызвана не только техническими и экологическими, но еще и экономическими причинами. В Бразилии огромное количество растительного сырья, поэтому полученный из него этиловый спирт стоит очень дешево. В США нефть привозная, и добавка спирта позволяет снизить себестоимость готового топлива.
Хорошая новость: теперь и россияне имеют возможность довести качество отечественного бензина до европейского уровня. Новокуйбышевские специалисты компании "Нефтехимия" создали уникальный состав — многофункциональную добавку МФД, которая обладает осушающим, антидетонационным, моющим, антикоррозионным и природоохранным действием.
Многофункциональная добавка к бензинам содержит несколько компонентов, основным из которых является синтетический денатурированный абсолютированный этиловый спирт. МФД применяется для введения в нефтяные и синтетические бензины, используемые в двух-и четырехтактных двигателях — как карбюраторных, так и инжекторных.
Применение МФД предотвращает образование смолистых отложений на клапанах и других топливных системах двигателя. Это особенно актуально для двухтактных моторов, где масло заливается непосредственно в бензин, и при работе мотора на его деталях более быстро образуются смолообразные вещества. Спирт активно растворяет вредные отложения, которые затем сгорают и выбрасываются из двигателя с выхлопом.
Кроме того, добавка обеспечивает повышение октанового числа товарных бензинов на две единицы, лучшее распределение и более полное сгорание топлива, а также осушение топливного тракта, что оказывается весьма полезным при применении МФД в импортных моторах, рассчитанных на использование только высококачественных топлив.
Добавка снижает содержание СО и СН в отработанных газах на 15-30%. Экология очень важна для подвесных моторов, ведь выброс вредных веществ происходит в воду.
Ведущий отечественный автопроизводитель АвтоВАЗ провел испытания бензинов АИ-95 с 5-процентной добавкой МФД, в результате которых состав был рекомендован рабочей группой научной экспертизы к применению. МФД одобрена и рекомендована к применению ОАО "Всероссийский НИИ нефтепереработки", успешно прошла испытания на нефтеперерабатывающих и автомобильных заводах страны.
Специалисты считают, что западные лодочные моторы с прямым впрыском не могут долго работать на нашем бензине. В капризных форсунках быстро накапливаются смолистые отложения, уменьшая проходные сечения, обедненная смесь приводит к перегреву и прогарам. Специалисты самарской компании "ДСК" провели ряд независимых испытаний добавки МФД на инжекторных подвесных моторах различной мощности и пришли к выводу, что ее применение значительно снижает риск выхода форсунок из строя при использовании "сомнительного" бензина.
Опыт применения МФД доказал ее эффективность и незаменимость при использовании в самых разнообразных двигателях — катеров, яхт, гидроциклов и снегоходов. Добавка позволяет не только значительно улучшить качество отечественных бензинов, но и привести их нормы токсичности к современным требованиям ЕЭК ООН.