Базируются на акватории всего две яхты. На южном плесе содержит швертбот "ЛЭС-22" житель Новосибирска. Северный плес озера, на побережье которого расположено большинство турбаз, обслуживает с 2002 г. самодельный крейсерский швертбот-шарпи "Юнона", построенный предпринимателями из Барнаула. От желающих совершить прогулку под парусами нет отбоя. Однако начавшийся туристский бум может привести к ухудшению экологической ситуации.
Далеко не все безучастно наблюдают за надвигающейся на Золотое озеро угрозой. В Республике Алтай и за ее пределами широко известна деятельность региональной экологической организации — клуба "Хранители озера", президентом которого со дня его основания является замечательный человек, эколог, педагог Евгений Веселовский.
Пропагандируют "Хранители озера" идею использования в туристском бизнесе — и не только — парусных судов, а в 2001 г. ими была разработана программа "Алые паруса — детям". Задачи программы — повышение качества физической и социальной реабилитации детей-инвалидов и сирот путем приобщения к занятиям парусным спортом.
В 2002 г. по инициативе членов клуба, сотрудников заповедника и при финансовой поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) был создан детский яхт-клуб "Алые паруса".
В течение зимы было решено построить три швертбота с размерениями и парусным вооружением класса "Оптимист". Поскольку клуб — общественная организация и собственных средств не имеет, все делалось и делается на общественных началах, "за интерес". Лодки строились в личной мастерской одного из взрослых членов яхт-клуба.
А обретать явь наши мечты стали... с объявления в газете. Городской парк искал умельцев, которые могли построить небольшие гребные лодочки. Евгений Буханько, инженер-самолетостроитель, бывший руководитель авиасудомодельного кружка, сокращенного чиновниками от образования, предложил свои услуги предпринимателю. Четыре гребных тузика, спроектированные и построенные Евгением и его братом Александром, позволили накопить первоначальный капитал для строительства собственных швертботов.
За основу были взяты чертежи достаточно хорошо отработанных лодок вместимостью два человека (они неоднократно публиковались в "КиЯ"). Необходимо было только обеспечить мореходные качества, позволяющие безопасно эксплуатировать лодки на открытом водоеме — Телецком озере, где ветер в считанные минуты поднимает волну до метра.
Флотилия яхт-клуба
Конструкция лодок и особенности их обводов видны на фотографиях. Длина корпуса — 2.5 м, ширина — 1.3 м, высота борта — 0.4 м. Двухтранцевый корпус имеет килеватые обводы. Угол килеватости носового транца — 30°, кормового — 8°, ширина транцев по палубе — 0.60 и 1.0 м соответственно.
Поперечный набор состоит из транцев, изготовленных из строительной фанеры толщиной 10 мм, и двух шпангоутов. Обшивка — из древесно-волокнистых плит (ДВП) с последующей оклейкой снаружи двумя слоями стеклоткани на эпоксидном связующем. На днище при перекрое полотнищ получилось четыре слоя. После крепления обшивки на набор по днищу были установлены шесть стрингеров из широких тонких реек. Четыре стрингера, расположенных ближе к килю, идут от транца до транца, внешние — от кормы до носового шпангоута.
Обшивка была пропитана изнутри связующим, разведенным ацетоном. В гребном варианте предусмотрено кормовое сиденье для пассажира.
Применение ДВП как самого дешевого и распространенного строительного материала для оформления обводов остроскулого корпуса и части комбинированной обшивки было обусловлено крайним стеснением в средствах. Ведь ДВП дешевле фанеры, обрабатывается куда легче, а размеры стандартных листов — намного больше.
Парусное устройство лодок, включая шверт и руль, изготовлено по чертежам "Оптимиста". У швертботов носовая палуба усилена наружным бимсом из доски, в которой прорезано отверстие пяртнерса. Регулируемый степс — такой же, как у "Оптимиста". Выходы в одиночку и вдвоем, даже с двумя здоровыми дядьками солидной комплекции, показали хорошие мореходные качества лодок. Если не пижонить и сидеть на сланях — днищевых стрингерах, то можно смело ходить под парусом на крутой прибойной волне при прижимном ветре. Взрослые члены яхт-клуба устраивают собственные гонки на наших "Оптимистах" — удовольствие неописуемое.
Лодочки неплохо проявили себя и в гребном варианте. Однажды пришлось вытягивать на буксире из узкой бухточки, когда прижимной ветер развел крутую волну, аварийную лодку, у которой сломалась уключина. Обе лодки выдержали испытание.
Постройка трех "Оптимистов" только раззадорила судостроителей. Следующий тип швертботов, построенных в гараже Александра Буханько, — класса "Лазер". За основу проекта первого швертбота — "Олеся" — Евгений взял теоретический чертеж "Финна". Чтобы применить отработанную технологию, были выбраны двухскуловые обводы. С помощью компьютерной программы S1, разработанной на кафедре конструкции судов СПбГМТУ для проведения ряда гидростатических расчетов морских судов в рамках курсовых и дипломных проектов, был рассчитан теоретический чертеж корпуса. Длина корпуса — 3.6 м, ширина — 1.4 м и высота борта — 0.5 м, площадь паруса — 7.5 м2. Площадь шверта принята 0.25 площади паруса, площадь пера руля — 0.5 площади шверта.
Эстетические пристрастия Александра и присоединившегося к компании Анатолия Бухтуева, привели к пересмотру этого проекта. На следующих швертботах — "Катерина" и "БАГДИ" — появился наклонный форштевень, увеличивший длину лодок до 3.8 м, высота борта выросла до 0.6 м. Подводная часть штевня до таранной переборки оформлена радиусной дугой. Все три лодки имеют пятиотсечную конструкцию — форпик, багажный отсек, бортовые отсеки плавучести, отсек под днищем самоотливного кокпита. Длина кокпита от транца — 2.6 м, ширина — 0.7 м, глубина — 0.25 м. Длина герметичного грузового отсека с задраивающейся крышкой люка — 0.6 м.
Обшивка выполнена по той же технологии, что и на маленьких лодках. Листы обшивки на стыках соединялись "на ус" при ее установке на набор.
Парусное вооружение — бермудский кэт с консольной мачтой. Степсы мачт выполнены из пластиковых труб и вклеены в багажный отсек вплотную к переборке кокпита. Мачты "Олеси" и "БАГДИ" изготовлены из сухой пихты и оклеены стеклопластиком толщиной 1 мм. Мачту "Катерины" выклеили из стеклопластика на картонном дорне с мембранами из ДВП, толщина стенки — 3 мм. Диаметр всех мачт в пяртнерсе — 60 мм, их длина — 6.0 м. Гики изготовлены из 40-мм стеклопластиковых труб.
Паруса на большие и малые швертботы были пошиты самостоятельно из плащевой ткани. Применены профилированные втыкающиеся шверты из строительной фанеры толщиной 20 мм, оклеенной в два слоя стеклотканью. Шверты стопорятся в колодцах укрепленными сверху полосами резины. Для откренивания у всех швертботов в кокпите предусмотрены ножные ремни.
Лодки летом 2002 г. были доставлены в кузове автомобиля в Арты-баш, к истоку озера. В Яйлю, где строится база клуба, "Оптимисты" отправились на буксире у "Прогресса", "Лазеры" преодолели 20 км самостоятельно.
Проверка на прочность
Швертботы-одиночки благодаря своей мореходности без особых опасений встречали крутую озерную волну. При аккуратном управлении лодки достаточно безопасны. Правда, прямой форштевень "Олеси" втыкается в волну, тормозя ход и поднимая тучу брызг, летящих на рулевого, а вот "Катерина" и "БАГДИ", как и ожидалось, хорошо ведут себя на волнении, однако отстают при слабых ветрах.
Мачта из пластика оказалась слабовата и сломалась сначала у топа, затем, через сезон, — в пяртнерсе. Выявилась необходимость добавить как минимум два слоя стеклопластика. Пришлось ее укоротить и подкрепить штагом, вантами и бакштагами. Паруса из плащевки к концу второго сезона стали расползаться. Нужно искать средства на настоящую парусную ткань. Шкоты из грубого дешевого плетеного капрона затрудняют управление парусом при слабом ветре.
Брать рифы на мокром парусе оказалось проблемой. Намокший карман-обтекатель напрочь прилипал к мачте, которая выгибалась дугой от тяги фала. При усилении ветра рулевые, не уверенные в своих силах и умении, предпочитали уходить к берегу на веслах.
"Катерина" испытала встречу с подводной скалой, которая завершилась пробоиной в днище. Лодка приняла воду в отсек под кокпитом, что только повысило ее остойчивость. Рулевой спокойно дошел до слипа, не подозревая о пробитом днище.
Швертботы, построенные зимой 2002 г., прекрасно справились со своей задачей. На них в летней школе яхт-клуба "Алые паруса" на берегу Телецкого озера в поселке Яйлю посменно обучалось по 12 детей в возрасте 10-16 лет. Подростки из Горно-Алтайска, Бийска, Новосибирска и даже один мальчик из соседнего Казахстана научились крепко держать в руках шкот и румпель, попробовали свои силы в парусных гонках. Все освоили швертботик с парусом от "Оптимиста", дети постарше — еще и 3.8-метровый.
В соревнованиях по народной гребле тогда приняли участие около 30 мальчишек и девчонок, в том числе из республиканского приюта и московского Центра детского творчества.
Вторая Телецкая парусная регата проводилась в 2003 г. в несколько этапов — по сезонам летней школы "Алые паруса"; в классе "Оптимист" соревнования проходили 19 и 27 июля. Второй этап был посвящен Дню Военно-Морского Флота России. Успех сопутствовал ребятам, посещавшим теоретические занятия в Горно-Алтайске.
Для ребятишек с юга Сибири "Оптимисты" и "Лазеры" под алыми парусами стали первыми в их жизни кораблями — бесшумными, безопасными и красивыми.
Руководство яхт-клуба придает особое значение обеспечению безопасности занятий на воде — Телец-кое озеро не терпит пренебрежительного к себе отношения. Мною были испытаны швертботы при ветре до 6 баллов и волне 1 м. Встречались шквалы до 15 м/с, но лодки оказались хорошо управляемыми, достаточно надежными и мореходными.
На тренировочных занятиях отрабатывались действия яхтсменов во время опрокидывания швертбота. На помощь всегда была готова прийти лодка обеспечения.
За весь сезон был только один оверкиль — во время гонки юный рулевой в пылу борьбы у поворотного буйка перебрал шкоты. "Оптимист" поставили на ровный киль, откачали черпаками воду, и спортсмен продолжил гонку. В серии из трех гонок он занял второе место из шести участников.
Задумок у членов нашего яхт-клуба достаточно. Нужно осваивать лодки с вооружением шлюпом. Весной 2004 г. изготовили поперечный набор по чертежу швертбота "Ворьен", опубликованному в "КиЯ" №38. Лодка будет построена к следующей навигации. Хотим построить крейсер, чтобы можно было ходить с ребятней в походы по всему озеру. Уже заложили швертбот класса "Т-2" по проекту "Скат" ("КиЯ" №111). Корпус композитный: обшивка из ДВП, фанерные палуба и рубка (толщиной 10 мм) оклеены слоем стеклопластика толщиной 3—6 мм. О результатах испытаний обязательно сообщим в редакцию. Неплохо бы иметь разборный парусник, чтобы парус появился на озере и у подножия Белухи, самой высокой горы Алтая.
Реализация программ клуба возможна только при финансовой поддержке спонсоров. Летние детские лагеря сначала финансировала ЮНИСЕФ. Нашлись и спонсоры — они помогли провести летнюю выездную школу: обеспечили материалами для подготовки лодочек к навигации, приобрели продукты для лагеря. Начальник Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ адмирал А. А. Комарицын выделил яхт-клубу для учебных целей навигационные карты и пособия. Огромное им всем спасибо.
В будущее глядим с оптимизмом, но осталась проблема с помещением, где можно было бы не только изучать теорию морского дела и парусного спорта, но и строить новые лодки.
Сейчас теоретические занятия проводятся в школе № 1, а клубную "верфь" приютила фирма "Силен", руководитель которой, Юрий Пронькин, активно включился в работу яхт-клуба.
Александр Глебов, начальник яхт-клуба "Алые паруса", г. Горно-Алтайск. Фото Евгения Веселовского