Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Интересные события
  • 2006 год
  • 46-я Международная выставка «Hanseboot»*
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Международная выставка катеров и яхт «Hanseboot-99» в Гамбурге
Международная выставка «Инрыбпром-68» в Ленинграде
Международная выставка катеров и яхт в Гетеборге
Международная специализированная выставка «Спорт-78»
XX международная выставка катеров и яхт «Вене-83» в Финляндии
30-я международная выставка катеров и яхт “Vene-99
Московская Международная выставка «Лодки, катера и яхты» 2000
43-я международная выставка катеров и яхт в Генуе
45-я выставка катеров и яхт «Hanseboot 2004»
Вторая Международная выставка «Week end 98» в Ростове-на-Дону
12-я международная выставка «Транссиб-2002»
Международная выставка по судоходству «Нева-2005»
Международная классификация катамаранов
XVI Международная Варнемюндская регата


46-я Международная выставка «Hanseboot»*

Год: 2006. Номер журнала «Катера и Яхты»: 199
          0


Осенний Гамбург встретил нас летним теплом и солнцем. Открывшаяся в последние дни октября 46-я Международная выставка "Hanseboot" благодаря затянувшемуся бабьему лету утратила свой обычный оттенок ностальгии по уходящей навигации: на акватории порта было тесно от снующих судов, чтобы попасть на борт яхты или катера на водной экспозиции, приходилось отстоять получасовую очередь, а через павильоны выставки текла по-летнему одетая пестрая толпа. И обветренные лица многих посетителей говорили о том, что люди здесь неслучайные и пришли сюда, лишь недавно покинув борт своего судна.

Информация об изображенииПанорама выставки «Hanseboot 2005»
Панорама выставки «Hanseboot 2005»
 
Гамбург — город морской, даже, скорее, парусный: суровое Северное море более благосклонно к парусу, чем к мотору. Поэтому и общая направленность выставки больше тяготеет к интересам практического яхтсмена. Недаром и девиз гамбургской "Hanseboot" "Мир под парусом" дает понять, что потомки древних ганзейских мореходов и сегодня играют не последнюю роль. По официальной статистике, на каждые 111 жителей Германии приходится одно судно, общий парк катеров и яхт — 750 тыс. ед., а парусных судов — 150 тыс. ед.

Среди четырех основных выставок в Германии Гамбургская бот-шоу занимает по числу посетителей второе место после Дюссельдорфской (130 и 310 тыс. чел. соответственно). Если "Messe-Dusseldorf" — это крупнейшая в мире выставка-космополит, более ориентированная на звонкие мировые премьеры, амбициозные проекты и респектабельную публику, то "Hanseboot" — более демократичная европейская выставка.

Информация об изображенииЛоготип выставки «Hanseboot 2005»
Логотип выставки «Hanseboot 2005»
 
"Messe-Dusseldorf" — это шоу, а "Hanseboot" — выставка", — так вкратце попытался охарактеризовать их главные отличия директор выставки Мартин Греве (Martin Greve), отвечая на вопросы журналистов еще в августе 2005 г. в Петербурге на праздновании 10-летия представительства выставочного комплекса "Hamburg Messe" на российском рынке.

Главным событием "Hanseboot" стало открытие нового павильона №14 для демонстрации крупных моторных яхт. Этот ответ на веление времени должен был поднять статус мероприятия. Увеличившийся на 10 тыс. чел. в этом году поток посетителей говорит о том, что было принято правильное решение. Сегодня цена любой ошибки в Германии велика, поскольку положение в производстве не самое благоприятное: инфляция составляет около 2%, а уровень безработицы растет и достигает 12% (один из самых высоких показателей со времени окончания Второй мировой войны).


"Без прошлого нельзя понять настоящее и можно потерять будущее", — говорят немцы. А парусный спорт — это традиции. Может быть, поэтому так велика на выставке историческая составляющая. Вот уже 21 год подряд к ее открытию приурочивается вернисаж "Art Maritim". На этой художественной выставке представлены полотна как современных, так и старых мастеров живописи, прежде всего маринистов, модели судов, художественные изделия из дерева и серебра, старинные рукописи и чертежи, корабельное оборудование и навигационные приборы, морская утварь далекого прошлого.

Информация об изображенииПрофессор Петер Тамм
Профессор Петер Тамм
 
Все это экспонаты, собранные известным профессором Научного института мореплавания и морской истории Гамбурга Петером Таммом (Peter Tamm). Мы были любезно приглашены в дом г-на Тамма, где нас познакомили с его великолепной коллекцией, насчитывающей более 30 тыс. экспонатов. Три этажа старинного особняка не вмещают коллекцию "Art Maritim", и сейчас объявлено о переводе собрания в строящееся здание Интернационального морского музея Гамбурга (см. "КиЯ" №194).

Но вернемся к рассказу о "Hanseboot".

Что привлекло наше внимание в организации выставки? Некоторые павильоны имеют второй этаж. Внизу находится, если можно так выразиться, "материальная часть" — техника, а вверху представлены чартерные фирмы, клубы, школы, спортивные секции, где происходит живое общение, обучение, причем везде отдается предпочтение детям. Любому мальчишке, например, предоставляется возможность сделать пробный выход на "правильной" гоночной мотолодке, а если его это заинтересовало — бесплатно обучают, чтобы он мог получить гоночную лицензию (детские гоночные турниры проводятся с 8 лет) и права на управление, речные или морские (в Германии — с 16 лет; на лодках с мотором до 5 л.с. прав на управление не требуется).


Информация об изображенииИтальянский РИБ «Zar»
Итальянский РИБ «Zar»
 
Еще более демократичны условия для занятия парусом. Если есть желание, то можно просто прийти в яхт-клуб и попробовать ходить под парусом без всяких формальностей и ограничений. Почувствовал вкус к яхтенному делу, проникся духом команды, которая объединяет увлеченных людей разных поколений, — можешь приступать к серьезному обучению. Детский парусный курс начинается с 7 лет (возраст с 7 до 13 лет — самый восприимчивый для паруса). "Наша задача — научить по-настоящему ходить под парусами, брать на себя ответственность за свою жизнь и жизнь товарищей, работать в коллективе. А капитан должен быть один — два капитана раскачивают лодку!" — говорит Эберхард Винхольт (Eberhard Winhold) из спортивной парусной школы DHH.

"Вообще немецкий моторно-яхтенный союз насчитывает около 120 тыс. членов, — вступает в разговор его президент Винфрид Рёкер (Winfried Rбcker), — водно-моторных клубов в стране — около 400, а парусных гораздо больше — примерно 1460. Финансируем мы себя сами за счет клубных взносов и ежегодной платы каждым членом в размере пяти евро".

Информация об изображенииПакетный союз «Yamaha» и «Zodiac»
Пакетный союз «Yamaha» и «Zodiac»
 
Детский спорт в Германии действительно на особом месте. Увидеть малышей на выставке можно было где угодно: и в демонстрационном зале с бассейном, куда приходят целыми классами, и в павильоне с молодыми родителями, выбирающими семейное судно, а порой и в одиночку, стоящими перед первой в своей жизни лодкой. Кстати, если стоимость входного билета на выставку для взрослого составляет 11 евро, то для молодой семьи с ребенком до 14 лет — 22 евро. И еще одна маленькая, но многозначащая деталь — в знак благодарности концерну "Volvo" за большую спонсорскую поддержку парусного спорта организаторами был предоставлен специальный стенд для демонстрации новых моделей шведского автогиганта, а VIP-обслуживание гостей выставки проводилась исключительно на автомобилях с этой маркой. Согласитесь, для ведущей автомобилестроительной державы – это шаг…

Что касается самой экспозиции, то в младшей группе судов доминировали всевозможные надувные лодки и РИБы. С производителями пневматики продолжают искать взаимовыгодные альянсы моторостроительные фирмы. Замечен пакетный союз "Yamaha" by "Zodiac". Четырем тендерам (2.0–3.10 м) и четырем спортивным моделям (2.75–3.80 м) этих известных производителей гарантируется отменное качество.


Информация об изображенииПервая парусная привязанность
Первая парусная привязанность
 
"Honda" выпустила серию из шести мотолодок (2.0–4.0 м) "Hobwave", из них четыре старшие модели имеют алюминиевый пайол. У уже известного союза "Suzumar" как новые пакетники были представлены РИБ-тендеры длиной 2.70 и 3.10 м.

"Mercury" продолжает дружить с "Quicksilver" и "Valiant", которая особенно известна своими лодками специального назначения, включая спасательные.

Информация об изображенииКаютная мотолодка «Фламинго» от «Quicksilver»
Каютная мотолодка «Фламинго» от «Quicksilver»
 
Из производителей РИБов внимание посетителей прежде всего привлекала итальянская фирма "Zar" (о ней см. № 189 за 2004 г.). Она выпускает большие (до 7.4 м), комфортабельные и довольно дорогие лодки (до 80 тыс. евро) для открытого моря как под подвесники, так и под стационарные моторы. Фирма применяет запатентованную вклейку надувного баллона только по бортам лодки, и, как утверждают ее специалисты, это, по сравнению с традиционным "надувным воротником", обеспечивает дополнительную вместимость корпуса при равных размерениях, лучше противостоит скручиванию корпуса на волне.

К сожалению, на выставке мы не встретили российских изготовителей надувных лодок. А ведь наш рынок таких судов растет семимильными шагами; по их производству мы уже оставили позади многие передовые по этому показателю страны. Сопровождавший нас в поездке руководитель известнейшей фирмы Николай Мнев сказал, что в уходящем году его фирма выпустила около 8 тыс. лодок, а в будущем планирует преодолеть рубеж в 10 тыс. штук. И на очередную гамбургскую выставку он рассчитывает пригласить латышскую фирму "Буш", которая выпускает по лицензии практически все его популярные модели. Так что посетители 47-й "Hanseboot" смогут познакомиться с продукцией "Буш бай Мнев".


Информация об изображенииПольская моторная лодка «Texas-730»
Польская моторная лодка «Texas-730»
 
Среди небольших пластмассовых судов заметных откровений мы не увидели. Уже хорошо известные бренды представили модели с выверенными обводами и отработанной технологией качественной выклейки корпуса. Ряд других — попроще и подешевле. Обращали на себя внимание многочисленные польские пластмассовые мотолодки и катера. От некоторых из них оставалось ощущение чего-то знакомого, напоминающего образцы советского пластмассового судостроения 60-х: вспоминались "Кафа", "Юг-2500", "Лилия", сошедшие с кульманов в середине прошлого столетия, будто они только поменяли свои названия. Недорогие полиэфирные смолы, не очень-то тщательная ручная формовка, вычурные, а порой надуманные, обводы. В то же время лицензионная продукция тех же фирм, в первую очередь дочерних предприятий "Marine Power Europe" (мотолодки "Quicksilver") и "Groupe Bene-teau", имела довольно высокое качество, 90% этой продукции уходит на экспорт, на внутреннем рынке остается не более 10%. Польша — традиционно парусная страна, даже из зарегистрированных 82 тыс. ед. на внутренних водных путях 72 тыс. ходят под парусом и только 10 тыс. представляют собой моторные суда длиной менее 8.5 м.

Среди металлических лодок наше внимание привлекли американские лодки фирмы "Polar Kraft", которая специализируется с 1951 г. на выпуске клепаных судов для рыбалки и охоты. От простых джонботов до крупных мотолодок для прибрежного лова — все очень тщательно продумано, выполнено на самом высоком профессиональном уровне. Например, на простой дельтавидной в плане охотничьей "камышовой" лодке "MV 1675DB" задняя банка для удобства управления румпелем человеком, держащим в руке ружье, сделана "V-образной", для безопасности и удобства спиннингиста внутренняя зашивка борта на модели "V 178TC" не доходит до настила рыболовной палубы — носки стоящего рыболова уходят под нее и голенью для устойчивости он опирается об эту внутреннюю зашивку. Таких мелочей множество, и все в целом создает впечатление действительно качественного продукта.


Информация об изображенииРыболовно-охотничьи лодки американской фирмы «Polar Kraft»
Рыболовно-охотничьи лодки американской фирмы «Polar Kraft»
 
На стендах с гидроциклами оживления не чувствовалось. Аквабайк в Германии переживает сегодня не лучшие времена. Практичные немцы быстро поняли его узкую направленность. Из-за низкой активности клубная работа практически не ведется, и сегодня гидроциклы не входят в немецкий водномоторный и парусный союз.

Моторостроители также не блеснули новинками. Похоже, устав от многолетней гонки за экологическими нормами ЕРА-2006, они взяли короткую передышку. А со сколько-нибудь заметными переменами на моторном рынке читатель может познакомиться в отдельной статье номера (см. стр. 44).



Крупные моторные яхты, ранее не демонстрировавшиеся в Гамбурге вообще, вкупе с их "младшими" сестрами собрались в только что построенном павильоне. Львиную долю экспонентов составили фирмы из Германии, Голландии, Испании, Италии и Франции, представительства остальных стран были заметно скромнее.

Информация об изображенииКрупные моторные яхты на выставке «Hanseboot 2005»
Крупные моторные яхты на выставке «Hanseboot 2005»
 
Звездой здесь, безо всякого сомнения, была большая яхта "Elegance 82 New Line" (длина — 24 м, мощность двигателей — 2x1300 л.с., водоизмещение — 65 т) от компании "Drettmann". Наряду с 82-футовым же парусным "Oyster 82" (правда, представленным на воде) она стала крупнейшей яхтой выставки. Дорогие, но очень элегантные и высококачественные суда этой верфи сейчас широко представлены на отечественном рынке, и, надо отметить, россиян возле "Elegance 82" отметилось немало — даром, что лодка стоит более 3 млн. евро (заметим, что упомянутый выше парусный "Oyster" такой же длины стоит куда дороже). Судно довольно скоростное (29 уз) и вместительное — в зависимости от варианта планировки на нем может быть до шести просторных гостевых кают. Параллельно верфь выставила и более скромную, но очень красивую и стремительную 48-футовую модель, спроектированную известным итальянским дизайнером Томмазо Спадолини. Представитель фирмы Уве Бруманд подчеркнул, что в следующем году компания может продемонстрировать в Гамбурге и более крупную лодку – павильон это позволяет.

Информация об изображенииСловенский катер «Elan 42»
Словенский катер «Elan 42»
 
Традиционно привлекал стенд моторных яхт "Bavaria" — в серии "Sport" верфь представила четыре новинки: модели длиной 27, 32, 35 и 38 футов, причем последняя была оснащена приводом "Volvo IPS" (см. "КиЯ" № 193). Очень элегантно выглядела 38-я, демонстрируя небольшое водоизмещение (несколько меньше 8 т) вкупе с достаточно большой вместимостью — две раздельные и просторные двухместные каюты, большой восьмиместный кокпит. Красиво смотрелась и модель "35sportHT", дизайн которой выполнен известным словенским конструктором Й. Йакопином. Умеренные по цене, элегантные и удобные моторные яхты "Bavaria" пользуются хорошим спросом у патриотичных немцев, хотя в последнее время все большее их число изучает рынок в пользу и более дорогих.

Еще одной новинкой в секторе массовых моторных судов стал "Elan 42" (длина — 12.9, мощность двигателей — 2x620 л.с., водоизмещение — 9.5 т) известной словенской фирмы "Elan Powerboats". Это очень красивая лодка с двумя различными вариантами планировки (на две или три каюты). Необычный дизайн надстройки вызывал самые разнообразные ассоциации — от животного мира до вполне милитаристских. Приятные ощущения вызвал и интерьер этого судна — благодаря мягким скругленным линиям он выглядел больше, чем есть на самом деле. Тони Кастро, известный британский дизайнер, в очередной раз подтвердил свой высокий класс, спроектировав вместительное и мореходное судно. Интерес специалистов вызывали его обводы типа "глубокое V" со сложной системой продольных реданов и брызгоотбойников. Похожая яхта демонстрировалась в Москве на выставке "Крокус", и в обоих случаях суда с маркой "Elan" вызывали большое внимание посетителей.

Информация об изображении«Rodman 56» — красив, как настоящий испанец
«Rodman 56» — красив, как настоящий испанец
 
Настоящую "Операцию Оверлорд" устроила в Гамбурге испанская верфь "Rodman Polyships", отметившая в прошлом году свое 30-летие — она показала целых семь судов (все — новинки года), включая свой новый флагман "Rodman 56" (длина — 16 м, мощность двигателей — 2x715 л.с., водоизмещение — 21 т), оснащенный приводом "Volvo IPS". По словам представителя фирмы, характерная особенность этой лодки — крайняя простота в "общении" с ней за счет надежной механики, нового типа привода и удачно расположенных органов управления. Поэтому яхта может свободно эксплуатироваться без штатного экипажа, заказчик — выбрать более просторную планировку интерьера, без каюты боцмана. Вообще, надо заметить, эргономика "Rodman 56" при проектировании тщательно прорабатывалась, в силу чего яхта внутри выглядит ощутимо просторнее своих собратьев. Пожалуй, именно "Rodman Polyships" стал для нас открытием в секторе довольно больших мореходных, но сравнительно недорогих моторных яхт.

Информация об изображенииКрупная моторная яхта на воде
Крупная моторная яхта на воде
 
Информация об изображенииМоторная яхта внутри павильона
Моторная яхта внутри павильона
 



Парусная часть выставки "Hanseboot 2005", к нашему удивлению, значительно отличалась от прошлогодней, что в первую очередь, выразилось в значительном увеличении числа представленных "живых" яхт, в том числе и на воде, тогда как ряды моторных катеров и яхт поредели. Это, в общем-то, неудивительно — побережье Германии значительной частью своей выходит к суровому Северному морю, которое не очень-то располагает к скоростным прогулкам по нему на легких моторных игрушках.

Информация об изображенииПарусные яхты на выставке «Hanseboot 2005»
Парусные яхты на выставке «Hanseboot 2005»
 
Парус по-прежнему продолжает считаться в Германии первым по популярности национальным видом спорта (на втором — сильно отстающий от него конный спорт), причем популярность здесь оценивается, естественно, не по эфемерному числу болельщиков, а по количеству людей, владеющих парусной яхтой и(или) участвующих в регулярных соревнованиях. Таких сегодня в Германии — почти полмиллиона. Сохраняются и бережно поддерживаются старые национальные классы швертботов и килевых яхт (некоторые из них существовали еще до войны — эх, как тут не вспомнить нашу "эмку"!), растет число парусных школ, и количество наименований ежегодно выпускаемой парусной литературы уверенно приближается к магическому числу 1000. Крупные фирмы (в том числе составляющие гордость Германии, такие как "BMW" и "Volkswagen") не жалеют средств на спонсорскую поддержку соревнований, классов и отдельных клубов, демонстрируя традиционный для немцев Ordnung во всем, начиная от формы яхтсменов и заканчивая организацией соревнований.

Информация об изображенииДвойной киль яхты «Etap 46 DS»
Двойной киль яхты «Etap 46 DS»
 
Разумеется, немецкая выставка не могла не стать ареной соперничества между двумя крупнейшими немецкими же яхтостроителями: "Bavaria Yachtbau" и "HanseYachts GmbH & Co KG" (бывшей "Yachtzentrum Greifswald"). И хотя представители "BY" в беседе с нами напирали на особую успешность для них данной выставки в секторе моторных яхт, фирма также может заслуженно гордиться результатами своего парусного подразделения — подписано, по словам Майка Ройера, немалое количество контрактов на приобретение парусных "Bavaria". Новинок на огромном стенде компании, занявшем едва ли не четверть внушительного павильона, было немало: это пять судов серии "Cruiser" — от маленькой семейной "30-ки" до крупного и элегантного 50футового крейсера открытого моря (длина — 15.4 м, парусность — 130 м², водоизмещение — 12.6 т). Демонстрируя их, "BY" логическим образом завершила серию "Cruiser", теперь включающую в себя как скромную и недорогую посудинку, так и величественный новый флагман фирмы.

Информация об изображенииКрасавица «Etap 46 DS», нарисованная дизайнерами «Studio Bertone»
Красавица «Etap 46 DS», нарисованная дизайнерами «Studio Bertone»
 
Весь (тоже немаленький) стенд конкурирующей верфи "HanseYachts" можно описать кратко: "Вперед к эпоксидке!" Если в прошлом году фирма выставляла только одну серийную "эпоксидную" модель, то теперь уже три (из семи) имели "эпоксидные" корпуса. "Прорыв, подлинный технологический прорыв", — качали головами специалисты возле разноцветных корпусов, спроектированных, как и прежде, конструкторским бюро "Judel/Frolijk". Действительно, "HanseYachts" сегодня — единственная европейская верфь, в массовом порядке производящая "эпоксидные" корпуса (без малого 300 в год), которые не сильно отрываются по цене от своих "полиэфирных" конкурентов. Это серьезно, ибо производство корпусов с использованием эпоксидной смолы — гораздо более сложная вещь (взять хотя бы необходимость применения автоклава на завершающей стадии формования корпуса). Что же это дает потребителю?

Информация об изображенииРастет спектр эпоксидных лодок от «HanseYachts»
Растет спектр эпоксидных лодок от «HanseYachts»
 
— Использование эпоксидной смолы, — говорит директор верфи Михаэль Шмидт, — позволяет убивать сразу трех зайцев: корпуса получаются гораздо легче, прочнее и при этом требуют меньше дополнительных элементов набора. Вот пример: хорошо известная "Hanse 531", которая год назад имела полиэфирный корпус, весит 23.5 т, а в эпоксидной версии — всего 18! Выигрыш практически в четверть всего водоизмещения готовой яхты! Плюс внутри она стала просторнее. А поскольку требования немцев к комфорту судов постоянно растут, то полученный выигрыш в водоизмещении мы можем "обменять" на дополнительные аккумуляторы, систему климат-контроля, высокопроизводительный опреснитель воды и т. п. …

Информация об изображенииНовинка выставки — «Elan 344 Impression». Симпатичная яхта по демократичной цене
Новинка выставки — «Elan 344 Impression». Симпатичная яхта по демократичной цене
 
Использование эпоксидной смолы практически полностью избавляет покупателя от проблем с осмосом, в каких бы условиях он яхту не содержал. Мы убеждены, что будущее стеклопластикового судостроения — именно за эпоксидными композициями. Конечно, они дороже, работать с ними сложнее, но по набору потребительских качеств готовой яхты они — вне конкуренции, а это для нас самое главное.

— Чьи эпоксидные композиции вы применяете?

— Здесь сегодня особого выбора нет — если хочешь добиться стабильного качества, удобства работы и приемлемой цены, то однозначно выберешь материалы от "SP System".

— А каких еще сюрпризов, Михаэль, можно ждать от "HY" в ближайшее время?

Информация об изображении«Oyster 82» на воде и пост управления. Удобное расположение кнопок управления лебедками для одиночек
«Oyster 82» на воде и пост управления. Удобное расположение кнопок управления лебедками для одиночек
 
— Мы собираемся стать верфью номер один в Германии в ближайшее время покажем наше секретное оружие: крупнейшую серийно строющуюся у нас пластиковую парусную яхту длиной 63 фута – "Hanse 631"! Мы приступаем к ее производству — уже есть заказы от наших, скажем так, "специальных" клиентов.

— Ну хоть что-нибудь эксклюзивное для "КиЯ"?

— Эксклюзивное? В одном из вариантов компоновки "Hanse 631" будет иметь отсек для перевозки маленького автомобиля, чтобы ее владелец в незнакомой марине не озадачивался прокатом машины или поиском такси.

Да уж, это новость! Яхты даже с вертолетом на борту мы видели, а вот с автомобилем пока еще не было…

Внешний облик лодок "Hanse" остался неизменным — они по-прежнему выглядят несколько массивно на фоне своих коллег по классу. Сравнив на воде самую крупную яхту верфи "Hanse 531" (длина — 16.2 м, парусность — 156 м², водоизмещение — 18 т) с 25-метровым красавцем "Oyster 82" (самой крупной яхтой выставки), мы поняли, в чем причина такого эффекта: надводный борт "531-й" едва ли не выше, чем у британского океанского гиганта. Что ж, пусть это слегка в ущерб внешнему виду, зато простор и обитаемость!

Информация об изображенииМировая премьера «Contest 45CS» — личной яхты владельца верфи
Мировая премьера «Contest 45CS» — личной яхты владельца верфи
 
Подлинным открытием для нас стали яхты бельгийской верфи "Etap Yachting BV", доселе практически неизвестные в России (хотя верфь существует уже довольно давно). Необремененная старыми судостроительными традициями страна попыталась сделать "правильные", как ей представляется, крейсерские парусные лодки, что называется, с чистого листа — полностью отринув многие сложившиеся уже стереотипы яхтостроения.

Яхта "Etap 46 DS" (длина — 14.46 м, пл.парусности 104 м², водоизмещение — 12.3 т) — новый флагман верфи. Все обращают внимание на необычные очертания киля — "киль-тандем". "Etap" является пионером в крупномасштабном применении подобных килей на своих яхтах. Высокое сопротивление дрейфу вкупе с большим восстанавливающим моментом и малой осадкой — основные достоинства плавников этой конфигурации, о которой когда-то давно уже писали "КиЯ". Однако вживую мы видим подобные кили впервые.

Деревянное покрытие верхней палубы кажется на первый взгляд странным. Оно слегка пружинит под ногами, буквально "приклеивая" к себе подошву обуви. Присматриваемся внимательнее… Пробка? Она самая! Вместо традиционного тика палуба покрыта пробковым деревом. "Но это же более правильное решение, чем тик, — убеждает нас генеральный директор верфи. — Посудите сами, пробка в качестве верхней палубы выигрывает у тика практически по всем показателям. Она гораздо легче, у нее намного более высокие теплоизоляционные свойства, да вы не сможете поскользнуться на такой палубе, даже если сильно захотите! Попробуйте!"

Попробовали. Похоже, и вправду — поскользнуться не удастся. Неказистое дерево цепко держит подошву, внушая яхтсмену чувство безопасности и уверенности в своем судне.

— Ну, а что с ценой такой палубы?

— Наши яхты — не массовая штамповка. Мы ориентируем свои суда на состоятельных и требовательных людей, знающих цену подобным тонкостям. И вы ведь еще не знаете главного! Наши яхты непотопляемы.

Тут, признаюсь, мы не нашлись, что ответить. 46-футовая килевая яхта абсолютно непотопляемая? Оказалось — бывает. В чем же фокус? Он прост: лодка двухкорпусная, а пространство между внутренним и внешним корпусами заполняется пенопластом с закрытыми порами. Залитая водой яхта сохраняет нормальный дифферент. Результат, показанный нам на экране монитора, был впечатляющим — яхта с прорубленной на 600 мм ниже ватерлинии сквозной (прямо в салон) пробоиной площадью порядка 0.25 м² не только оставалась на плаву (хотя вода в салоне доходила людям почти до колен), но и дважды под парусами самостоятельно пересекла Ла-Манш с экипажем, состоявшим из пяти журналистов двух известных яхтенных изданий Европы. Ну что тут сказать? Осталось только придраться к тому, что такая конструкция уменьшает свободный объем в салоне и каютах.

— Так-то оно так, — не смутился директор верфи. — Конечно, уменьшает. Но дизайн этой яхты разработан знаменитой итальянской фирмой "Studio Bertone". Мало кто так, как они, разбирается в эргономике и грамотной организации пространства. Поэтому да, уменьшение объема помещений есть, но реально вы этого почти не ощутите.

Действительно, стремительно-элегантные формы внешнего облика "Etap 46 DS" напоминали изящные суперкары золотой эпохи итальянского автомобилестроения. Стильная яхта! Глаз не оторвать! Ну, и цена, конечно, тоже соответствует — без малого полмиллиона евро.

Третьей по значимости среди новинок, но первой по размеру, была новая 82-футовая яхта известной британской фирмы "Oyster". Выставка "Hanseboot" растет, повышается ее престиж, а вместе с ним — размеры и цены выставляемых яхт. "Oyster" демонстрировала сразу две лодки (обе на воде) — наряду с флагманской "Oyster 82" (длина — 25 м, парусность — 368 м², водоизмещение — 61 т) у причала покачивалась и более скромная (если такое слово вообще применимо к лодкам этой верфи) "Oyster 68". Обе яхты являли собой великолепные образцы судостроительного искусства: верфь по качеству своей работы уже давно удерживает репутацию "второй после бога", т. е. после "Nautor Swan". Особенно впечатляет подход судостроителей к надежности лодки — британцы отказались от использования сэндвичевых конструкций, формуя фактически монолитный корпус из стеклоткани, причем его толщина в наиболее нагруженных участках превышает 8 см! Броненосец, а не яхта!

Благодаря любезности сотрудников фирмы, демонстрировавших яхту, нам удалось опробовать ее на воде, пройдясь в один из дней выставки по Эльбе. Вопреки нашим опасениям, "Oyster 82" оказалась достаточно легкой в управлении, хотя 60 с лишним тонн водоизмещения, конечно, давали о себе знать приличной инерцией. Планировка кокпита позволяет справляться с такой громадиной даже одному вахтенному, хотя два человека наверху в дальних переходах для такого судна должны быть нормой.

Поразило и отношение верфи к "подгонке" планировки яхты под требования заказчика. Одних только сортов дерева для отделки предлагается целых шесть! Неудивительно, что процесс постройки такой яхты занимает более полутора лет, а цена ее в базовой комплектации — около 5 млн. евро. (Несмотря на это, впрочем, некоторые наши соотечественники проявили к этой яхте неподдельный интерес…)

Противоположностью этого "тяжелого крейсера" можно назвать лодки верфи "Elan". Открыв сезон 2005 г. в Дюссельдорфе премьерой новой серии "Impression", верфь в течение года продолжала развитие новой линейки массовых, вполне доступных по цене круизных яхт. Закономерным стало появление на "Hanseboot" новой "Impression 344" (длина — 10.6 м, парусность — 60 м², водоизмещение — 7 т), спроектированной Робертом Хамфри. На этой небольшой яхте можно было увидеть технические решения, свойственные гораздо более крупным судам (например, шкоты, проведенные в туннелях); впечатляло и множество мелких деталей, повышающих комфорт и обитаемость на борту, вроде складывающегося на стоянке рулевого колеса.

Среди массовых яхт большой интерес посетителей вызывали и польские лодки "Delphia", большой стенд с которыми расположился в павильоне № 10. Руководитель немецкого представительства верфи Хуберт Яблонски под занавес выставки высказался весьма оптимистично: "Мы ощутили большой интерес к своим лодкам в прошлом году, и не ошиблись. Полагаю, наши продажи после "Hanseboot 2005" заметно вырастут. Надеюсь, что и российский покупатель обратит внимание на наши качественные, но вполне доступные по цене лодки".

Характерным свидетельством роста парусной части "Hanseboot 2005" стал и павильон № 8, в котором обычно размещаются яхты элитных производителей. В этот раз в нем было заметно теснее, чем обычно, "Grand Soleil", например, вместо одной модели (как год назад) выставила сразу три лодки; подобным же образом поступили и некоторые другие экспоненты. В результате просторный и светлый павильон оказался явно тесноват, и руководство "Hamburg Messe" уже подумывает о его сносе и замене более просторным. Новинок здесь, впрочем, было мало — разве что новая "Contest 45 CS" с измененной, по сравнению со своей предшественницей, схемой парусности (уменьшен передний треугольник, заметно увеличен грот — для лучшего поведения лодки на крупной волне) и новым интерьером. Посмотреть его нас пригласили торжественно, но с какой-то хитрецой: "Мол, что скажете?" Мы посмотрели и сказали, что по духу и подходу к планировке яхта чем-то напоминает новые "Hanse" — стало гораздо просторнее.

Оказалось, мы угадали — интерьеры "45 CS" "рисовала" Биргит Шнаазе, тот же дизайнер, что проектирует "внутренности" для "HanseYachts". Воспользовавшись наличием у владельца верфи — одного из старейших на сегодняшний день судостроителей и яхтсменов Европы Фрица Конайна — свободного времени, мы побеседовали с ним о современных тенденциях в проектировании и строительстве яхт. Господин Конайн согласился с нашим делением судов на три "престижно-ценовые" категории (см. статью о "Hanseboot 2004" в № 193), предложив, в свою очередь, очень простой критерий определения уровня качества и престижности той или иной серийной пластиковой яхты. Все вполне логично — достаточно сравнить численность персонала верфи с годичным объемом производства. Если число работников примерно равно годовому выпуску судов — это яхты middle-класса, качественные, надежные, долговечные и достаточно престижные. Если количество выпускаемых за год лодок существенно превосходит численность персонала, то мы имеем дело с яхтами класса mass production, ну, а если наоборот — то уже с элитой. На "Nautor Swan", например, приходится 10 рабочих на одну яхту в год, а на "Elan" те же 10 рабочих — на целых 20 лодок. Поэтому, когда вы отдаете сумасшедшие деньги за "Swan", платите их не только за "бренд с лебедем", но и за трудозатраты квалифицированного персонала. (Так что еще большой вопрос, в каком из двух случаев вы переплачиваете — наибольшей в индустрии уровень прибыли с одной лодки принадлежит одному из широко известных изготовителей как раз яхт класса mass production.)

Подходы многих известных яхтенных верфей к вопросам качества и долговечности, однако выглядят на сегодняшний день различными — очевидно, что вопросы стандартизации технологии еще впереди. Например, верфь "Conyplex" (яхты "Contest"), как черт ладана, избегает применения кевлара. "Что вы! — воскликнул Ф.Конайн, — кевлар в яхте, которую покупают на много лет? Никогда и ни за что! Он крайне гигроскопичен. Не пойдет".

Примерно так же владелец "Conyplex" отреагировал и на пенопласт в качестве наполнителя. Голландцы используют только бальзу, считая, что она опережает пенопласт по всем показателям, в том числе и по долговечности. А цена вопроса покупателей "Contest" не интересует — на этой верфи на одну яхту в год приходится пять рабочих. С этим категорически не согласны многие верфи, считая, что можно добиться нужной жесткости корпуса и с пенопластом, а гигроскопичность его современных марок достаточно мала. Подход "Oyster" мы уже видели — никакого сэндвича вообще, хотя тот же кевлар британцы, наоборот, охотно используют.

Почти также обстоит дело и в вопросах выбора связующего. "Hanse" использует эпоксидные композиции, считая, что за ними будущее; "Nautor Swan" упрямо отстаивает полиэфирные смолы, полагая, что современные высококачественные материалы этого типа в сочетании с ручной пропиткой еще далеко не полностью исчерпали свои возможности, большинство же применяет винилэфир. Ширится внедрение прогрессивных методов формования — технологию infusion внедрили даже консервативные голландцы, но "Oyster" и "Swan" — "голубая кровь" — по-прежнему используют только ручную пропитку. Однако следует отметить две вещи: спрос на парусные суда растет, вопросы снижения их себестоимости становятся все более актуальными. Поэтому практически все производители задумываются об автоматизации многих процессов изготовления современных яхт, так что в обозримом будущем нас еще могут ждать интересные сюрпризы в этой области. Главное, чтобы они не пошли в ущерб надежности — что, увы, мы наблюдаем все чаще…

Подводя итоги последней выставки сезона, ее парусного раздела, пожалуй, стоит отметить следующее: продолжается сокращение представленного на ней числа маленьких и дешевых яхт, а средняя длина покупаемых парусных судов в этом году уже возросла до 45 футов. Рост популярности трейлерных яхт, отмеченный на предыдущей выставке, существенно замедлился — ожидания покупателей в части удобства и комфорта подобных судов оказались несколько завышенными. По-прежнему полностью отсутствуют на выставке и крейсерские многокорпусники.

Учитывая то, что "Hanseboot" начинает все сильнее позиционировать себя как парусная выставка, можно считать отмеченные на ней тенденции характерными для немецкого рынка в целом.


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Питерская бот-шоу переезжает
Первенец отечественного катамараностроения «Капитан Корсак»
Новая верфь в Новосибирске
Яхта «Апостол Андрей» — вторая попытка
Судно-гротеск в турецком порту
Новый самый мощный стационарный мотор «Yanmar»
Верфь «Trinity Yachts» после урагана
«Volvo Penta» и самостоятельное подразделение «SeaKeyLLS»
новая компания «Yamaha Motor CIS» (сокращенно – «YM-CIS»)
Первые стационарные дизельные моторы «Yamaha»
Из варяг в греки сквозь Европу прошел учитель Ивар Самуэльсен
Финский «лодочный» рынок: полугодовой отчет
Финско-французско-японская дружба (Suzuki+Beneteau)
Новый парусник от словенской фирмы «Elan Marine»
«Russell Coutts 44» — пришло время яхт от знаменитостей*

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
46-я Международная выставка «Hanseboot»*

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
37-я яхтенная выставка «Dusseldorf Boat Show-2006» ждет гостей
Моторные лодки и катера «Drago Boats A.S.» на российском рынке
Снегоходы 2006 года: новое в мире моторов
Как «Marine Power» покоряет постсоветский рынок, объединяя дилеров и технологии «Mercury»
50-я ежегодная выставка рыболовных товаров ICAST в Лас-Вегасе
Путешествие по Финляндии на катере: открытия в мире водной свободы и честности
78-я сессия Генеральной Ассамблеи UIM
Фестиваль парусных судов «Sail Bremerhaven 2005»
Фриули-Венеция-Джулия открывает двери: почему российские яхтсмены выбирают итальянские марины
Водный бум в Самаре: как «Азимут» делает мечты о катерах и яхтах реальностью
По волнам времени: как в Англии возрождают искусство деревянного судостроения


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 48 + 31 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории