Среди множества различных челнов, ялов, долбленок и лодок рыбаки Северо-Западного района нашей страны выбрали и с успехом используют на сетном лове лодку «гдовку».
Появилась «гдовка» на берегах Чудского озера, очевидно, более ста лет назад. В настоящее же время ее можно видеть на Финском заливе, на многих водоемах Северной и Центральной части страны и даже на Каспийских промыслах. Такая широкая популярность лодки объясняется тем, что она удовлетворяет самым разнообразным требованиям рыбаков. Родившись в руках мастеров-умельцев, «гдовка» постоянно «шлифовалась», дорабатывалась. Каждый новый мастер не только копировал лодку, но и вносил что-то новое, свое. Лодка проста в изготовлении, удобна в работе, хорошо ходит под веслами, устойчива на курсе и в то же время остойчива при выборке и переработке сетей и достаточно мореходна.
Наиболее распространенный вариант «гдовки» имеет длину 7 м, ширину 2,2 м, высоту борта 0,72 м. Обводы характеризуются большим развалом бортов, плоским дном и прямыми штевнями — нечто подобное можно видеть на «великовражках» и астраханских «бударках». Вес около 615 кг.
В настоящее время лодки делают преимущественно из сосны (предварительно просушенной), В случае применения для наружной обшивки ели срок службы лодки сокращается, так как ель легче поддается гниению, особенно в районе переменной ватерлинии, быстрее рассыхается и рвется на заклепках. При строительстве в кустарных условиях для наружной обшивки рекомендуется сосна, а для набора — дуб, ясень или сосна. При по стройке на верфи для наружной обшивки рекомендуется применять бакелизированную фанеру, а для набора — дуб, что увеличивает срок службы лодки примерно вдвое. Обшивка может быть выполнена вгладь или кромка на кромку, в зависимости от опыта или желания мастера. Из бакелизированной фанеры поясья обшивки соединяют только внакрой, с простругиванием фасок. При обшивке вгладь снимают фаски, разделывают пазы, проконопачивают их в две пряди смоляной пенькой, зализают варпеком и накрывают сосновым ластом (треугольной рейкой) 5X35 мм, который крепится скобами из оцинкованного железа. Такое соединение обеспечивает полную водонепроницаемость лодки.
Набор состоит из закладки и семи шпангоутов. Закладка собирается из форштевня, килезой обшивки с сосновым килем (днища) и ахтерштевня. Штевни вырубаются из соснового бруса так, чтобы в них не попадала сердцевина дерева, которая ослабляет детали и способствует загниванию. Затем по таблице плазовых ординат на березовой фанере вычерчивают в натуральную величину и выпиливают шаблоны шпангоутов, размечают по ним сосновый брус, а затем выпиливают сами шпангоуты. Все шпангоуты, кроме первого, вырезаются из трех частей (первый из двух): правой, левой и днищевой. При этом надо следить за тем, чтобы волокна древесины располагались вдоль ветви шпангоута, что делает его более прочным. Между собой ветви шпангоутов соединяются «замками» и деревянными нагелями.
Сборку лодки можно производить несколькими способами. Один из наиболее простых — сборка вверх килем. Сначала делают специальную деревянную решетку, на которой устанавливают и раскрепляют шпангоуты и закладку. На решетку наносят диаметральную плоскость, одну из ватерлиний и разметку шпангоутов. С этими отметками нетрудно выставить и закрепить к решетке шпангоуты и закладку, произвести контрольные замеры по длине и ширине, нанести на форштевне, ахтерштевне и шпангоутах бортовую линию. Прежде чем начинать обшивать лодку, необходимо снять на шпангоутах «малку», т. е. срубить кромку под обшивку. Для этого по всей ватерлинии укладывают гибкую рейку и, сделав пометки на глубину вырубки на каждой ватерлинии, прочерчивают глубину вырубки на каждом шпангоуте, а затем снимают «малку».
Всего лодка имеет семь полных поясьев (при ширине доски 180 мм) обшивки. Чтобы избежать перекосов и сохранить симметричность, необходимо одновременно обшивать оба борта. Сначала укладывается, подгоняется и прихватывается первый от киля пояс правого и левого борта, затем второй, и т. п. После укладки всех поясьев их нужно сбить со шпангоутами, обработать начисто кромки поясьев, законопатить все стыки и пазы смоляной пенькой, подогнать и закрепить скобами ласты. Подобный способ заделки стыков и пазов русские мастера применяли еще в XIII столетии, с той лишь разницей, что тогда пазы и стыки «сшивали» можжевеловой вицей или сыромятными ремнями, которые пропускались в несквозные отверстия в обшивке, конопатили мхом либо пенькой, затем тщательно осмаливали.
Теперь корпус можно вместе с решеткой перевернуть, установить на кильблоки, расклепать гвозди, соединяющие обшивку со шпангоутами, снять решетку и достраивать лодку по приведенному конструктивному чертежу.
Для улучшения водонепроницаемости и увеличения долговечности лодку надо снаружи и изнутри тщательно просмолить.