В №25 сборника в статье «Парус — ваш помощник» были приведены эскизы парусного вооружения для основных серийно выпускаемых лодок и в том числе — для трехместной прогулочной шпоновой лодки «ШПШ-3». Тем не менее мы решили вернуться к этому же вопросу и напечатать чертежи, разработанные ленинградцем Г. Григорьевым, и краткие технологические указания, полагая, что эти материалы будут полезны при вооружении парусом любой лодки аналогичных размерений.
Разрабатывая чертеж люгерного (рейкового) вооружения, считавшегося в свое время классическим для открытых шлюпок и гичек, я несколько модернизировал его, предусмотрев ликпазы в рангоуте и современную укладку полотнищ паруса. Предлагается наиболее простой в изготовлении и при управлении лодкой вариант — балансирный люгер с нижним рейком. Мачта вантами не раскрепляется, так как имеет небольшую высоту. Парус имеет площадь около 3,25 м2, т. е. даже меньше рекомендуемой в №25 сборника величины. Поскольку все равно ходить круто к ветру не придется, делать какие-либо плавники или шверцы, а тем более — шверт не советую.
Мачта и рейки — верхний и нижний — склеиваются казеиновым клеем из двух сосновых досок, причем на заготовках мачты нужно заранее вырезать и обработать гнердо для установки шкива фала, а на заготовках рейков — выбрать половины ликпаза. В случае затруднений с изготовлением рейков с лнкпазом можно применить простейший вариант с сезневкой паруса к цельным рейкам. Для этого на верхней и нижней шкаторинах паруса придется поставить через каждые 200—250 мм люверсы. Сечение рейков можно будет уменьшить, изменив размер 36 на 32 мм.
Отверстие в мачте под осевой болт 14 во избежание перекоса лучше сверлить после склейки. В гнездо шкива с обеих сторон вставляются жестяные или медные пластинки — оковки 16; их края отгибаются на мачту и прибиваются к ней мелкими гвоздиками. Шкив подбирается или вытачивается с канавкой под фал диаметром 8 мм. Утки 17 для крепления фала 4 и галса 7 ставятся, после, прострагивания мачты и крепятся шурупами 5X45 или двумя сквозными шпильками длиной 100 мм (при этом ганки надо утопить в тело утки).
Рангоут покрывается олифой и масляным лаком в два-три слоя, причем нельзя допускать попадания олифы и лака в ликпаз.
Для крепления мачты надо прорезать в носовой банке отверстие — пяртнерс, а к килю прибить степс — деревянную подушку 25X90X160 с гнездом 35X40 под нижний конец (шпор) мачты. Если мачту приходится ставить рядом с банкой (дело в том, что размеры и положение банки на разных партиях лодок могут незначительно изменяться), лучше сделать так, как рекомендуется в статье «Парус — ваш помощник»: прибить к краю банки пластину 150X350 из толстой бакфанеры с вырезом для прохода мачты. Советую во всех случаях в районе прохода через пяртнерс обить мачту парусиновой полоской.
Парус лучше всего пошить из легкой ткани (перкаль, например) с весом порядка 120—150 г/м2. Описываемый парус изготовлен из имеющейся в продаже неокрашенной ткани («АСТ», артикул 3924 по ТУ 1871—59 Лат. СНХ) весом 160 г/м2. На парус идет около 6 м ткани.
При построении рабочего чертежа и раскрое паруса применяется метод криволинейных шкаторин, т. е. парус шьется без «закладок». Вначале, исходя из ширины ткани 800 мм и конструкции паруса, производится разметка фальшвов. При закладке на целом полотнище трех 12-миллиметровых фальшвов и соответствующих отгибах по кромкам для выполнения основных соединительных швов расстояние между всеми швами получается равным 175 мм. Таким образом всего придется прошить 13 швов.
Наметив на полу контур паруса, следует определить длину отрезков ткани; при этом для уменьшения отходов при раскрое крайних коротких полотнищ можно разрезать куски ткани вдоль по основе на две части. На нарезанных полотнищах закладываются и тщательно «затираются» фальшвы, а затем заготовки подгоняются одна к другой с соблюдением перпендикулярности швов к хорде задней шкаторины паруса. Отметив взаимное положение полотнищ поперечными рисками — мелками, приступайте к шитью. Сначала надо прострочить на машинке основные швы, а уже затем фальшвы.
Прошитый парус растягивается, размечается его контур с учетом серпов по шкаторинам, снова выверяется перпендикулярность швов задней шкаторине и производится подкрой. Остается отделать парус: подогнуть и обшить шкаторины, нашить боуты и карманы для лат, обшить парус ликтросом и поставить по углам кренгельсы. Карманы для лат выкраиваются вдоль основы ткани с припуском на подгиб по контуру. Из эстетических соображений карман лучше совместить со швом или фальшвом. Откосик латкармана делается из отдельного лоскутика длиной 120—150 мм. Часть (подрубленная) откосика, прилегающая к задней шкаторине, не пришивается; образовавшийся при этом зазор нужен для того, чтобы вкладывать лату. Передняя часть латкарманов Прострачивается для прочности несколько раз.
Для обликовки применен пеньковый трос диаметром 6 мм. Кренгельсы — отверстия по углам паруса для растягивания по рейкам делаются диаметром 15—20 мм.
Шить парус нужно обязательно швом «зиг-заг», поскольку обычный шов не будет вытягиваться при вытягивании парусины под нагрузкой и не обеспечит вследствие этого необходимой прочности и красивой формы паруса (швы будут «тянуть»). Приспособлением для выполнения шва «зиг-заг» оборудуется большинство современных бытовых швейных машин; в случае надобности (например, для машин Подольского завода) его можно приобрести и отдельно. При шитье используйте нитки № 30. Более подробно об изготовлении парусов говорится в статье Д. Н. Коровельского «Как самому сшить парус» (сборник №3, 1964 г.)
Основать — закрепить парус на рейках нетрудно: он затягивается в ликпаз верхнего рейка углом Б, а в ликпаз нижнего рейка — углом Г, и короткими концами троса крепится через соответствующие отверстия в парусе и в рейках по углам.
Проводка фала очень проста: коренной конец фала закладывается — крепится узлом-удавкой к верхнему рейку, затем, отступив вверх на 5 см, завязывается выбленочный узел и закладывается петля (сегарс), которая надевается на мачту. Далее ходовой конец фала продевается через шкив в прорези на топе мачты и идет вниз; закладывается фал за утку с кормовой стороны мачты. Нижний реек притягивается к мачте тросиком (назовем его галсом), продеваемым через отверстие А в рейке и закладываемым за утку с носовой стороны мачты. Шкот крепится к нижнему рейку через отверстие Б.
В заключение отмечу, что наша шпоповая шлюпка под таким парусом развивает хороший ход на попутных курсах и в галфвинд. Разумеется, рассмотренный простейший вариант можно по-разному усовершенствовать и усложнять. В № 3 (25), например, был приведен эскиз с подвешиванием верхнего рейка на ракс-бугеле и с нижним рейком в виде гика, упирающегося пяткой в мачту; такой4 вариант сложнее, но парус будет работать лучше на обоих галсах, лодка пойдет круче к ветру.
Еще раз напомним, что при плавании под парусом необходимо строго соблюдать известные правила безопасности (о главных из них напоминает статья №25).