Многие владельцы мотолодки «Прогресс» хотели бы увеличить ее скорость, особенно, если лодка используется для дальних путешествий или семейных прогулок, когда нагрузка явно превышает возможности одного двадцатисильного «Вихря». Можно установить два мотора, но при этом возникают проблемы хранения и устройства дистанционного управления. В модернизированном «Прогрессе», который будет выпускаться с 1972 г., эти проблемы решены. Транец лодки имеет подмоторную нишу и крышки для двух моторов, лодка оснащена дистанционным управлением соответствующей конструкции. Но все это в будущем, а как быть владельцам старых «Прогрессов»?
В руководстве по эксплуатации «Вихря» сказано, что мотор оборудован для дистанционного управления. На прилагаемом чертеже показаны дырочка в передней ручке, прилив под упор боудена в поддоне и выведенный хвостовик оси привода воздушной заслонки. Предполагается, что ушки для штуртроса, упор боудена, качалку на оси и возвратную пружину должен делать сам покупатель. Дистанционное переключение реверса вообще не предусмотрено.
В свое время я сконструировал управление газом и реверсом, объединенное в одной рукоятке (сборник №15, 1968 г.), но оно предусматривало сложную переделку мотора. Теперь я предлагаю другую, гораздо более простую конструкцию.
На рис. 1 представлена общая компоновка деталей. Сплошными линиями показаны новые детали, штрих-пунктиром — штатные. На рис. 2 даны рабочие чертежи (без разверток) всех деталей, необходимых для доработки мотора.
Вместо старой планки переключения реверса устанавливается новая планка 5, передвигаемая тросами 1 и 22, с наклонным вырезом, в который входит цапфа вертикальной тяги реверса. На верхнем ребре планки против оси тяги реверса, установленной в нейтральном положении, которое фиксируется шариком в трубчатой оси 13 упора 2, сделана зарубка. При движении планки вперед на 22 мм включается задний ход, еще через 10 мм отгиб планки упирается в качалку 19 и поворачивает валик привода воздушной заслонки, что ограничивает число оборотов на заднем ходу. При возвращении планки в нейтральное положение пружина 21 снова частично прикрывает воздушную заслонку, преодолевая трение оси ее привода, и мотор начинает работать на малом газу. При движении планки на 22 мм назад от нейтрального положения включается передний ход, а при дальнейшем перемещении в тем же направлении ось воздушной заслонки посредством поводка 20 поворачивается в положение «Полный газ». Защелка заднего хода выключается при помощи качалки 3 и троса в боуденовской оболочке 9. Можно использовать штатную защелку.
При запуске холодного мотора планка 5 стоит в нейтральном положении. Дроссельная заслонка закрывается рукояткой румпеля.
Чтобы при этом можно было отпустить рукоятку, пружина 21 отцепляется от направляющего штыря колпака. После заводки пружина устанавливается на место. Это, конечно, не лучший выход, но устройство какого-либо расцепляющего механизма значительно усложнит конструкцию.
Чтобы обеспечить свободный разверст моторов на ±30° в тесной подметорной нише, ручку румпеля необходимо поднять вверх и зафиксировать в этом положении пластинчатой пружиной 8 и фиксатором 7. Выступ ручки нужно подпилить и просверлить в нем гнездо под фиксатор (см. вид А). Рукоятка должна свободно вращаться в любом положении. На некоторых моторах при поднятой рукоятке из-за небрежно выполненного литья не вращается шестеренка шарнира. Дефект надо устранить, подпилив неровности.
Планка 5 (рис. 2) делается из листовой стали или стального угольника 36X36X3, к которому привариваются выступы.
Теперь нужно установить моторы на козелки и разобрать: снять привод воздушной заслонки; отсоединить резиновые шланги от карбюратора и бензинового насоса; отсоединить на бобинах провода, идущие к кнопке «стоп»; снять карбюратор; заметить положение головки с цапфой относительно вертикальной тяги реверса и снять головку; отвернуть снизу поддона четыре болта, крепящие картер коленчатого вала и крышку цилиндров к поддону; отвернуть два болта слева, крепящие дейдвуд к поддону, и два справа, крепящие глушитель; снять поддон вместе с двигателем; отвернуть снизу поддона два потайных болта, крепящих к нему картер коленчатого вела; отделить двигатель от поддона.
Чтобы доработать поддон, нужно продлить фрезерованную площадку под планку реверса: впереди — вплотную к борту, позади — до прилива болта крепления поддона. Просверлить два отверстия ∅5,3 мм под упор 2 и два — под упор 6. Просверлить одно отверстие ∅8 мм в стенке поддона под оболочку троса 22. Выбить ось качалки защелки, снять качалку и просверлить в ней отверстие ∅2,7 мм. Такое же отверстие просверлить в кронштейне дейдвуда. Установить детали, как показано на рис. 1, и собрать мотор.
Рукоятка управления газом и реверсом (рис. 5) выполняется без блокировки, так как реверс включается на малом газу, а полный газ можно дать только на переднем ходу. Натяжение и регулировка тросов производится боуденодержателем 1. В нейтральном положении ролики 2 фиксируются шариковыми стопорами 3. В случае, если один мотор откажет, рукоятки можно соединить болтом 4. Проводка штуртроса должна позволять управлять одним мотором, установленным посредине транца и, кроме того, не препятствовать раздельному откидыванию моторов, для чего штуртрос нужно удлинить на 50 мм. Компенсировать это удлинение пружинами невозможно, поэтому моторы соединяются между собой телескопической тягой 14 (рис. 1 и 4), которая при отклонении одного из моторов на 10° расцепляется и (за счет растяжения внутренних пружин) удлиняется. Пр.т выравнивании моторов в одну линию тяга автоматически сцепляется и жестко соединяет моторы между собой.
Ролики штуртроса на транце расположены на оси наклона мотора в вертикальной плоскости, что обеспечивает неизменность длины троса при их откидывании. Для сохранения равномерного натяжения тросов при повороте моторов (на сколько подался один трос, на столько же должен укоротиться другой), точки крепления троса на каждом моторе отстоят от оси симметрии на некоторую величину, которая определяется расстоянием между мотором и роликами. Если на транце стоят два мотора, то штуртрос с помощью крючка зацепляется за пластину 18 (рис. 1). При управлении одним мотором, расположенным в ДП, штуртрос зацепляется с помощью удлиненных крючков за пластину 15. Пластине 18 в этом случае снимается.
В откинутом положении штуртрос цепляется за резиновую рукоятку струбцины крепления мотора к транцу. Поскольку мотор с транца не снимается, резиновую ручку можно отпилить, приварив вместо нее шестигранную головку, либо заменить болты на обычные (размеры см. рис. 1). Конструкция предусматривает хранение моторов на транце без отсоединения тросов управления. Сверху и по бокам они закрываются крышками, которые не должны выступать за борта и портить внешний вид лодки.
В нашей конструкции (рис. 3) моторы располагаются на 210 мм от ДП. Расстояние между лопастями винтов равно 180 мм (0,75 D).
Моторы хранятся в откинутом положении, которое фиксируется проволочными оттяжками 1, зацепляемыми за просверленные отверстия в задней ручке. Сзади вставляется заслонка 2, на которой шарнирно закреплена крышка 3. Бока закрываются откидными створками 4 со штырями 5 для фиксации заслонки 2. Спереди на отгибах створок 4 имеются отверстия, в которые вставляются замки 6 передней крышки 7. Замки представляют собой штыри с флажками (наподобие морских болтов). Верхняя крышка 3 запирается замком, для чего на ней приклепан обушок 8, а на переднюю крышку перенесен складной обушок 9.
В проходном положении створки 4 откидываются на кормовую палубу, а крышки и заслонка прячутся за спинку заднего сиденья, для чего заслонка имеет дополнительную петлю 10. Описанные крышки пригодны и для хранения одного мотора. Переделке подвергается нижняя часть заслонки 2, в которой вместо двух вырезов под дейдвуд делается один. Материал крышек и заслонки — твердый листовой дюраль (Д16Т) толщиной 1 мм.
Переделка транца сводится к следующему. Отвинчиваются болты и снимается транцевая деревянная доска вместе с нижним корытообразным профилем. Боковые кницы, обшивка транца и нижний угольник обрезаются (по чертежу). Отклепываются профили 11 и подрезается кормовая палуба, на транец приклепываются профили 12. Старый профиль 13 удлиняется профилями 14. Подгоняется сосновая доска 15 с приклеенной накладкой из фанеры 16, снятые угольники 11 снова приклепываются вместе с петлей 17 по краям вырезов в палубе. Нижний профиль 18 приклепывается к транцу и нижнему угольнику. Затем устанавливается доска 15 и верхний профиль 18, к которому предварительно приклепаны уголки 19. Доска 15 и профиль 18 просверливаются по старым отверстиям в транце. Весь пакет стягивается штатными болтами, по краям его сверлятся новые отверстия под болты М5, которые можно делать в виде шпилек из проволоки 0 5 мм с гайками по концам. Профиль 18 приклепывается к транцу и профилям 12. Под среднюю кницу ставится деревянная бобышка 20 и стягивается по старым отверстиям болтами. Крайние кницы приклепываются к транцу с помощью накладок 21.
Профили 12, 14 и 18 изготовляются из мягкого листового дюраля Д16М толщиной 2 мм с последующей закалкой (нагрев до ~500° и охлаждение в воде). Если нет дюраля, то эти профили можно изготовить из мягкой листовой стали толщиной 2 мм.
Как показали испытания лодки, переделанной под два «Вихря» по приводимым чертежам, из-за подъема днища против оси смещенного к борту мотора поток воды начинает обмывать болты крепления дейдвуда к редуктору. В результате увеличиваются брызгообразование и сопротивление. Моторы и кожухи — крышки для их хранения необходимо поднять на 50 мм, т. е. сделать высоту транца не 381, как указано в чертеже, а 430 мм, и соответственно изменить все связанные с этим размеры.