Основные данные катамарана "Норд-Вест-65К". Вариант "Б"
Длина, м | 6.100 |
Ширина, м | 2.700 |
Высота борта, м | 1.300 |
Вес корпуса, кг | 410 |
Водоизмещение, кг | 1700 |
Мощность ПМ, л.с. | 2x90 |
Число мест | 3 |
Этот катамаран подойдет для транспортировки грузов, занятий подводным спортом и рыбной ловлей, а также для использования спасательной, патрульной и инспекционной службами. Как и в варианте "А", он представляет собой остойчивую платформу, но здесь она гораздо просторнее — не загромождена надстройками — и удобнее для работы: обеспечивает свободный подход к борту, по которому проходит релинг высотой 200 мм. В носовой части катера пространство под трубкой релинга забрано фанерой, что повышает фактическую высоту борта до 1500 мм.
Посадка пассажиров — через носовую палубу по ступенькам вниз.
Уровень комфорта на катамаране обеспечивает возможность полноценного отдыха экипажа.
Кокпит благодаря прямоугольной в плане форме значительно просторнее, чем у любого однокорпусного катера такой же длины: его площадь ~10 м2. "Островная" рубка на кормовой половине катера вмещает экипаж из трех человек. В рубке, имеющей длину 2 м при ширине 1.2 м, можно оборудовать спальное место. По бортам рубки — откатные двери, на крыше — откидной люк диаметром 700 мм.
Кокпит самоотливной со шпигатами по углам. Вдоль бортов и в носу в пайоле имеются люки, закрываемые герметичными крышками.
В корпусах катамарана размещаются бензобаки и все необходимое снаряжение.
Форпик отделен герметичной поперечной переборкой на шп. 2 и разделяется выгородками на три рундука. Средний рундук предназначен для хранения якоря и концов. Рундуки загружаются через люки диаметром 400 мм. Подмоторная ниша отделяется от кокпита внутренним транцем — усиленной переборкой на шп. 10. Непотопляемость катера обеспечивается герметизацией форпика и вклеенным вдоль бортов и под пайолом вдоль моста легким пенопластом.
На случай ухудшения погоды необходимо иметь быстросъемный тент.
Постройка катера
Постройка катера по этому варианту ничем не отличается от описанной в предыдущем номере применительно к варианту "А".
Для разбивки плаза необходимо изготовить щит из фанеры или плотного картона размером 3000х1500 мм. Затем, пользуясь таблицей плазовых ординат и рабочими чертежами, на щите — плазе — вычерчивают все шпангоуты на оба борта и в натуральную величину. На каждом шпангоуте необходимо указать положение реданов, ребер жесткости, пазов обшивки борта и днища. По размерам, приведенным в спецификации, на чертежах и по рабочему плазу (проекция "корпус") заготовляют рейки, бруски, кницы, зашивку для переборок и транца.
Фанера для изготовления деталей обшивки корпуса должна быть авиационная березовая по ГОСТ 102-49.
Плоские элементы палубы, стенок и крыши рубки представляют собой трехслойные панели из жесткого пенопласта ПХВ-1 (средний слой толщиной 8-10 мм) и по одному слою стеклоткани Т11ГВС—9 с каждой стороны.
Эти детали можно изготовить на ровном полу. По всей площади изделия надо выложить куски пенопласта, смазать соединяемые торцы клеем, прижать один кусок к другому (не забыв подложить прокладку к полу); затем следует высушить и прострогать заготовку, после чего можно оклеить ее стеклотканью с верхней стороны. После просушки необходимо перевернуть заготовку, подготовить ее к оклейке и оклеить стеклотканью с другой стороны.
Корпус катамарана "Норд-Вест-65К" собирают на стапеле в положении вверх килем. Стапель — это два отфугованных 6.5-метровых бруса. Их надо выставить строго горизонтально, натянуть струну по ДП и разметить положение шпангоутов.
По контрольной линии (КЛ) на каждом шпангоуте следует прибить шергень-планку (временно!). КЛ — это линия дна самоотливного кокпита на высоте 600 мм от ОЛ.
Шпангоуты устанавливают шергень-планками на рабочие грани брусьев стапеля строго вертикально с проверкой по ДП и горизонту и закрепляют в выверенном положении. Можно приступать к установке и креплению продольного набора по днищу и по бортам.
Примыкающие к обшивке кромки продольного и поперечного набора тщательно малкуют. Листы обшивки днища и бортов устанавливают на эпоксидной смоле с запрессовкой гвоздями по ребрам жесткости и шурупами по шпангоутам.
Зашивать днище следует, начиная с моста; затем ставят спонсоны, а за ними — борта по поясьям от ДП к палубе.
Вдоль линии Р-1 выкладывают бруски пенопласта и после приклеивания обрабатывают с проверкой горизонтальности рабочей грани при каждом шпангоуте. Реданы изготовляют из дерева или пенопласта и устанавливают по разметке с плаза.
После зачистки корпус оклеивают стеклотканью, после просушки повторно зачищают и окрашивают.
Перевернутый килем вниз корпус устанавливают горизонтально, раскрепляют и убирают изнутри "обзол". Угловые соединения и все сомнительные места проклеивают "мокрым угольником". Комингс кокпита, стенки и крышу рубки, фальшборт монтируют на шурупах и "мокром угольнике".
По размерам фирмы-изготовителя мотора оформляют транец.
Спецификация деталей корпуса и узлов оборудования катера
- 1 — киль и форштевень, 40x80;
- 2 — скуловой стрингер, 40x40;
- 3 — привальный брус, 30x30;
- 4 — бортовой стрингер, 25x25;
- 5 — РЖ (ребро жесткости), 10x30;
- 6 — РЖ, 15x40;
- 7 — обшивка днища (мост), 6 мм;
- 8 — обшивка днища (верт. — верх), 6 мм;
- 9 — обшивка днища (верт. — низ), 6 мм;
- 10 — обшивка днища (спонсон), 6 мм;
- 11 — обшивка борта (верхн. пояс), 4 мм;
- 12 — обшивка борта (средн. пояс), 4 мм;
- 13 — обшивка борта (нижн. пояс), 4 мм;
- 14 — палуба, 6 мм;
- 15 — переборка (2 шп.), 4 мм;
- 16 — переборка (10 шп.), 4 мм;
- 17 — кница, фанера, 6 мм;
- 18 — выгородка, фанера, 4 мм;
- 19 — транец, 6 мм;
- 20 — рецесс, 6 мм;
- 21 — комингс кокпита (волнолом);
- 22 — стенка рубки, панель, фанера, 4 мм;
- 23 — дверь (откатная);
- 24 — транец внутр.(10 шп.);
- 25 — палуба (настил кокпита);
- 26 — пайол (крышка люка);
- 27 — люк (крыша рубки);
- 28 — люк (форпик);
- 29, 30 — трап (носовой);
- 31 — трап-сходня;
- 32, 36 — бензобак;
- 33 — кресло водителя;
- 34 — кресло для пассажиров;
- 35 — пульт управления;
- 37 — ПМ;
- 38 — остекление;
- 39 — флортим-берс, 100x25;
- 40 — топтимберс, 80x25;
- 41 — мост (верт.), 80x25;
- 42 — мост (горизонт.), 100x25;
- 43 — палуба, 80x25;
- 44 — мост (слом, 2 шп.), 50x25;
- 45 — мост (флор, 2 шп.), 80x25;
- 46 — стойка (2 и 10 шп.), 80x25;
- 47 — накладка, 80x25;
- 48 — брус тр., 25;
- 49 — брус тр., 25;
- 50 — брус, 10 шп., 100x25;
- 51 — брус, 10 шп., 50x25;
- 52 — поручень;
- 53 — релинг.
Примечание: дет. 1-4 изготовляются из сосны I сорта, выклеиваются из реек; детали обшивки и кницы — из водостойкой фанеры (ГОСТ 102-49).