В 1967 г. впервые на Балтийской регате гонки крейсерских яхт проводились с учетом гандикапа по международной обмерной формуле RORC.
Все 14 участвующих яхт были объединены в три группы. В первую группу вошли четыре яхты класса «Л-6», одна «CR-2», одна «Л-4» и две неклассные крейсерские яхты с парусами из отечественного лавсана: «Бригитта» — лучшая морская гоночная яхта Таллинского яхт-клуба «Калев» и «Ванемуйне».
Наша «Л-6» «Кама» Ленинградского яхт-клуба ДСО «Труд» выступала под обычными серийными парусами из материала арт. 4245 и большим перкалевым спинакером шириной около 10 м. Поскольку допустимая ширина спинакера (без добавки к гоночному баллу) для нашей яхты по обмеру составляла всего 6,7 м, то 55% превышения ширины добавлялось к основанию переднего треугольника, и наша яхта получила очень высокий гоночный балл. В результате, чтобы рассчитывать на успех в гонке, мы должны были отыгрывать на каждый час гонки у яхты «Л-6» «Карелии» — 30 сек., у «Л-6» «Балтики-II» — 57 сек., у «CR-В» «Балтики» — 70 сек.
Другие яхты по мерительным свидетельствам выглядели менее опасными, — «Бригитта» и «Ванемуйне» сами должны были отыграть у «Камы» на каждый час гонки по 2 мин. 24 сек. Однако эти яхты и их экипажи в действительности являлись слишком хорошими гонщиками, чтобы можно было их недооценивать. «Санта-Мария» должна была отыграть у нас 13 сек. на час гонки, так как у нее гоночный балл был выше нашего, что обуславливалось большой обмерной площадью переднего треугольника.
Яхтам предстояло соревноваться на трех дистанциях: в 40, 100 и 60 миль, причем 100-мильная гонка должна была быть ночной. Однако из-за штормовых ветров гонки были сокращены до двух 40-мильных и одной 60-мильной. Ночной гонки решено было не проводить, так как температура ночью не превышала + 3°С.
У второй стартовой группы (с гоночным баллом менее 24 футов) и «Фолькботов» дистанции были примерно в два раза короче.
Первая гонка проводилась 4 июня на дистанцию в 40 миль (см. схему 1). В этот день с утра стояла ветреная и ясная погода, ветер от WtS доходил до 6 баллов. Наш старт был назначен на 13 часов; к этому времени некоторые яхты Олимпийских классов, потерпевшие аварии, уже стали возвращаться в гавань. Эта же участь постигла во время старта и яхту «Л-4» «Линда» из нашей стартовой группы.
Со старта, проложив курс на первую марку в галфвинд, «Бригитта» и «Ванемуйне» вырвались вперед. Яхты шли 7,5-узловым ходом с креном на ватервейс. Буй Аэгна огибался в следующей последовательности: «Ванемуйне», «Бригитта», «Санта-Мария», «Балтика-II», «Кама», «Балтика» и «Карелия». Несмотря на свежий ветер, все яхты поставили спинакеры. На полном курсе «Балтика-II» несколько раз лувинговала «Санта-Марию». Во время одного из лувингов «Кама» с подветра обошла «Балтику-II» и вышла на 4-е место.
Разрыв между лидирующей «Ванемуйне» и остальными яхтами значительно уменьшился, так как на курсе фордевинд пять парусов стаксельного кэча закрывали друг друга и не позволяли развивать эффективную тягу.
Буй Курадимуна первой обогнула «Ванемуйне», за ней «Бригитта» и «Санта-Мария». На лавировке к бую Уусмадал начало ощущаться увеличение высоты волны и несовпадение ее с направлением ветра. При 4—5-балльном ветре WtS волна до 3— 4 баллов шла от W. Началась килевая качка, спустился туман. Яхты начали терять друг друга. На «Каме» решили сделать поворот, идти ближе к берегу, где меньше высота волны, и лавировать вдоль линии генерального курса на буй Уусмадал. Именно это и решило успех гонки. После поворота мы убедились, что волна пошла более полого к курсу, добрали шкоты, и через 10 минут «Санта-Мария» растаяла в дымке, а еще через некоторое время высота волны уменьшилась настолько, что на лавировке можно было не обращать на нее внимания. Так, в одиночестве, в туманной дымке «Кама» лавировала около полутора часов, имея значительно более благоприятные условия относительно других яхт. Разрыв между «Камой» и лидирующей яхтой значительно сократился.
«Ванемуйне» вынырнула из тумана прямо по курсу «Камы» всего в четверти мили, идя контркурсом со стороны моря точно на буй Уусмадал. Мористее в тумане появился силуэт «Бригитты». Буй Уусмадал первой обогнула «Ванемуйне», через 2,5 мин. — «Кама» и еще через 2,5 мин. — «Бригитта».
С учетом гандикапа мы пока были первыми. Начинался самый неприятный для нас курс — галфвинд.
До финиша около 14 миль, скорость примерно 6,5 узлов — это 2 часа хода. «Ванемуйне» и «Бригитте» надо отыграть не менее 25 минут, чтобы прийти первыми — маловероятный вариант, однако гонка есть гонка.
У буя Пальяссар «Бригитта» была уже всего в сотне метров от нас и, несмотря на крутой курс, поставила спинакер. На одном из порывов ветра спинакер заполоскал и разорвался. «Бригитта» поставила генуэзский стаксель и стала обходить нас. Финишную линию «Бригитта» пересекла на 15 сек. раньше «Камы».
Первая яхта финишировала через 6 час. 45 мин. после начала гонки. После подсчета гандикапа на первом месте оказалась «Кама» на втором «Ванемуйне», на третьем «Санта-Мария» и на четвертом «Бригитта».
Яхта «Карелия» на лавировке потеряла краспицу и сошла с дистанции.
Вторая гонка состоялась 7 июня (см. схему 2). Она была самой продолжительной и длилась около 13 часов. Первый курс на буй Уусмадал при ветре от StО силой 3 балла был почти в фордевинд. Яхты шли двумя группами. «Кама», «Ванемуйне» и «Карелия» проложились прямо на буй, а «Бригитта», «Балтика-II», «Санта-Мария» и «Балтика» пошли ближе к о. Нарген по более длинному пути — возможно, они рассчитывали на заход ветра. Но ветер не изменился, и буй Уусмадал яхты огибали в такой последовательности: «Кама», «Бригитта», «Балтика-11», «Ванемуйне», «Санта-Мария», «Карелия».
Ветер затем зашел на S, и все яхты выстроились в кильватер на длинной «трамвайной» лавировке. «Бригитта» и «Ванемуйне» начали выходить в лидеры. Потом ветер заштилел до 3—4 баллов и зашел на SWtW. «Бригитта», «Ванемуйне» и «Карелия» увалились и пошли в море, а «Кама», «Балтика-II» и «Санта-Мария» сделали поворот и пошли к берегу. Галс к берегу, во-первых, вел несколько ближе к бую Пакри, а во-вторых, в случае штиля под берегом скорее можно поймать ветер.
Обогнув буй Пакри, яхты растянулись длинной колонной. К бую Пальяссар разрыв между яхтами увеличился. Обогнув буй Пальяссар, лидирующие «Кама» и «Бригитта» заштилели. Ветер пришел от берега, слабый трехбалльный бриз от SOtS. «Кама» и «Бригитта» сошли с генерального курса и начали лавировку к берегу. «Кама» финишировала первой, второй — «Бригитта» и третьей — «Балтика-II», мастерски несшая спинакер от Пакри до Пальяс-сара и обошедшая многих конкурентов.
После подсчета гандикапа на первом месте оказалась «Кама», на втором — «Балтика-II», на третьем — «Балтика». Очень высокий гоночный балл «Бригитты» поставил ее на 4-е место.
Третья гонка состоялась 10 июня (см. схему 3). Старт был дан на фордевинд при ветре SO силой 3 балла. На старте у «Камы» пополз по задней шкаторине старый грот, она начала гонку под одним спинакером, поставив затем тяжелый штормовой грот. Буй Пальяссар «Кама» огибала последней.
Как всегда, яхты разделились на две группы. Одна пошла по более длинному пути под берегом, вероятно, в ожидании захода ветра («Бригитта», «Балтика-II», «Балтика»), а другая («Ванемуйне», «Санта-Мария» и «Кама») — прямо на буй Сурупи.
Уже на середине дистанции ветер начал заходить на SW. Если бы он зашел на W, то яхты, идущие под берегом, получили бы колоссальную наветренность. Однако ветер дальше не пошел, и Сурупский буй суда огибали почти в том же порядке) что и Пальяссарский, только «Ванемуйне» переместилась в лидеры.
Курс на S-веху о. Нарген был драматическим. Как обычно, на курсе фордевинд при ослаблении ветра отставшие яхты нагоняют идущих впереди, и все сбиваются в одну кучу. Это и случилось под Наргеном. В лидирующей группе первой стала «Балтика-II», «Кама» — второй, затем подошли «Ванемуйне», «Санта-Мария» и «Балтика». «Бригитта» находилась значительно мористее й несколько впереди основной группы. И тут начало раздувать с W на 3 балла. Вся армада тронулась с места и пятиузловым ходом пошла к бую Уусмадал. Менять или не менять грот в такой ситуации?
После буя Уусмадал ветер вновь начал скисать. «Санта-Мария» и «Балтика» пошли сразу же к о. Аэгна, рассчитывая получить там береговой ветер, а «Бригитта», «Балтика-II», «Кама» и «Ванемуйне» проложились прямо на буй Вахемадал. Неустойчивый слабый ветер дул порывами то с W, то с N, и экипажи то ставили спинакеры, то убирали их и ждали следующего порыва.
Яхты, шедшие под Аэгной, первые попали в полнейший штиль и замерли на месте.
Лидирующие «Бригитта», «Балтика-II» и «Кама» шли с разрывом в 100 метров друг от друга. Штиль застал их в 0,5 мили от буя Вахемадал. Темная полоса ветра появилась от берега. Она медленно приближалась к яхтам, а затем остановилась. «Бригитта» и «Балтика-II» первыми вошли в нее и с креном начали лавировку к берегу. Расстояние в кабельтов, отделявшее «Каму» от ветра, мы проползли за двадцать минут. «Бригитта» и «Балтика-II» за это время ушли вперед не менее чем на милю.
С учетом гандикапа первой стала «Балтика-II», прошедшая дистанцию за 8 часов, второй «Бригитта», третьей «Кама» и четвертой «Ванемуйне». «Санта-Мария» и «Балтика» так заштилели у Аэгны и полуострова Вимси, что вынуждены были прекратить гонку.
Прошедшие гонки убедительно показали преимущества яхт класса «Л-6» перед другими типами крейсерских яхт. Это преимущество было доказано на парусах из обычной ткани.
Проведение крейсерских гонок на Балтийской регате с зачетом по RORC формуле целесообразно и оправдано по многим причинам. Во-первых, эта формула позволяет более объективно сравнивать результаты гонок неклассных яхт, чем старая «KR» формула, во-вторых, открывает возможность принимать участие в крейсерских гонках на Балтийской регате зарубежным гостям, а нашим спортсменам — в зарубежных соревнованиях; и в третьих, введение этой международной формулы способствует развитию отечественного морского яхтостроения, так как единственная возможность выявить истинные качества новых крейсерских яхт («Л-6», « CR-В» и др.) и совершенствовать их далее — это сравнение с другими яхтами в условиях морских гонок с зачетом по формуле RORC.
Включение крейсерских гонок в Балтийскую регату способствует развитию искусства морских гонок и поднятию общего уровня морской культуры.
Поскольку в настоящее время почти все спортивные общества Балтийского бассейна имеют новые крейсерские яхты, было бы полезно включить гонки на них в специальный командный зачет.